ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > «Революция олигархов» в Украине: отменена или отложена?
«Революция олигархов» в Украине: отменена или отложена?8-01-2013, 13:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||||||||||||||||||
«Революция олигархов» в Украине: отменена или отложена?Ростислав Павленко
Последние годы одна из модных тем политических обзоров в Украине и об Украине — вопрос «революции олигархов». Дескать, усиление Януковича как абсолютного правителя (а не «представителя кланов») и разрастание влияния его «Семьи» (родственников и узкого круга их друзей), которую саму уже причисляют к полновесным олигархическим кланам, нервирует украинских олигархов. Тем более что усиление «Семьи» происходит во многом за счет интересов других групп.
В СМИ даже сообщалось о «саммите в олигархических кругах», произошедшем в начале 2012 года – с обсуждением вопроса о том, как обеспечить свое состояние и свободу в условиях формирования диктатуры одной Семьи.[1] Впрочем, до дворцового переворота и даже сколько-нибудь значимой фронды не дошло. Вместо открытого противостояния «Семье» основные «держатели акций» в украинском олигархате, можно сказать, ограничились полумерами.
Одной из таких полумер, по версии, наиболее популярной в СМИ, было «раскладывание яиц в разные корзины». Проще говоря, поддержка оппозиционных или квазиоппозиционных партий в обмен на включение своих людей в список или будущие преференции. Такие связи активно искали журналисты;[2] в них обвиняли друг друга оппозиционеры. Впрочем, первые недели парламентской работы не подтвердили предсказаний об обслуживании оппозиционерами интересов олигархов. В состав вновь сформированного правительства Азарова вошла только Наталья Королевская; как прокомментировали это назначение в Партии регионов, она якобы получит возможность «выполнить свои обещания» – в том числе по зарплате в 1000 евро и пенсии в 500.[3] Впрочем, размах избирательной кампании Королевской и без того наводил на мысль о сотрудничестве с властью.
Поэтому, если это назначение и стало сюрпризом, то, скорее, в связи с тем, насколько цинично нынешняя власть в Украине относится к социальной политике. Соответствующее министерство поручено именно Королевской, которая прежде не имела подобного опыта и вряд ли является человеком, способным повлиять на чье-либо решение в правительстве или системе – точнее, «вертикали» – власти в целом.
На этом примере наглядно видно: на ближайшее время основные экономические и политические игроки в Украине не планируют резких движений. Скорее, сохраняют за собой варианты для будущих маневров. И особенно рельефно это видно по составу «нового правительства старого премьера» Азарова.
Правительство «Семьи и молодежи во главе с пенсионером»
Первое, что бросается в глаза – «Семья» еще больше упрочила свои позиции по влиянию на ключевые сферы жизни как общества, так и истеблишмента. Еще в 2011 году, после тогдашних перетасовок в правительстве, зашла речь об упрочении «Семьи» через влияние на рычаги государственной власти. Тогда появлялись и предположения о том, что-де «олигархи этого не потерпят». Однако окружение (семьи) Януковича укрепляло свою власть с оглядкой на психологические особенности ключевых игроков.
С одной стороны, непосредственно в руки людей, которых связывают те или иные отношения с Януковичами (в первую очередь, со старшим сыном президента Александром), были отданы институты, внушающие украинскому бизнесу, даже олигархическому, уважение. Это государственные финансы (соответствующее министерство и Нацбанк), фискальные (а в украинских реалиях – и конфискационно-экспроприаторские) органы (налоговая администрация), силовой блок (прежде всего, министерство внутренних дел). Ключевые для жизни страны и влияния на бизнес ведомства возглавили сравнительно молодые люди, преданные лично главе государства и его родным.
С другой стороны, представителей остальных олигархических групп не обходили стороной при распределении государственных средств, а на откуп их структурам отдавались целые отрасли экономики. [5]
При этом соблюдался интересный паритет. Например, с Ринатом Ахметовым в исполнительной власти связывали едва ли не наименьшее число топ-чиновников. Однако, по данным СМИ, это компенсировалось экономическими преференциями. Так, согласно сообщениям в прессе, структуры Ахметова контролируют, по крайней мере, не меньше половины всей угледобычи и более 60% теплоэнергогенерации в Украине;[6] принимая во внимание активы в металлургии и других сферах, речь идет о системном влиянии на ситуацию в стране.
Правда, при этом не были забыты и интересы «Семьи». Фирмы, связанные со старшим сыном Виктора Януковича Александром, в течение 2012 года выиграли тендеры в угольной отрасли примерно на 8-9 млрд. гривен. [7]
В нынешнем правительстве эти тенденции имеют занимательное продолжение. Непосредственно «Семья» дополнительно укрепилась прямым влиянием на энергетику, вооруженные силы и экономику в целом.
Более того, налоговую администрацию, таможню и администрирование единого социального сбора свели под одну крышу – в новообразованное Министерство доходов и сборов (в народе тут же получившее прозвание МИНСДОХ) во главе с близким к «Семье» Александром Клименко. Абсурдность создания такого «суперфискального» органа прокомментировал Виктор Пинзеник: «Не может заниматься налоговой политикой (а министерства производят политику) орган, осуществляющий администрирование налогов. Это все равно, что работнику ГАИ дать право самому устанавливать правила дорожного движения».[8] Однако именно такая логика, похоже, устраивает авторов этой идеи.
Другие «донецкие» и «союзные» группы ослабили свое представительство в исполнительной власти. Например, «повышение» до вице-премьеров Юрия Бойко и Константина Грищенко, которых связывают с Дмитрием Фирташем, может обернуться реальным снижением их влияния. Соответственно министерства энергетики и иностранных дел возглавляют представители других групп, а без многотысячного министерского аппарата системное влияние на экономические и административные процессы оказать сложно.[9] «Старые донецкие» (представители еще советской, традиционной номенклатуры региона) получили посты формально значимые (премьера и спикера), но реально маловлиятельные в условиях, когда ключевые министерства контролируются «чужими» с прямым выходом на президента.
«Малые кланы» (группы Клюева, Колесникова, не говоря уже о попутчиках вроде коммунистов или литвиновцев) громких постов лишены. Разве что Клюев остался на посту секретаря Нацсовета по безопасности и обороне – но и этот пост, скорее, свидетельствует о его остающихся связях с президентом, чем о реальном влиянии на текущие процессы в истеблишменте и стране.
Зато заметно усилились позиции Ахметова. В отличие от предыдущего периода, с ним связывают довольно знаковые назначения, в том числе в экономическом блоке, в сфере транспорта и подобных, небезынтересных для бизнеса отраслях. Правда, обозреватели подмечают довольно характерную деталь: даже те члены правительства, которые напрямую связаны с тем или иным «кланом» (в первую очередь Ахметовским), не чужие и для «Семьи» – так или иначе с ней связаны.[10]
Такой перекос в назначениях представляется не случайным. Учитывая показанное выше системное влияние самого богатого в Украине человека на основные отрасли экономики и коммунального хозяйства, он остается для «Семьи» «абсолютным союзником». Пока этот союз будет существовать, попытки «фронды» либо «дворцовых переворотов» будут иметь мало шансов на успех.
Не исключено, что соображения личной безопасности и поиска гарантий лояльности истеблишмента в преддверии выборов-2015 и предопределили модель укрепления «вертикали власти», избранную Януковичем. В дальнейшем можно ждать усиления «Семьи» (возможно, с формальным назначением нынешнего первого вице-премьера Арбузова главой правительства) – при сохранении позиций Ахметова и выделении «сфер интересов» лояльным меньшим кланам.
Правда, линейность и безальтернативность такого сценария отнюдь не бесспорны. Дело в том, что уже в ближайшее время «вертикаль» Януковича должна будет найти ответы на системные вызовы: общественно-легитимный, экономический и внешне-политэкономический.
И не исключено, что в очередной раз «поставленные на место» кланы захотят воспользоваться неудачами «Семьи» при попытках ответить на эти вызовы.
Недопоражение власти, недопобеда общества
Но, с другой стороны, победу сложно назвать убедительной. Фактически власть получила свои базовые 25% — плюс бонус на все задействованные «ресурсы». Ни Андрей Клюев, ни Сергей Лёвочкин, которые, очевидно, давали президенту повышенные обязательства, в этом смысле с задачей не справились. Уменьшение участия соответствующих групп в распределении властных постов может быть некой мерой их ответственности за произошедшее.
Более того, общество показало готовность к обновлению политической элиты (истеблишмента). Молодежь и либерально настроенные граждане большинства регионов проголосовали за партию УДАР (Украинский Демократический Альянс за Реформы) Виталия Кличко, шедшую во власть под лозунгом борьбы с коррупцией и достижения Украиной европейских стандартов.
Избиратели Западной и Центральной Украины поддержали также праворадикальную «Свободу» — в надежде, что ее бескомпромиссность станет фактором сдерживания Партии регионов.
В целом, расклад политических позиций в Верховной Раде VII созыва оказался таким:[12]
Партия регионов совместно с коммунистами и примерно половиной внефракционных депутатов обеспечивают 240-250 голосов. Этого достаточно для проведения через зал решений. Например, для жеста Януковича и Ко в сторону «старых донецких» и назначения на пост спикера Рады Владимира Рыбака, а премьера – все того же безотказного Николая Азарова.
Правда, как только инерция политической целесообразности и взаимозачеты с выборов буду исчерпаны, каждый последующий поставленный на голосование вопрос может порождать у коммунистов, внефракционных, да и представителей некоторых групп в ПР желание несколько улучшить положение собственных дел в обмен на свой голос.
То, что без этого большинство не будет стабильным, продемонстрировал курьез при голосовании за лишение депутатских полномочий представителей партии власти, делегированных в Кабинет Министров. Оппозиционные фракции за соответствующие решения не голосовали – и у власти произошла осечка: не хватило голосов для лишения полномочий Игоря Прасолова, назначенного министром экономики.[13]
Такая ситуация означает, по крайней мере, одно: конституционного большинства, способного изменить Конституцию в угоду Януковичу, у «вертикали» нет. Поэтому в СМИ и среди экспертов активно муссируется слух о том, что новая Конституция, которая была бы удобна Януковичу, может быть проголосована на референдуме. Такая Конституция, кроме других полезных вещей (например, лишения депутатов неприкосновенности) предусматривала бы, например, избрание президента в парламенте; или избрание народом, но в один тур и по системе относительного, а не абсолютного большинства.
Закон «О всеукраинском референдуме»,[14] который может быть использован для осуществления этого сценария, заслуживает отдельного упоминания.
Во-первых его протолкнули «из-под полы» в Верховной Раде VI созыва, с нарушением процессуальных норм. Подобно «закону о языках», законам о бюджете, о выборах, этот закон был внесен в зал неожиданно и за 10 минут, без обсуждения, без внесения изменений (более 1000 поданных правок) принят.
Во-вторых он несовершенен как в части соответствия Конституции, так и юридической техники. Юристы экспертного управления Аппарата Верховной Рады пишут: «закон не в полной мере соответствует Конституции Украины, а также не содержит надлежащих и эффективных механизмов реализации конституционного права граждан…. Кроме того, проект нуждается в существенной терминологической и технико-юридической доработки, в том числе и с целью унификации системы нумерации внутри статей проекта».
В-третьих в законе прописаны нормы о манипуляциях с общественным мнением и проведения только такого референдума, который будет выгоден власти:
закон предусматривает возможность принятия новой Конституции или внесения изменений и дополнений к существующей. Это прямо противоречит самой Конституции, где порядок ее изменения прописан в XIII разделе;
закон подменяет волю людей волей чиновников.
сама система организации референдума позволяет провести только такой опрос, который желает власть: комиссии формируются ЦИК из числа кандидатов, поданных местными органами власти;
в Законе прописаны все нормы, которые позволяли проводить манипуляции на местных и парламентских выборах (голосование на дому, постоянный «повторный подсчет голосов» аж до получения правильного результата, удаление из помещения комиссий журналистов и наблюдателей по решению комиссий).
Наконец, закон не устанавливает требования на количество граждан, принявших участие в референдуме. Тo есть, решение может быть принято меньшинством граждан от имени всего общества. Точнее, сфабриковано властью и подкреплено нарисованными в ЦИК голосами.
Впрочем, представители ЕС и США уже заявили четкую позицию, что считают неприемлемым избрание президента Украины в парламенте. В свое время такая позиция Запада помогла Кучме не поддаться искушению пойти на третий срок в парламенте, или вообще баллотироваться вновь после решения Конституционного Суда о том, что два его срока вполне можно засчитать за один.
Но Янукович – не Кучма; для отказа от «шулерского» избрания будут необходимы не только внешние, но и внутренние факторы. Социология фиксирует падение доверия к власти и готовность к протестам. Однако этот потенциал может сыграть, только если найдется лидер, способный соответствующие настроения грамотно поддержать и возглавить соответствующее движение «за лучшее будущее».
По данным Киевского международного института социологии, всего государственным структурам доверяет (полностью или скорее) около трети граждан — 27%.[15]
При этом ТОП-3 факторами, которые изменили отношение населения к органам государственной власти и, вероятно, мотивировали граждан в большей степени доверять чиновникам, являются:
борьба госструктур с коррупцией — 54%,
открытость и прозрачность деятельности — 31%,
улучшение качества обслуживания — 22%.
Власть же продолжает действовать прямо вопреки соответвующим ожиданиям. Поэтому растут протестные настроения. По данным директора фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Ирины Бекешкиной, если в 2002 году 31% украинцев были готовы участвовать в протестах, в 2012 – 52%.[16]
Но для того, чтобы протесты были многолюдными, необходимо три фактора. Во-первых, это непосредственный повод. По словам Бекешкиной, в 2004 году это была фальсификация выборов, позднее — принятие различных законов, ликвидация льгот. Вторым фактором является наличие лидера (-ов), которым верят люди; а последний залог проведения митингов – то, что люди должны видеть последствия протестов. «Если власть будет тупо провоцировать народ как сейчас, акции протеста очень вероятны уже сегодня», - добавила социолог.
Поводом для начала подобных акций может оказаться простой, но чрезвычайно важный фактор – социальный. Падение поддержки власти, в том числе в «базовых» для нее регионах востока и юга страны, связано с падением уровня жизни, которое продолжается и усугубляется – на фоне безнаказанности и демонстративной роскоши верхушки руководства страны.
По данным Госслужбы статистики Украины, в 2012 г. процент людей, которые тратят более 60% семейного бюджета на питание, то есть являются бедными, вырос до 41,5%.
С этим сопоставимы данные о самооценке украинских граждан. По данным опроса компании GfK Ukraine, во втором квартале 2012 г. 10% украинцев вынуждены экономить на питании, а 28% для приобретения одежды и обуви необходимо сэкономить или одолжить.
И это – после возрастания потребления в «тучные» годы до 2008 и всех надежд на «покращення» («улучшение»), которое обещала нынешняя власть.
Поэтому, если власть хочет оградить себя от социальных потрясений (которые вполне могут перерасти в политический кризис) уже в 2013, году она должна обратить очень серьезное внимание на наполнение бюджета. А вот с этим в Украине наступают системные проблемы.
Кто оплатит счет?
Это – в условиях начинающейся рецессии (производство и ВВП в целом уходят в «минус») и на фоне нерадужных прогнозов по рынкам сбыта основной продукции украинских предприятий.
Резервы НБУ упали ниже критического уровня, поскольку уже не покрывают объем трехмесячного импорта, как это принято в международных расчетах. Такая ситуация наблюдается впервые за последние десять лет.[19]
Дефицит платежного баланса Украины за январь-октябрь 2012 года, по сравнению с соответствующим периодом 2011 года, увеличился в 1,9 раза — до $2,797 млрд.
Согласно исследованию Европейской бизнес ассоциации, на конец 2012 г. индекс инвестиционной привлекательности Украины достиг низшего предела с 2008 г.
При таких показателях критически важным для власти остаются перспективы привлечения средств для финансирования разрастающегося бюджетного дефицита. В госбюджете на 2013 год уже приняты серьезные меры по сокращению затрат – но, прежде всего, социальных. Так, впервые за несколько лет зарплаты и пенсии будут повышаться не поквартально, а только дважды, да и то на 13 и 10 гривен. Расходы на образование уменьшены на полтора миллиарда гривен. Но при этом до 2,5 млрд. грн. повышаются затраты на обслуживание высших органов власти (президента, парламента, правительства) и более чем на четверть – на содержание Службы безопасности и Генпрокуратуры, которых многие считают «стражами режима».
Необходимые средства можно взять в долг. Но тогда необходимо поддерживать конструктивные отношения с потенциальными кредиторами, которые могут одолжить много, надолго и под невысокие проценты – прежде всего ЕС и МВФ. А с этими институтами есть проблемы в отношениях – как экономические, так и ценностные. Окружение Януковича загнало себя в угол, пойдя на политические репрессии – и теперь вынуждено либо как-то решить эту проблему, либо не рассчитывать на дешевые кредиты.
Можно также провести реформы и получить средства в виде налогов. Заодно наладятся и отношения с кредиторами. Но этот путь противоречит самой природе властных отношений, выстраиваемых «вертикалью». Ведь для того, чтобы улучшить, например, бизнес-климат, нужно навести порядок в регуляторной политике, обеспечить независимость судебной власти и гарантировать неприкасаемость частной собственности. А как тогда гарантировать решения, «нужные нужным людям»? [20]
Поэтому власть идет на стратегически проигрышные, но оттягивающие финал шаги. Например, размещение евробондов, облигаций внутреннего государственного займа – под высокие проценты.[21] Или инициируя новый сбор – 15% с обмена валют гражданами, надеясь на то, что граждане начнут массово сдавать валюту (идея, впрочем, пока не реализована).[22]
И остается, конечно, пресловутый российский вектор – получение преференций от руководства Российской Федерации, прежде всего — снижение цен на российский газ и либерализация доступа украинских товаров на российские рынки. Однако такой шаг не является чисто экономическим: президент РФ Владимир Путин и представители его правительства четко связывают любые экономические уступки со вступлением Украины в Таможенный союз.[23] То есть, передачей части суверенных прав по установлению таможенных пошлин наднациональному органу, в котором, кстати, Россия имеет около 57% голосов.
Нужда никогда не бывает основанием успешных переговоров»
Вне зависимости от фамилии президента или премьера в Киеве, исповедуемых ими идеологий, генеральная линия Москвы не меняется. «Чтобы всех отыскать, воедино созвать»… — это не про Толкиеново Средиземье. Это про постсоветское пространство. Пример Беларуси, попавшей по милости своего президента в Таможенный союз, красноречиво рисует перспективу ближайших лет, если сценарий «независимость в обмен на газ» все-таки будет реализован. В обмен на каждую ценовую уступку или кредит – Беларусь уступает часть собственности на системообразующие предприятия.[24] Казахстан, экономически более сильный, все же чувствует все возрастающее давление, мешающее сполна реализовать стратегические интересы в регионе.[25]
Впрочем, подобная перспектива не устраивает и украинских олигархов. В некоторых СМИ даже выдвигались версии, что Янукович и Ко способны выстроить сепаратные отношения с США, допустив в Украину энергетические транснациональные компании в обмен на открытие «калитки из международной изоляции».[26] К сожалению, факты пока не дают оснований для оптимизма.
Несмотря на проведенные конкурсы, до сих пор не подписаны соглашения о разделе продукции с инвесторами-ТНК (Shell, Shevron) на Юзовском, Олеском и Скифском участках добычи энергоносителей. Более того, на Юзовском и Олеском участках партнером инвесторов со стороны государства стали структуры, считающиеся близкими к власти, которые получили 10% в консорциумах.
А пока на западном направлении побед нет, партнер на восточном реализует «тактику малых побед». Если добиться вступления Украины в Таможенный союз с наскоку не получится, не исключены попытки навязать ей «газотранспортный консорциум», в котором будут присутствовать только российская и украинская стороны, причем менеджмент будет российский. Этот и подобные шаги опасны тем, что формируют «наклонную плоскость», ступив на которую, отстоять независимость в принятии решений будет очень непросто. И чем больше подобных шагов будет делаться, тем быстрее европейская интеграция (которая официально определена в украинском законодательстве как внешнеполитический приоритет) сменится евразийской – или, проще, российской.
По иронии ситуации, активные действия оппозиции, направленные против Таможенного союза и подобных инициатив, могут помочь власти. На переговорах что с российской, что с европейской стороной «неприятие в обществе» можно сделать аргументом для отказа от необратимых действий.
Ну и, в целом, основой для переговоров с Россией должна стать не «нужда» (в снижении цен и пр.), а прагматический интерес. Общие равноправные проекты – вполне жизнеспособная альтернатива, на которой могли бы строиться двухсторонние отношения. Однако для этого украинский истеблишмент должен разучиться просить, а, наконец, осознать, что уважают не «приятных» и податливых, а сильных.
Третья революция?
Генетическая память и «естественный» отбор (то есть, построенный на принципах животного мира, без привлечения чисто человеческих качеств, таких как, например, уважение к правам и собственности других) быстро «помогают» выстроить пирамиду, на вершине которой оказываются даже не самые сильные, а самые наглые и ловкие. Сограждане рассматриваются ими исключительно как источник ресурсов. Главная беда с таким устройством – оно всегда «субоптимально» — то есть, далеко от эффективности в обеспечении потребностей граждан (чем, по идее, должно заниматься государство).
Более того, оно очень неустойчиво к внешним влияниям, способным разрушить хрупкое равновесие при перераспределении влияния и ресурсов. Не менее хрупко оно и в случае, если теряет внутреннюю легитимность: олигархам становится не на кого и не на что опираться.
Поэтому с такой кажущейся легкостью падают диктаторские «олигархические» режимы, когда теряют хотя бы молчаливую готовность граждан терпеть их – или если внешние игроки находят правильные «болевые точки».
Проблема, однако, в том, что такие режимы по определению не терпят присутствия развитого гражданского общества. В свою очередь, это ведет к дефициту квалифицированных (либо хотя бы достаточно преданных идее перемен в стране) кадров; конфликтам между победителями; усталости населения, которое хотело изменений уже сегодня.
Поэтому столь часты разочарования в «новых демократиях» и нередки рецидивы диктатуры (под тем или иным соусом).
Сказанное сполна относится к Украине. Если смотреть на историю, украинцы были весьма успешными бунтарями – но крайне неудачно распоряжались плодами победы. Чтобы не путаться в исторических аналогиях, останемся в нашем времени и вспомним, что погубило надежды, рожденные Оранжевой революцией 2004-го.
Впрочем, на эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. За последние 20 лет Украина дважды (1991 и 2004) резко и вопреки «линейным» ожиданиям существенно меняла курс, направление развития и его содержание. Постфактум находились убедительные объяснения насчет предпосылок во внешней конъюнктуре, динамике развития общества и отношениях элит (истеблишмента). Однако мало кто мог предсказать такое развитие событий до их начала.
С другой стороны, схожие предпосылки в 2000 («Украина без Кучмы») или в 2011 (в контексте политических репрессий) так и не вылились в значимые общественные изменения.
Об Украине иногда говорят как о стране, вечно стоящей перед выбором. В преддверии президентской кампании-2015 такой выбор вновь обретает очертания. В обществе накоплен запрос на изменения, оно экспериментирует с новыми силами и ждет, как они себя проявят. Оппозиция фактически «прижата к стене» — либо она сможет опереться на поддержку значительных общественных групп и найти пресловутую «поддержку масс», либо будет маргинализирована и проиграет власти вчистую. От того, насколько успешными во взаимодействии с обществом будут силы, выступающие за демократические изменения, зависит и поведение разных сегментов элиты (истеблишмента), в том числе и олигархов.
Линейный сценарий, в котором оппозиция неубедительна, протестные выступления – разрознены, общественные организации – невлиятельны и маргинальны, а СМИ зависимы от административного и финансового ресурса, ведет к упрочению «вертикали». Социально-экономическая ситуация будет ухудшаться, но, не видя альтернативы, граждане будут больше беспокоиться о выживании, чем о судьбах и курсе страны. На этом фоне переизбрание Януковича выглядит вполне реальным. Правда, его гипотетический второй срок президентства может оказаться и неполным; кризисные явления накапливаются до предела, и вероятность стихийного протестного взрыва и смены власти «вслепую», по сценарию «арабской весны» 2011 или «латинской зимы» 2000, возрастает с каждым годом пребывания у власти Януковича и его «вертикали».А в таких условиях, как никогда, возрастает роль конкретной личности и конкретного случая в истории. Так что наступивший 2013 год будет нескучным и для «вертикали», и для олигархов, и для оппозиции, и для общества в целом.
[1] Мостовая Ю. Perpetuum-peredelum // Зеркало недели. Украина.- 20 января 2012,- №2: http://zn.ua/POLITICS/perpetuum-peredelum-95998.html
[2] См., например, серию Украинской правды «Олигархи на выборах»: http://www.pravda.com.ua/articles/2012/09/7/6972227/ и далее.
[3] В ПР не скрывают, что решили сделать из Наташи окончательное посмешище // Обком.- 25 декабря 2012:http://obkom.net.ua/news/2012-12-25/1255.shtml
[4] http://www.facebook.com/sergij.rudenko1
[5] Дуда А., Крігер О. Родоплемінний звичай: кадрова політика влади нагадує стосунки у первісних суспільствах // Український тиждень.- 28 листопада 2011: http://tyzhden.ua/Politics/35558
[6] Віннічук Ю. Домінування Ріната Ахметова: енергетика // Українська правда.- 24 січня 2012:http://www.epravda.com.ua/publications/2012/01/24/313809/
[7] Фірми, пов’язані із сином Януковича, за рік виграли близько 9 «вугільних» мільярдів // Українська правда.- 30 грудня 2012:http://www.epravda.com.ua/news/2012/12/30/353715/
[8] Пинзеник: У новому уряді не люди підбиралися під потрібні функції, а функції підганялися під потрібних людей // Сайт партії УДАР: http://www.klichko.org/ua/news/news/pinzenik-u-novomu-uryadi-ne-lyudi-pidbiralisya-pid-potribni-funktsiyi-a-funktsiyi-pidganyalisya-pid-potribnih-lyudey
[9] Лещенко С. Уряд Сім’ї Януковича. Версія 1.0 // Українська правда.- 25 грудня 2012:http://www.pravda.com.ua/articles/2012/12/25/6980434/
[10] Мостова Ю. Зворотний відлік // Дзеркало тижня. Україна.- №49, 27 грудня 2012: http://zn.ua/POLITICS/obratnyy_otschet-114512.html
[11] ОБСЕ: украинские выборы были недостаточно соревновательными // Украинская правда.- 03 января 2013:http://www.pravda.com.ua/rus/news/2013/01/3/6980921/
[12] См. официальный сайт Верховной Рады Украины: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/site2/p_fractions
[13] Партия регионов объяснила оппозиции, что раз ей так не нравились кнопкодавы, пусть теперь сама за все голосует // Обком.- 2012.- 25 декабря.- http://obkom.net.ua/news/2012-12-25/1300.shtml
[14] См.: Закон про всеукраїнський референдум // Верховна Рада України:http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
[15] Довіра населення України до держструктур: http://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=57
[16] Нині в Україні найвищі протестні настрої // ZAXID.NET http://zaxid.net/home/showSingleNews.do?nini_v_ukrayini_nayvishhi_protestni_nastroyi__sotsiolog&objectId=1265210
[17] Борг України перевалив за 500 мільярдів гривень // Газета по-українськи.- 26 грудня 2012:http://gazeta.ua/articles/business/_borg-ukrajini-perevaliv-za-500-milyardiv-griven/474662
[18] Пік виплати боргів України припадає на 2013 рік // Економічна правда.- 18 жовтня 2010:http://www.epravda.com.ua/news/2010/10/18/252608/
[19] Числовые данные см. сайт Госслужбы статистики Украины: http://www.ukrstat.gov.ua/
[20] Павленко Р., Калинчук Д. Contra naturam // Тиждень.- 2011.- №14 (179): http://tyzhden.ua/Politics/20371
[21] Украина взяла в долг более миллиарда долларов // Главком.- 20 ноября 2012: http://glavcom.ua/news/99200.html; Минфин разместил 5-летние гривневые ОВГЗ на более, чем 1 млрд грн. // РБК-Украина.- 3 января 2013:http://www.rbc.ua/rus/top/show/minfin-razmestil-5-letnie-grivnevye-ovgz-na-bolee-chem-1-mlrd-03012013181300
[22] 15-процентный налог на продажу валюты // Минфин.- 4 декабря 2012: http://minfin.com.ua/currency/tax/
[23] Путин поставил Януковичу жесткий ультиматум // Левый берег.- 8 сентября 2012:http://lb.ua/news/2012/09/08/169560_putin_postavil_yanukovichu_zhestkiy.html
[24] Олексієнко О. Білорусь продано: дешеве паливо може коштувати їй суверенітету // Український тиждень.- 2 грудня, 2011: http://tyzhden.ua/World/36649/
[25] Леонов О. Митний союз виснажив Білорусь і Казахстан // Український тиждень.- 27 вересня, 2011:http://tyzhden.ua/World/31617
[26] Мостовая Ю. Сэмостоятельный Янукович // Зеркало недели. Украина.- №20, 01 июня 2012:http://zn.ua/POLITICS/semostoyatelnyy_yanukovich-103152.html
[27] См., например: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы.- СПб, 2004.- 342с.: Он-лайн, напр., здесь:http://www.klex2.ru/624 Источник: Русский вопрос Вернуться назад |