На днях представители ВВС России назвали предварительной причиной катастрофы двух “Су-27” перед авиасалоном в Жуковском “трагическое стечение различных обстоятельств”.
А уже на похоронах пилота Игоря Ткаченко бывший главком ВВС Михайлов фактически обвинил в катастрофе летчика Виталия Мельника, бывшего в тот день ведомым. Что скрывается за “стечением обстоятельств” и так ли виноват Мельник, попытался выяснить “МК”. Обвинения в адрес Мельника буквально всколыхнули авиационное сообщество. Еще ни разу, по словам экспертов, после столкновений в воздухе до окончания разбирательства не обвиняли выжившего летчика. Например, другой бывший главком ВВС РФ генерал армии Анатолий Корнуков заявил “МК”: “Категорически нельзя возводить обвинения на оставшихся в живых летчиков. Такие обвинения группа “Русские витязи” расценит как недоверие, и это может привести к их развалу. Нужно думать не только о летной подготовке, но и о моральном состоянии летчиков. А обвинения убьют группу морально”.
Главным же трагическим обстоятельством, похоже, стало облако, в котором самолеты и совершали перестроение. По предварительной информации, Мельник на своей машине оказался фактически над ведущим Игорем Ткаченко. Он увидел идущий справа самолет, возможно, принял его за ведущего и начал сбавлять скорость и снижаться, чтобы пристроиться за ним по правилам. Спарку настоящего ведущего он под собой просто не мог видеть. А Ткаченко, вероятно, помешало вовремя заметить снижающийся прямо на него истребитель как раз облако.
Кто об кого ударился, покажет расшифровка “черных ящиков”. Но, опять же по первичным данным, у спарки был в результате удара разбит фонарь кабины, и сам Ткаченко скорее всего тоже не пережил удара. Катапультирование же было произведено автоматически. Возможно, из-за повреждений катапультного кресла во время удара парашют Ткаченко не раскрылся.
Есть и еще одна причина, о которой не любит упоминать ВВС России. Летчики пилотажной группы перед авиасалоном были на взводе. Начиная с весны — с подготовки к Параду Победы — у них был очень плотный график, и они, естественно, уставали. На это наложилась и неопределенная ситуация с их базированием на аэродроме Кубинка (группу хотели перевести в Липецк, но потом решение отменили). Минобороны России даже пришлось опровергать сообщения СМИ о том, что из-за этой ситуации Игорь Ткаченко написал рапорт об отставке. Однако летчики уверены, что Ткаченко действительно писал рапорт, но ему сказали примерно следующее: “Отлетаешь “МАКС” — и уходи”.
Вернуться назад
|