ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Доклад «Новая протестная волна: мифы и реальность» Часть 1
Доклад «Новая протестная волна: мифы и реальность» Часть 17-12-2012, 09:09. Разместил: VP |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВведениеФонд развития гражданского общества представляет доклад «Новая протестная волна: мифы и реальность». Предметом исследования стали митинги оппозиции, прошедшие в Москве и российских регионах за период с декабря 2011 по осень 2012 года. Отдельно проанализированы альтернативные форматы протестного движения, ранее нехарактерные для России (автопробеги, «прогулки», «оккупаи» и т.д.). При подготовке доклада использованы результаты социологических исследований, проведенных как в ходе протестных акций, так и по их итогам ведущими российскими социологическими службами: Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Аналитическим Центром Юрия Левады («Левада-Центр»). Изучая альтернативные форматы протестного движения, авторы использовали материалы исследования О.Крыштановской, проведенного 11 мая 2012 года среди участников акции у памятника Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре в Москве. Доклад содержит материалы фокус-группового исследования, проведенного ВЦИОМ в ноябре текущего года специально по заказу Фонда развития гражданского общества с целью выяснить политические установки протестующих, электоральные предпочтения, отношение к прошедшим и будущим акциям. В рамках исследования проведено 6 фокус групп, по 2 группы в рамках каждой из трех целевых аудиторий:
В докладе также исследуется динамика протестной активности. Авторы прослеживают трансформацию структуры протестного движения, вводя собственную классификацию основных групп, представленных в протестном движении, а также анализируют эволюцию координирующих органов оппозиции. Авторы доклада обобщили и исследовали протестные акции не только в Москве, но и в субъектах Российской Федерации, собрав базу митинговой активности зимы 2011 — осени 2012 года. Эксперты фонда проследили трансформацию политических установок участников акций за прошедший год. Показаны ключевые лозунги протестующих, проанализирован состав спикеров, итоговые требования и манифесты, отношение протестующих к лозунгам и риторике основных ораторов. Особое внимание уделено развитию и отражению протестной волны в медиа-пространстве. Проанализированы упоминания по каждой акции в печатных и электронных СМИ, а также в сети интернет. В докладе показано, как менялось внимание и отношение журналистов, блогеров и интернет-пользователей к протестным акциям. В качестве приложения приводятся отдельные публикации, таблицы, графики, схемы и комментарии к ним, не вошедшие в основную часть доклада, но, тем не менее, представляющие интерес для отдельных категорий читателей. 1. В качестве новой протестной волны, в настоящем докладе рассматривается серия протестных акций, прошедших в период с 5 декабря 2011 года по 15 сентября 2012 года в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов Российской Федерации. Отличительными чертами новой протестной волны, по мнению авторов доклада, стали следующие характеристики:
Данная протестная волна, по мнению авторов доклада, может быть разделена на два этапа: этап высокой активности и массовости (декабрь 2011 года — февраль 2012 года) и период спада (весна — осень 2012 года). 2. К основным причинам подъема новой протестной волны можно отнести:
3. Можно выделить две группы причин, которые привели к спаду протестной волны: объективные и внутренние. К основным внутренним причинам можно отнести:
К объективным причинам спада протестной волны можно отнести:
4. Ощущая разрыв между собственными политическими установками и риторикой оппозиционных лидеров, часть митингующих предприняла попытки найти новые формы публичной уличной активности. Это получило свое выражение в таких мероприятиях, как серия «оккупаев», «Контрольная прогулка» 13 мая, «Прогулка художников» 19 мая. Данные акции вызвали лишь кратковременный медиа-эффект и не смогли предотвратить общий спад протестной активности. 5. Акции протеста, прошедшие за последний год, затронули в основном лишь Москву и ряд городов страны. Даже на пике протест не смог стать явлением всероссийского масштаба. Согласно данным МВД РФ, пиковым по количеству уличных акций в России стал 2010 год. Если за первые десять месяцев 2012 г. состоялось 4 тыс. 456 акций, то за аналогичный период 2010 г. их было 33 тыс. 350 — то есть, в 7,5 раза больше (33 тыс. 937 за весь 2010 год). Таким образом, новая протестная волна не оказала сколько-нибудь заметного влияния на общие количественные показатели 6. На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы и прогнозы:
7. Массовые митинги, которые зимой 2011-12 гг. являлись доминирующей темой в федеральном информационном пространстве, на сегодняшний день отошли в сообщениях СМИ на второй план. В материалах журналистов акцент делается уже не на сам факт проведения или ход митингов, а на различные происходящие параллельно процессы или же негативные события, случившиеся непосредственно в ходе акций протеста. 8. Социальные сети и блогосфера впервые в России стали инструментами массовой мобилизации людей для участия в политической акции, во многом обеспечив выход на улицы «креативного класса», ранее не принимавшего участия в митингах. Однако с весны 2012 года место социальных сетей вновь заняли традиционные инструменты мобилизации — партийные, организационные, медийные и финансовые, что отразилось как на численности, так и на составе участников митингов. Есть основания предполагать, что после масштабного тестирования на практике инструментов политической мобилизации и агитации в социальных сетях, этот инструментарий уже стал неотъемлемой частью политической и политтехнологической жизни России. К началу избирательного цикла 2016-18 годов его значение может стать существенным не только в Москве, но и в масштабах всей страны. 9. Представляют интерес партийные пристрастия участников митингов. Согласно опросу ВЦИОМ, на митинге 24 декабря, большинство респондентов — 60% — в ходе выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года отдали свои голоса за системные политические партии: «Яблоко» (27%), КПРФ (17%), «Справедливую Россию» (16%). В то же время, участники фокус-группового исследования ВЦИОМ, чаще других партий, за которую они готовы голосовать в настоящее время, называют «Справедливую Россию». РПР-«Парнас», «Гражданская платформа» в ответах встречаются крайне редко. Тем не менее протестующие, которым близки либеральные и демократические взгляды, в сентябре по-прежнему составляли большинство участников акции — в общей сложности 52%. 10. Политические установки участников акций протеста изученные в ходе фокус-группового исследования ВЦИОМ, показывают, что фигура В.В.Путина воспринимается в данный момент многими как консолидирующая в силу отсутствия вызывающих доверие альтернативных лидеров федерального масштаба. Респонденты фокус-групп воспринимают лично В.В.Путина как гаранта стабильности. На президентских выборах в 2012 году более половины участников исследования (в т.ч. и те, кто выражают готовность в дальнейшем выходить на акции протеста) ответили, что проголосовали за В.В.Путина. Почти все респонденты, голосовавшие против В.В.Путина готовы изменить свою позицию при условии решения им ключевых проблем страны (образование, здравоохранение, ЖКХ, коррупция, социальная защита). Следствием этого является невосприимчивость участников исследования к транслируемым лидерами оппозиции политическим лозунгам, направленным против В.В.Путина, на радикальное изменение политической системы. Призывы в духе «Россия без Путина» представляются респондентам бессмысленными и бесперспективными.
Новая протестная волна берет свое начало с митинга на Чистых прудах в Москве[1], состоявшегося 5 декабря 2011 года — на следующий день после выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Всего в Москве прошло девять акций протеста, ставших предметом нашего исследования: митинги 5 декабря на Чистых прудах, 10 декабря на Болотной площади, 24 декабря на проспекте Сахарова, 4 февраля на Болотной площади, 5 марта на Пушкинской площади, 10 марта на Новом Арбате, а также Марши миллионов 6 мая, 12 июня и 15 сентября. Альтернативные форматы протестов — автопробеги «За честные выборы», акция «Белое кольцо», Контрольная прогулка (или «прогулка писателей»), прогулка художников, различные виды «оккупаев» отражены в отдельной главе настоящего доклада.
ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА УЧАСТНИКОВ
|
№ |
Город |
Общее количество акций |
Общее количество участников |
|
Санкт-Петербург |
9 |
28700 |
|
Екатеринбург |
7 |
20300 |
|
Новосибирск |
7 |
8690 |
|
Томск |
6 |
7450 |
|
Нижний Новгород |
8 |
6100 |
|
Казань |
8 |
4500 |
Протестные акции в Санкт-Петербурге имели несколько отличительных особенностей, выделяющих его из общего списка российских городов, в которых прошли митинги оппозиции.
Во-первых, 4 декабря 2011 года в городе выбирали депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга V созыва. В ходе подсчета голосов возникла интрига — сколько мест в новом составе ЗС получит каждая партия и персональный состав депутатов. Ожидание результатов выборов вызвало повышение политической активности горожан и подтолкнуло их выйти на улицы.
Во-вторых, на начальном этапе протестные акции носили перманентный характер. Выступления несогласных с результатами выборов начались уже вечером 4 декабря 2011 года и продолжались практически в ежедневном режиме вплоть до 10 декабря. Основной лозунг: «Против несправедливых выборов!». Заканчивалась одна акция и тут же в социальных сетях размещались приглашения собраться на следующий день. Участники митингов получали информацию о готовящихся мероприятиях из социальных сетей Вконтакте, Facebook, а также из блогов Twitter и Livejournal. Основным местом сбора протестующих была площадь у Гостиного двора.
В-третьих, в Санкт-Петербурге, по сравнению с другими городами, прошло самое большое количество акций — 9, но они были не такими многочисленными, как в Москве. Наибольшее количество участников собрала акция 25 февраля 2012 года — около 7000 человек.
В-четвертых, из-за отсутствия общего организующего центра в городе в течение одного дня митингующие собирались на нескольких площадках, организованных разными группами граждан, темы и содержание которых могли совпадать или нет. Например, 10 декабря 2011 года помимо главного митинга на Пионерской площади, на Сенатской площади прошла несанкционированная акция под названием «Похороны демократии».
В-пятых, в Санкт-Петербурге особенно ясно прослеживается раскол среди представителей оппозиции. Разногласия среди организаторов обозначились уже на митинге 18 декабря 2011г., а при подготовке акции, запланированной на 24 декабря, оппозиция вообще не смогла договориться о проведении совместных действий. В результате протестующие собрались на нескольких разных площадках: на Пионерской площади собрались сторонники партий «Справедливая Россия», «Яблоко» при участии ряда общественных организаций, на площади Сахарова митинг организовала лидер ОГФ О.Курносова совместно с националистами, у Смольного попытались организовать митинг представители «Другой России».
События 4 февраля подтвердили наличие конфликта среди организаторов. Стороны разошлись во мнении по использованию партийной символики и лозунгов, в том числе националистического характера. Комитет «За честные выборы» не хотел предоставлять слово националистам, а «Гражданский комитет» — чтобы на трибуне выступали представители секс-меньшинств. В итоге постановили, что в конце февраля в Петербурге пройдут два шествия и митинг, причем «Гражданский комитет» решил организовать свою акцию 25 февраля, специально, чтобы «не пропасть в тени столичных событий».
Таким образом, у акций оппозиции в Санкт-Петербурге обозначились два организатора: комитет «За честные выборы», в котором представлены три десятка политических партий и общественных организаций, и более радикальный «Гражданский комитет», созданный местными отделениями «Другой России», Объединенным гражданским фронтом (ОГФ), некоторыми представителями незарегистрированной (на то время) Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС).
Вторым городом по количеству участников акций протеста стал Екатеринбург — 20 300 человек. В регионе 4 декабря 2011 года прошли выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Депутаты избирались по смешанной системе: 25 по партийным спискам и 25 по одномандатным округам. Партия «Единая Россия» получила достаточно высокий результат (58%), что послужило дополнительным поводом для оппозиционно настроенных граждан выйти на улицу. Первая акция протеста прошла 6 декабря и носила стихийный характер, в основном на Площадь Труда пришла молодежь 18-20 лет. У последующих декабрьских митингов уже появились организаторы: депутат Екатеринбургской городской думы, член Политсовета ПАРНАСа Леонид Волков и представители регионального отделения КПРФ в разных лицах. По мере перехода к партийной повестке число участников акций сокращалось, 15 сентября 2012 года оппозиция вывела на улицу около 500 человек.
В ходе исследования отмечено, что в 31-м городе Российской Федерации, что составляет половину от общего числа городов принявших участие в протестных мероприятиях, оппозиция смогла организовать всего 1-2 акции, и многие из них были малочисленными.
На основе анализа протестных мероприятий, можно сделать вывод, что наиболее многочисленными стали акции 10 и 24 декабря 2011 года. Так, 10 декабря 2011 года митинги были организованны в 47 городах, и в них приняли участие 59605 человек, а 24 декабря 2011 года в 34 городах на улицу вышло 26900 человек.
После декабря 2011 года акции оппозиции в регионах собирают все меньше сторонников, например, 4 февраля 2012 года митинги прошли в 14 городах — общее количество участников —14500, 5 марта — 20 городов и 12525 участников, 10 марта — 11 городов с 910 участниками. А акция, проходившая в Москве 6 мая 2012 года вообще не нашла поддержки регионов — 0 участников. Незначительный всплеск по количеству городов-участников отмечен 5 марта 2012 года, но и в этих акциях участвовало всего 12525 человек.
Протестная волна в городах России начинает спадать уже в декабре 2011 года — раньше, чем в Москве.
Сравнительный анализ статистики по числу массовых акций в стране за последние четыре года — с 2009 по 2012 гг. — позволяет сделать следующие выводы. Согласно данным МВД РФ, пиковым по количеству уличных акций в России стал 2010 год. Если за первые десять месяцев 2012 г. состоялось 4 тыс. 456 акций, то за аналогичный период 2010 г. их было 33 тыс. 350 — то есть, в 7,5 раза больше (33 тыс. 937 за весь 2010 год).
Месяц |
Количество акций |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Январь |
556 |
641 |
320 |
92 |
Февраль |
964 |
683 |
405 |
365 |
Март |
446 |
1271 |
749 |
377 |
Апрель |
408 |
546 |
591 |
712 |
Май |
750 |
18428 |
385 |
805 |
Июнь |
570 |
3748 |
254 |
178 |
Июль |
125 |
741 |
221 |
678 |
Август |
369 |
876 |
155 |
133 |
Сентябрь |
823 |
1764 |
203 |
587 |
Октябрь |
595 |
2471 |
335 |
5299 |
Ноябрь |
302 |
271 |
201 |
|
Декабрь |
826 |
316 |
534 |
|
Итого: |
6734 |
33937 |
4353 |
4456 |
Таким образом, новая протестная волна не оказала сколько-нибудь заметного влияния на общие количественные показатели уличных акций в России.
Позиция муниципальных властей в регионах
В целом следует отметить толерантное отношение городских властей к протестным акциям исследуемого цикла. В большинстве городов организаторы получали разрешение проводить мероприятия на центральных площадях или же в местах, не слишком удаленных от центра и достаточно популярных у горожан (например, 10 декабря новосибирцы имели возможность собраться перед Областной государственной библиотекой, 5 марта митинг томичей был согласован на Новособорной площади, и т.д.). Но не всегда организаторов устраивали согласованные места. Например, 15 сентября в Челябинске оппозиция настаивала на проведении мероприятия на перекрестке проспекта Ленина и Свердловского проспекта, получив разрешение провести митинг в сквере на Алом поле (центр города), осталась недовольна тем, что к ним не могут присоединиться прохожие и автомобилисты.
В ряде городов, при отсутствии согласования, протестные мероприятия принимали альтернативные, не описанные в законодательстве и, следовательно, «как бы» не подпадающие под запреты форматы: Краснодар — «белая лента», Томск — «собрание граждан», Йошкар-Ола — «народные гуляния» и т.д. Впрочем, практически нигде эти мероприятия не приводили к конфронтации, носили подчеркнуто «мирный» характер.
Однако были города, где власти и организаторы протестных акций не смогли достичь консенсуса в определении места митингов и шествий. Например, в Нижнем Новгороде представители городской власти и оппозиции ни разу не смогли принять согласованное решение о месте проведения мероприятий. Таким образом, практически все акции проходили на несогласованных площадках, и ряд из них закончился задержанием митингующих.
Лозунги
Следует отметить, что лозунги, требования, плакаты и риторика протестных акций были общими, как для столицы, так и для регионов, особенно на начальном этапе. Организаторы на местах, как правило, использовали те же лозунги, что и инициаторы столичных массовых мероприятий, принимали аналогичные резолюции.
В ходе подготовки доклада был проведен анализ публикаций в региональных СМИ и записей участников акций в соцсетях (ВКонтакте, Facebook, Livejournal), которые фиксируют тот, факт, что лозунг «За честные выборы» вызывал наибольшую поддержку протестующих:
«Где наши голоса?» (Волгоград)
«Фальсификаторов — под суд» (Казань)
«Нет — фальсификациям выборов» (Мурманск)
«Верните наши голоса!», «Не верю», «За право выбора на выборах!», «В отставку всех председателей всех избирательных комиссий за отсутствие контроля агитации и голосования!», «Отменить результаты выборов!» (Томск).
По мере временного удаления от даты парламентских выборов и первых протестов тема «честных выборов» в акциях постепенно сходит на «нет».
Тему нечестных выборов со временем замещает традиционная критика власти, которая, начиная с 4 февраля, занимает первое место по частоте использования, но уже почти не порождает креатива. Большинство из прозвучавших лозунгов были «активированы» еще в 2010-11 годах, и в исследуемый период практически остались без изменений.
Акции 12 июня и 15 сентября 2012 года проходят под более абстрактными лозунгами. Митинговая активность 12 июня хоть и получает общее название «Прорыв к свободе», проходит под основным лозунгом отмены поправок в закон о митингах. К примеру, в Уфе в этот день перед Дворцом спорта развернуты флаги и лозунги с требованием «демократических перемен».
В ходе исследования предпринята попытка уточнить, какую роль играла местная специфика — не становились ли федеральные лозунги маскировкой, своего рода «псевдоморфозой» для актуализации сугубо региональной повестки.
Проведенный анализ лозунгов и призывов, звучавших на региональных акциях, позволяет сделать предположение, что местные требования (например, возращение льгот в Новосибирске или расследование аварии на Кольской в Мурманске и т.д.) не превалировали, а служили дополнением к «столичным» лозунгам. Сочетание этих повесток давало кумулятивный эффект и повышало численность участников. Если бы организаторы региональных мероприятий в повестку не добавляли местную «прикладную» специфику, число сторонников было бы меньше. В некоторых городах таким дополнительным стимулом для участия в акциях стало совпадение федеральных и региональных выборов (например, в Екатеринбурге, где 4 декабря состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания на улицу вышли 10000 человек, в Санкт-Петербурге — 7000, в Красноярске — 3000, в Вологде — 1000). Тем не менее, этот фактор сыграл роль далеко не во всех регионах. Например, нет сообщений об акциях протеста во Пскове, Самаре, Великом Новгороде, где в этот день тоже прошли выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.
По мере исчерпания темы выборов местной «прикладной» повестке придается все большее значение. Организаторы предпринимают попытки найти новые региональные темы, которые могли бы привлечь земляков. Например, в Барнауле поднимаются проблемы дорожного строительства и ЖКХ, в Ульяновске было предложено бороться против создания военной базы, через которую будут перебрасывать грузы в Афганистан.
Исследование показало, что в регионах население в большей степени не готово выходить на улицу при отсутствии понятного и близкого им повода или проблемы, даже если акция носит яркий эмоциональный характер.
Волгоград: «24 ноября. …Я написал просьбу к организаторам митинга, в которой изложил то, что бы я хотел услышать для того, чтобы появиться на следующей встрече (если она планируется). Сегодня я, как участник митинга, так и не получил ответы на свои вопросы. Очень жаль. Уверен, что многие сегодня так и не поняли, зачем они пришли, т.к. не был озвучен план дальнейших действий. Была зачитана почти та же самая резолюция, которая была принята 10 декабря» (livejournal).
Важно отметить, что активные горожане не хотят участвовать в «революциях», они против столкновения с полицией. В ряде городов участники акций сами пресекали провокации, не поддерживали националистические и экстремистские призывы.
В первую очередь пришедшие на митинги граждане хотели быть услышанными властью.
Состав участников
Определенные изменения произошли в составе участников протестных акций в период с декабря 2011 года по сентябрь 2012 года. Во время первых акций 10 и 24 декабря 2011 года удельный вес молодежи в составе участников был значительно выше, чем весной и осенью 2012 года. На это обращают внимание сами участники, наблюдатели и журналисты практически во всех регионах.
Курск: «Это молодежь, которая поверила в демократию, из "партии Интернета", а не телевизора, и хочет жить в демократическом государстве». (ИА vRossii.ru).
Новосибирск: «Было также много студентов, которые собрались, договорившись в социальных сетях». (Прокопьевск.ру).
Архангельск: «На улицы вышло много молодых людей, предположительно студентов». (Хибины.ru).
Ковров: «Неискушенному горожанину вообще показалось бы со стороны, что компания молодежи о чем-то своем тут договаривается — то ли куда пойти, то ли чем заняться». (Выбор 33 (vibor33.ru).
Волгоград: «Здесь собрались более 500 человек. Причем 70% из них — молодежь от 17 до 35 лет… Большая часть той молодежи, которая уже работает, это качественно другая молодежь». (ИА Областные вести, Волгоград).
Значительные изменения претерпел состав участников последних двух акций исследуемого цикла — 12 июня и 15 сентября 2012 года.
Протестную площадку занимает партийный актив, который, в целом, поначалу был мало заметен на улице — в отличие от так называемой «несистемной оппозиции».
На митингах 12 июня «профессиональные» партийные лидеры становятся основными спикерами и в своих выступлениях возвращаются к традиционным партийным лозунгам, продолжают тиражировать тематику, которая была актуальна и востребована в начале протестной волны и не предлагают новых волнующих обычных горожан тем. Так, 15 сентября партийная составляющая в ряде регионов становится единственным содержанием акций.
Возвращение к старым лозунгам и традиционная партийная риторика на митингах привели к существенным изменениям в составе митингующих: уходит молодежь, креативный класс, основными участниками становятся сторонники партий.
Акции протеста, прошедшие в рамках исследуемого периода, — новой протестной волны, затронули в основном Москву, Санкт-Петербург и несколько десятков городов страны. Протест в российских регионах быстро пошел на спад и, даже на своем пике, не смог стать явлением общероссийского масштаба, подтвердив тезис о том, что новая протестная волна не оказала сколько-нибудь заметное влияние на общие количественные показатели акций в стране.
При проведении сравнительного анализа выступлений спикеров, лозунгов и причин выхода на различные протестные акции, можно выявить динамику изменения политической повестки в течение года.
Митинги 5 и 10 декабря 2011 года можно охарактеризовать как протест против «нарушений на прошедших выборах в Государственную Думу» с доминирующей «поствыборной повесткой» и радикальной риторикой. Основные лозунги 5 декабря: «У нас украли голоса!», «Мы за честные выборы!», «Россия будет свободной», «Один за всех и все за одного», «Не забудем — не простим». Основные лозунги 10 декабря: «Верните нам честные выборы!», «Мы здесь власть», «Единая Россия — партия жуликов и воров».
Последний митинг со значимым присутствием поствыборной тематики состоялся 24 декабря.
Уже на первых протестных акциях обозначилась большая разница между тематикой выступлений спикеров и основными лозунгами, звучащими со сцены. В дальнейшем эта разница сохранялась, усугубляясь тем фактом, что на протяжении прошедшего года лозунги изменились незначительно. Так, основными лозунгами шествия 15 декабря 2012 года заявлены «Долой диктатуру!», «Свободу политзаключенным» и «Досрочные перевыборы».
Фокус-группы, проведенные в рамках подготовки данного доклада, свидетельствуют о том, что основные лозунги оппозиции не находят большой поддержки у респондентов. Так, лозунг «Россия без Путина» воспринимается как излишне радикальный, к тому же респонденты (даже те из них, кто собираются в дальнейшем участвовать в акциях протеста) указывают на безальтернативность В.Путина на посту Президента страны. («Без Путина, тогда с кем?» (женщина, 46 лет, группа «активные участники протестов»)
Лозунг «Свободу политзаключенным» поддерживают из общегуманистических соображений, однако большинство не может однозначно сказать, есть ли вообще в стране политзаключенные.
Аналогичная ситуация с лозунгом «За честные выборы» — он воспринимается малореальным и слишком абстрактным, в то время как лозунг «Требуем перевыборы» — глупым и бесполезным («Перевыборы бы ничем от выборов не отличались» — женщина, 46 лет, группа «активные участники протестов», «Шило на мыло менять» — женщина, 40 лет, группа «активные участники протестов» ).
Лозунг про «партию жуликов и воров», в свою очередь, в целом поддерживается, но не только применительно к какой-то конкретной партии, а ко всем политическим партиям вообще, демонстрируя в целом низкий уровень доверия к партийной системе.
В условиях статичности и непопулярности протестных лозунгов на протяжении года происходило постепенное изменение политических установок участников протеста, которое можно проследить благодаря социологическим опросам ВЦИОМ (опросы на митингах 24 декабря и 4 февраля) и «Левада-центра» (опросы на митингах 24 декабря, 4 февраля и 15 сентября).
Сравнивая результаты опросов ВЦИОМ на мероприятиях 24 декабря и 4 февраля, можно отметить, что по причине несогласия с итогами выборов 24.12 на митинг вышли 32% протестующих, однако 4 февраля их число сократилось до 23%. Одновременно с этим с 4% до 12% вырос уровень вышедших на митинги по причине недовольства лично В.Путиным, что было логично обусловлено самим фактом кампании по выборам Президента России. Количество вышедших по причине недовольства властью, политической системой, ситуацией в стране практически не изменилось (с 15% до 16%). Также почти не изменилось и число людей, вышедших против коррупции, лжи и беспредела (с 9% до 11%). А вот количество людей, посчитавших выход на митинг своим долгом, сократилось более чем в два раза — с 12% до 5%. При этом одновременно вырос уровень любопытствующих — с 5% до 8%.
На митинге 4 февраля ВЦИОМ зафиксировал, что изменилось число людей, раздумывающих о том, выходить ли на следующий митинг (снижение с 38% 24 декабря до 31%). Число тех, кто заявил, что точно пойдет на следующую акцию, как и прежде, составило более половины (рост в пределах статистической погрешности с 51% до 53%), однако число людей, кто выйдет в зависимости от обстоятельств, увеличилось с 8% до 12%.
Фокус-группы фиксируют, что после массовых митингов декабря 2011 года у людей снизилась мотивация к дальнейшему участию в политических акциях. Среди причин респонденты называют отсутствие видимого эффекта от участия в митингах, а также разочарование в лидерах оппозиции. Еще одной причиной снижения мотивации к дальнейшему участию в протестной активности стала постепенная «партизация» политических акций: «Стали делить по партиям, с флагами, кто под какими знаменами идет… Не увидела никакой сплоченности» (женщина, 41 год, группа «Активные участники протестов»). По мнению респондентов, первые акции были стихийными и люди шли на них добровольно, а после Нового года митинги превратились в организованные политические мероприятия.
Респонденты, участвовавшие в протестах, говорят как о спонтанном принятии решения об участии, так и заранее спланированном варианте участия, и в качестве мотивации участия обозначили такие моменты как влияние друзей, любопытство, партийная солидарность, потребность в традиционных (для старшего поколения) форматах общения. Однако все участники фокус-групп, выходившие на акции, отмечают, наличие на митингах группы участников, чьей мотивацией является оплата. «Там студентов приглашали за деньги, по 300 рублей» (группа «активные участники протестов», жен, 46).
Митинги 5 и 10 марта стали попыткой формирования несистемной оппозицией новой политической повестки. Выступления спикеров носили разрозненный характер, упоминания о выборах практически сошли на «нет», причиной чего во многом стало восприятие выборов Президента России как значительно более чистых по сравнению с выборами в Госдуму.
«Марши миллионов» 12 июня и 15 сентября характерны радикализацией риторики, снижением представительства умеренных «гражданских» спикеров, увеличением числа националистов и левых активистов как на сцене, так и среди протестующих (по данным «Левада-центра», рост представителей националистических взглядов с 6% в декабре до 12% в сентябре, и левых взглядов с 30% до 41%). Увеличился удельный вес выступлений, посвященных «политическим заключенным» и критике правоохранительной и судебной системы.
Согласно социологическому опросу «Левада-центра», проведенному на «Марше миллионов» 15 сентября, изменились и причины выхода людей на митинг: 34% возмущены репрессиями в отношении лидеров оппозиции и участников протестов, 26% хотят добиться отставки В.Путина, 40% требуют начала политических реформ. На Марше 15 сентября впервые появляются требования судебной реформы (в приоритете у 44% протестующих), обеспечения социальной справедливости (33%), равенства всех перед законом (32%), национальной политики в защиту русских (20%), ограничения монополизма государства в экономике (12%). Требования честных выборов и отставки В.Путина считают приоритетными уже лишь 35% и 24% протестующих соответственно. При этом 14% митингующих готовы участвовать в радикальных акциях протеста с целью свержения власти, 57% — выходить на протестные митинги, 75% — участвовать в выборах.
Спикеры протестных митингов
Начиная с митинга на Чистых прудах 5 декабря 2011 года, в течение исследуемого в докладе периода на акциях оппозиции выступали со сцены 62 человека. Большинство из них (39 человек) выступали лишь единожды, еще 7 человек выступали по 2 раза.
Наибольшее количество выступлений, четыре и более, принадлежит следующим персоналиям: Борис Немцов (7 выступлений), Сергей Удальцов (7 выступлений), Евгения Чирикова (6 выступлений), Григорий Явлинский (5 выступлений), Геннадий Гудков (5 выступлений), Владимир Рыжков (5 выступлений, в трех случаях из них был ведущим), Дмитрий Быков (5 выступлений), Ольга Романова (5 выступлений), Илья Яшин (4 выступления), Алексей Навальный (4 выступления), Гарри Каспаров (4 выступления). За исключением Григория Явлинского, который прекратил участвовать в акциях несистемной оппозиции после мартовских акций, остальных выступающих можно обозначить в качестве ключевых спикеров протестных акций на протяжении всего исследуемого периода.
Для того чтобы проанализировать содержание выступлений спикеров и выявить связанные с этим тенденции, экспертами фонда были расшифрованы записи речей, а затем получившийся текст обработан при помощи специализированного инструментария, позволяющего подсчитать частоту встречаемости тех или иных слов или выражений в общем массиве текста. Выводы, полученные из данного анализа, представлены в этом разделе, а таблицы частоты упоминаемости слов и выражений различных выступающих — в советующем приложении данного доклада.
Исходя из содержания и характера выступлений, экспертами фонда была введена классификация основных выступающих по следующим тематическим группам:
«Заводилы» (доминирование лозунгов в выступлениях):
Критики В.Путина и «Единой России»:
Критики избирательного процесса:
Критики судебной и правоохранительной системы:
Абстрактные выступающие без четкой привязки к каким-либо темам:
Выступления А.Навального носят наиболее «митинговый» характер среди всех спикеров и содержат в себе наибольшее количество лозунгов («Мы здесь власть», «Один за всех и все за одного», «Не забудем, не простим» и др.). Слова, содержащиеся в лозунгах, заняли большую часть рейтинга наиболее упоминаемых им слов. Содержание выступлений в данном случае отступает на второй план, однако ему удается установить эмоциональный контакт с участниками митингов, которые живо реагируют на те или иные лозунги с трибуны.
Участники фокус-групп при оценке спикеров протестных акций высказались в адрес А.Навального скорее нейтрально-негативно, отметив наличие у него в биографии темных пятен, отсутствие конкретики в действиях и четко продекларированных целей политического участия. Также некоторые респонденты заподозрили А.Навального в сотрудничестве с властью, что, по их мнению, подтверждается участием в совете директоров «Аэрофлота».
В выступлениях Б.Немцова регулярно упоминается тема «кражи голосов» на выборах, а ответственность за любые негативные явления перекладывается непосредственно на фигуру В.Путина. Целью же деятельности несистемной оппозиции Б.Немцов видит «свободную Россию». Наиболее часто встречаемые в его выступлениях фразы: «Россия будет свободной», «Россия без Путина», «украли у нас голоса», «жулики и воры». В целом, выступления Немцова можно считать типовыми.
Участниками фокус-групп Немцов воспринимается в качестве политика федерального уровня, которому не хватает должной харизмы и от которого уже «устал народ»,
Если проанализировать характер выступлений С.Удальцова, то можно обратить внимание, что среди упоминаемых им слов сложно обнаружить характерные идеологические маркеры. В своих выступлениях он старается придерживаться довольно общих фраз, обращенных к митингующим, стремясь соответствовать ожиданиям не только «левых» активистов, но и всех остальных участников митингов. Наиболее часто встречаемой фразой в выступлениях С.Удальцова является лозунг «Россия без Путина». У участников фокус-групп С.Удальцов вызывает противоречивые чувства. Большая часть респондентов негативно относится к его радикальным методам ведения политической борьбы, в то время как другая поддерживает его как единственного в оппозиции последовательного лидера, а также отмечает его идейность и принципиальность.
Риторика Е.Чириковой в целом похожа на риторику С.Удальцова. В ее выступлениях регулярно встречаются оскорбления в адрес политических оппонентов, а также слова благодарности за поддержку в адрес ее сторонников. При этом ее профильная экологическая тематика практически не встречается, полностью уступая место политическим лозунгам. Наиболее часто встречаемые фразы: «Без вас у меня ничего не получится», «Единая Россия» — партия жуликов и воров». Примечательно, что узнаваемость Е.Чириковой у участников фокус-групп является относительно низкой — лишь немногим она известна по защите Химкинского леса. Однако респонденты склонны оценивать результаты этой деятельности скорее негативно («Не добилась по лесу ничего», мужчина, 28 лет, группа «Активные участники протестов»). В выступлениях Г.Гудкова регулярно упоминаются выборы в Государственную Думу и вопрос справедливости распределения депутатских мандатов. Так, на «Марше миллионов» 15 сентября основной темой выступления стало лишение Гудкова депутатского мандата. Наиболее часто встречаемые фразы: «Мы за честные выборы», «Россия должна быть свободной».
Рекордсменом по количеству упоминаний В.Путина в своих выступлениях является Г.Каспаров. Большая часть его выступлений посвящена критике непосредственно Президента России. Самое часто используемое им выражение — «Россия без Путина». При этом сам Каспаров не воспринимается участниками фокус-групп в качестве политика, обладая высокой известностью только в качестве шахматиста.
На общем фоне выступающих выделяется О.Романова. Центральной темой ее выступлений традиционно является критика судебной и правоохранительной системы, а также защита прав заключенных. Среди 10 самых часто упоминаемых ею слов в выступлениях половина — это слова-маркеры по данным темам. Их концентрация является самой высокой в сравнении с выступлениями других спикеров, что выгодно отличает ее с содержательной точки зрения на фоне других ораторов.
Стоит отметить, что риторика каждого отдельно взятого спикера не сильно менялась от митинга к митингу, однако с течением времени менялся сам состав выступающих, что оказывало значительное влияние на общую повестку протестных акций. Так, можно констатировать, что митинг 24 декабря на проспекте Сахарова был последней акцией, на которой в большом количестве выступали не профессиональные политики, а различные представители культуры и шоу-бизнеса. Все последующие митинги, особенно начиная с «Маршей миллионов», были в гораздо большей степени идеологизированны, что вызвало отрицательные оценки со стороны значительного числа участников и привело к дальнейшему снижению численности акций.
Новая протестная волна в декабре 2011 года стала одной из ключевых тем в информационном пространстве. Медийно продолжилось резонансное обсуждения в Рунете темы нарушений на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 года. На фоне относительно спокойной избирательной кампании в Госдуму, сообщения о нарушениях, опубликованные на видеохостингах, привлекли внимание той городской интернет-аудитории, которая до декабря не проявляла большого интереса к политике, однако в результате стала частью вышедших на митинги «За честные выборы».
В дальнейшем, хотя протестная активность снизилась и отошла на второй план, митинги несистемной оппозиции по-прежнему оставались (и в определенной степени, остаются по сей день) значимым информповодом как для средств массовой информации, так и для блогосферы.
В этой главе рассматривается то, как менялось внимание и отношение журналистов, блогеров и интернет-пользователей к протестным акциям, а также предлагаются некоторые выводы из наблюдаемых тенденций. Также данной теме посвящено несколько приложений, с которыми можно ознакомиться в конце доклада.
Освещение акций протеста в традиционных и Интернет-СМИ
На момент начала протестной активности в декабре 2011 года главными информационными ресурсами протестного движения являлись блогосфера, интернет-издания и пул оппозиционно-настроенных СМИ — как печатных («Новая газета», NewTimes), так и электронных («Дождь», «Эхо Москвы»). На протяжении последних лет именно по этим каналам традиционно распространялась информация, связанная с деятельностью несистемной оппозиции. В то же время государственные и близкие к государству СМИ в предыдущие годы уделяли ей значительно меньше внимания.
Особенно ярко это проявлялось в информационной политике федеральных телеканалов. Массовые акции зимы 2011-12 гг., принципиально отличающиеся как в количественном, так и в качественном отношении от всех политических акций несистемной оппозиции предшествующих лет, ввели протесты в информационную повестку федерального телевидения. Это проявилось не только в том, что практически все протестные акции нашли свое отражение на ТВ, но и в том, что некоторые спикеры оппозиционных митингов (Удальцов, Яшин, Гудков и др.) стали регулярными гостями телевизионных ток-шоу, в том числе, идущих в прямом эфире.
В рамках исследования информационной активности СМИ был проведен анализ количества материалов об акциях протеста в различных СМИ. Ниже представлена сводная таблица из полученных данных, более подробные таблицы с числом публикаций по каждому проанализированному средству массовой информации представлены в соответствующем приложении данного доклада.
В категорию «Федеральная пресса» вошли газеты «Аргументы и факты», «Ведомости», «Известия», «Коммерсант», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Российская газета». В категорию «Федеральные каналы» вошли «Первый канал», «Россия-1» и НТВ. В категорию «Радио» вошли «Эхо Москвы» и РСН. В категорию «Информационные агентства и Интернет-СМИ»: «Интерфакс», РИА «Новости», Regnum, ИТАР-ТАСС, РБК, Lenta.ru и Gazeta.ru. При подсчете суммировались как материалы, посвященные непосредственно акциям протеста, так и «фоновые» публикации, в которых упоминается митинг в контексте каких-то смежных событий. Разбивку по этим двум категориям можно посмотреть в соответствующем приложении доклада. В приведенных данных отсутствует статистика по телеканалам «Дождь» и «Россия-24», т.к. оба указанных СМИ вели практически on-line трансляцию акций протеста, и разделение этих форматов на отдельные «эпизоды» (публикации) авторам доклада представляется некорректным.
Тип СМИ |
Чистые пруды 5.12 Триумфальная 6.12 |
Болотная площадь 10.12 |
Проспект Сахарова 24.12 |
Болотная площадь 4.02 |
Пушкинская площадь 5.03 |
Новый Арбат 10.03 |
Марш миллионов 6.05 |
Марш миллионов 12.06 |
Марш миллионов 15.09 |
Федеральная пресса |
22 |
80 |
125 |
79 |
49 |
45 |
27 |
40 |
39 |
Федеральные телеканалы |
2 |
24 |
25 |
11 |
15 |
10 |
7 |
15 |
2 |
Радио |
125 |
295 |
299 |
173 |
96 |
168 |
195 |
180 |
142 |
Агентства и Интернет-СМИ |
337 |
920 |
801 |
568 |
402 |
473 |
613 |
506 |
294 |
Ниже представлен график динамики упоминания политических акций в различных типах СМИ:
Приведенный выше график наглядно показывает, что наибольший интерес средств массовой информации вызывали митинги «За честные выборы» 10 декабря на Болотной площади и 24 декабря на проспекте Сахарова. Ни одному из последующих митингов по совокупному количеству упоминаний в разных категориях СМИ не удалось побить этот рекорд. Стоит отметить, что митинг 10 декабря на Болотной площади стал первой за последнее десятилетие акцией несистемной оппозиции, которую широко освещали практически все ведущие СМИ России, включая федеральные телеканалы.
Существенное снижение упоминаемости протестных акций началось с митинга «За честные выборы» 4 февраля. Параллельно с этой акцией оппозиции проходил более многочисленный «Антиоранжевый митинг» на Поклонной горе, оттянувший на себя значительную долю внимания средств массовой информации. В результате большое количество публикаций в прессе и материалов в электронных СМИ выходили сразу про два митинга, лишив тем самым оппозицию доминирования в теме уличных политических акций.
Падение интереса СМИ к освещению акций протеста обусловлено все более рутинным характером митингов, отсутствием политического эффекта от них, а также тем, что их политическая повестка практически не менялась с течением времени. В декабре прошлого года массовые протесты воспринимались как абсолютно новое для современной России явление. Именно как новое явление протестные акции и волновали общественность и СМИ. Отсюда большое количество аналитических публикаций, в которых прогнозировалось влияние гражданской активности на дальнейшее развитие ситуации в стране, обсуждался выход на улицы «креативного класса», прогнозировалась реакция власти на требования митингующих и т.д. В контексте взаимоотношений власти и участников митингов обсуждались предложения по реформе политической системы, озвученные В.Путиным в ходе «прямой линии» 15 декабря и Д.Медведевым в Послании Федеральному Собранию 22 декабря. Немалое внимание СМИ уделили теме «переговоров власти и оппозиции», в качестве возможного посредника называя А. Кудрина, выступившего на проспекте Сахарова 24 декабря.
Для освещения акций протеста того периода времени характерен высокий эмоциональный фон. Не в последнюю очередь поддержанию этого фона способствовали первые лица государства. Так, все без исключения СМИ осветили высказывания В.Путина по поводу митинга на Болотной площади, прозвучавшие в ходе «прямой линии».
Высокая эмоциональность публикаций о первых митингах «За честные выборы» отчасти связана и с тем фактом, что значительное число редакций информационных порталов Рунета (Lenta.ru, Gazeta.ru) и деловых газет (Коммерсант, «РБК Daily») не скрывали своих симпатий к протестному движению. Журналисты этих изданий зачастую принимали участие в митингах не в качестве корреспондентов, но в качестве рядовых участников, а порой и в качестве выступающих со сцены. В частности, на митингах выступали бывший сотрудник «Коммерсанта» Олег Кашин и шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша» Юрий Сапрыкин.
Начиная с марта 2012 года политические акции вне зависимости от их названия — будь то митинги «За честные выборы» или «Марши миллионов» — постепенно перестают восприниматься как некое уникальное явление, превращаясь в привычное, во многом рядовое событие. Уже после митинга на Новом Арбате 10 марта, резко потерявшего численность по сравнению с зимними акциями, в СМИ звучат рассуждения о спаде протестных настроений, исчерпании потенциала митингов в их нынешнем формате, неумении организаторов конвертировать гражданскую активность в какой-либо политический результат.
Всплески упоминаемости, характерные для некоторых акций поствыборного периода, обусловлены не самим фактом проведения или ходом митинга, а, как показывают исследования контента СМИ, некими происходящими параллельно процессами, или же негативными событиями, случившимися непосредственно в ходе акции протеста. Так, основным информационным фоном, сопровождавшим акцию на Новом Арбате, стало появление информации о возможности изменения закона о митингах и сообщения, касающиеся доклада заместителя мэра Москвы П.Бирюкова о сложностях, которые создают акции протеста для служб городского хозяйства.
Информагентства и интернет-СМИ очень подробно осветили «Марш миллионов» 6 мая, на котором произошли беспорядки, именно в привязке к столкновениям между митингующими и полицией.
На период подготовки и проведения «Марша миллионов» 12 июня пришлись обыски у лидеров несистемной оппозиции и вызовы их на допрос в рамках т.н. «болотного дела», а также принятие закона, ужесточающего ответственность за нарушения правил организации и участия в митингах (в ряде сообщений СМИ принятие и подписание данного закона напрямую увязывалось с «Маршем миллионов», поэтому такие сообщения включались в нашу статистику). Вышеупомянутые события послужили причиной того, что у акции 12 июня зафиксированы относительно высокие показатели упоминаемости, несмотря на слабый интерес СМИ непосредственно к ходу митинга.
«Марш миллионов», состоявшийся 15 сентября, не сопровождали сколько-нибудь значимые общественно-политические события, которые могли бы послужить информационным фоном. Лишение Г.Гудкова депутатского мандата увязывалось с проведением митинга в редких случаях. Поэтому показатели упоминаемости данной акции протеста отражают «чистый» интерес СМИ к протестным митингам на сегодняшний день.
Как видно из статистики, упоминаемость осеннего «Марша миллионов» в большинстве СМИ либо меньше, либо сопоставима с упоминаемостью самых первых, еще не массовых, митингов на Чистых прудах и Триумфальной. (Стоит отметить, что в печатных СМИ в общей сложности еще меньше упоминаний, чем акция 15 сентября, собрал «Марш миллионов» 6 мая. Это объясняется тем, что на начало мая пришлись праздничные дни, когда газеты не выходили в печать).
Исходя из этих данных, можно констатировать, что уровень интереса СМИ к протестным акциям снизился до показателей самых первых чисел декабря 2011 года. Но если тогда последующая динамика упоминаемости пошла резко вверх, то сейчас она достигла минимума. Массовые митинги, которые год назад были в центре политической повестки дня, сегодня таковыми не являются, отойдя в сообщениях СМИ на второй или даже на третий план.
Роль блогосферы и социальных сетей в протестном движении
Митинги «За честные выборы» в декабре 2011 года стали первыми массовыми политическими акциями в России, в появлении которых значительную роль сыграли социальные сети. Для организаторов митингов Facebook, Twitter и «Вконтакте» выполняли одновременно мобилизационные и информационные функции, обладая сравнимым, а порой даже большим значением, нежели пул традиционных и электронных СМИ.
Социальные сети как фактор мобилизации
Основную мобилизационную функцию в декабре 2011 года выполняли сообщества-«события» в Facebookи «Вконтакте», в которых пользователи социальных сетей могли заявить о своем намерении принять участие в митинге, а также получить информацию о месте, времени и формате его проведения. Базовой социальной сетью для мобилизации сторонников оппозиции стал Facebook, а «Вконтакте» использовался как дополнительный инструмент с целью расширения охвата потенциальной аудитории. Создателями и модераторами сообществ выступили журналисты Openspace.ru Илья Клишин и Роман Федосеев.
Стоит отметить, что подобные сообщества под митинги создавались и раньше, однако до декабря 2011 года численность записавшихся на то или иное политическое мероприятие никогда не превышала 2-3 тысяч человек. При этом на митинг 10 декабря на Болотной площади в Facebook записались более 35 тысяч человек, а в «Вконтакте» — около 20 тысяч.
Пик активности в социальных сетях пришелся на митинг 24 декабря на проспекте Сахарова. В социальной сети Facebook на него записались более 50 тысяч человек, что стало абсолютным рекордом. Однако уже следующая акция 4 февраля на Болотной площади обозначила существенное падение численности людей, объявляющих о своем участии в митингах в соцсетях — в Facebook на нее записались 28 тысяч, а «Вконтакте» менее 10 тыс. человек.
Начиная с марта, эта тенденция стала еще более отчетливой. Ни одна протестная акция после президентских выборов 4 марта 2012 года не набрала более 10 тысяч участников в Facebook. 5 марта на митинг на Пушкинской площади записались 8500 человек, а на последний «Марш миллионов» 15 сентября всего лишь 3200. Это в 15 раз меньше количества заявленных участников митинга на проспекте Сахарова.
Данная тенденция привела к тому, что уже с 5 марта координаторы протестной интернет-активности фактически отказались от использования соцсети «Вконтакте» для мобилизации сторонников. Вместо создания одноразовых групп-«событий», приуроченных к конкретному митингу, стала использоваться одна и та же группа-сообщество (http://vk.com/wake_up_russia), которую переименовывали от митинга к митингу, сохраняя тем самым видимость стабильной численности участников протестных акций.
На графике ниже отражена динамика численности сообществ в социальных сетях, приуроченных к наиболее крупным протестным акциям последнего года. Начиная с митинга 5 марта, соцсеть «Вконтакте» не рассматривается.
На данном графике видно, что снижение численности участников митинговых сообществ в соцсетях шло опережающим темпом по сравнению со снижением численности самих митингов. Таким образом, можно утверждать, что с весны 2012 года место социальных сетей вновь заняли традиционные инструменты мобилизации — партийные, организационные, медийные, а порой, по словам самих организаторов митингов, и финансовые. Эта тенденция нашла отражение в том числе в составе митингующих, что видно из исследований социологических служб. «Рассерженных горожан» на последних митингах стало меньше, а представителей различных радикальных политических течений, а также людей среднего возраста — больше.
Портрет протестующих в социальных сетях
Существующие инструменты анализа позволяют нам составить портрет тех людей, которые приняли решение вступить в сообщества митингов в социальных сетях. Исследование на эту тему в январе 2012 года было проведено компанией BasiliskLab, которая проанализировала активные профили в группах митинга «За честные выборы» на проспекте Сахарова в социальных сетях Facebook и «Вконтакте». Полученные BasiliskLab данные используются в докладе с разрешения руководства компании. Полностью «портрет протестующих» представлен в соответствующем приложении доклада.
Исходя из проанализированных данных, «усредненный» участник сообщества выглядит следующим образом:
Эти данные позволяют утверждать, что основу участников протестных сообществ в социальных сетях составили молодые люди, которые в силу возраста пока еще не сумели реализовать свои амбиции как в карьере, так и в семейной жизни.
По социально-демографическим критериям эти люди представляют собой значительную часть «креативного класса», который обеспечил массовость первых митингов «За честные выборы», однако уже с марта 2012 года практически перестал участвовать в акциях протеста. Тот факт, что эта тенденция коррелирует с резким падением численности сообществ митингов в социальных сетях, позволяет предположить, что именно социальные сети, а не традиционные СМИ, стали тем инструментом, который обеспечил выход «креативного класса» на улицы в декабре 2011 года.
Агитация в соцсетях
В декабре 2011 года практически сразу после первых крупных митингов был запущен «официальный» протестный аккаунт в Twitter @WakeUpR. Через него впоследствии активно распространялись агитационные и информационные материалы, приуроченные к различным протестным акциям. Основными авторами @WakeUpR являются журналисты Илья Клишин (Openspace.ru) и Илья Файбисович (Snob.ru). В настоящее время у этого аккаунта более 36 тысяч подписчиков.
Аналогичное «официальное» протестное сообщество было запущено и в социальной сети Facebook: http://www.facebook.com/moscow.comes.back. На его платформе проводились опросы аудитории по различным темам, связанным с протестной активностью (в частности, определялись спикеры митинга на проспекте Сахарова), а также осуществлялось информирование протестного «ядра» о новых акциях. Помимо этого на базе сообщества готовилась и распространялась графическая агитационная продукция, которую призывали распространять не только в социальных сетях и блогах, но и офлайн.
Стоит отметить, что практически весь рост количества подписчиков официального аккаунта митингов в Twitter и сообщества в Facebook пришелся на период декабря-марта 2011-2012 гг. Начиная с весны 2012 года, рост количества читателей данных аккаунтов сильно замедлился. За последние 3 месяца количество подписчиков @WakeUpR выросло всего лишь на 3 тысячи человек.
Анализируя причины резкого падения численности сообществ митингов в социальных сетях, можно предположить, что именно слабость агитационного направления привела к подобному результату. Несистемной оппозиции не удалось навязать широкому кругу интернет-пользователей свою политическую повестку, причиной чего, отчасти, стала невнятность и излишняя радикальность политической платформы оппозиции. Лидеры протеста, в свою очередь, довольно быстро потеряли свою новизну и не стали объединяющими фигурами для городского «креативного класса». В этих условиях, к марту 2012 года у людей, не относящихся к сравнительно узкой прослойке политических активистов, не осталось стимулов принимать участие в уличных акциях.
На текущий момент можно констатировать, что основная функция крупных протестных ресурсов в социальных сетях сменилась с агитационно-мобилизационной на информационно-пропагандистскую. В условиях общего снижения протестной активности, задачей сетевых координаторов стало поддержание минимально требуемой сетевой активности у «ядра» политических активистов.
Обсуждение митингов в блогосфере
Если социальные сети и Twitter на протяжении последнего года являлись основными мобилизационными и агитационными инструментами, то «большие» блоги традиционно выступали в качестве площадок ведения дискуссий. Для измерения интенсивности этих дискуссий в Рунете можно прибегнуть к инструменту «Пульс блогосферы» компании «Яндекс», который измеряет упоминаемость заданных ключевых слов в системе «Яндекс.Блоги».
Резкий всплеск дискуссий на тему митингов отчетливо заметен на протяжении декабря 2011 года — в этот период акциям протеста было посвящено более 1% всех сообщений в блогах, что является крайне высоким показателем для российской блогосферы. В январе 2012 года следует некоторое снижение интенсивности дискуссий, однако в феврале можно наблюдать повторный, правда, уже более слабый, всплеск интереса, причиной которого стали на этот раз как оппозиционные, так и «провластные» митинги (в частности, акция на Поклонной горе).
После президентских выборов 4 марта 2012 года можно наблюдать резкий спад в интенсивности упоминаний слова «митинг» при относительно слабом упоминании нового бренда протестной активности «Марш миллионов».
Аналогичную картину можно наблюдать и с упоминаемостью в блогосфере А.Навального и С.Удальцова. В случае Навального заметен резкий всплеск интереса к нему в декабре-марте 2011-12 гг., затем интерес к нему резко снижается (исключение — события 6 мая на Болотной площади). В свою очередь обсуждение в блогах персоны Удальцова активизируется только с марта 2012 года (столкновение с полицией в Пушкинском сквере), а последующие всплески обсуждений полностью коррелируют с проведением «Маршей миллионов» 6 мая, 12 июня и 15 сентября.
Стоит отметить, что эти данные практически полностью совпадают с графиками запросов в поисковых сетях по аналогичным ключевым словам («митинг», «Марш миллионов», «Навальный», «Удальцов»), что говорит о схожем поведении как активных пользователей блогосферы, так и простых пользователей Рунета. Подробный анализ поисковых запросов пользователей Рунета по протестным темам можно найти в соответствующем приложении доклада.
Статистика запросов по слову «митинг» (красный график — «Яндекс», синий — Google):
Динамика поисковых запросов по протестным акциям свидетельствует о том, что интерес пользователей Рунета к протестной активности неуклонно снижается, и в ближайшие месяцы, при продолжении существующей тенденции, вернется к своему уровню полуторагодичной давности. В то же время основные оппозиционные акции, в частности «Марши миллионов», продолжают создавать всплески интереса у интернет-пользователей, но эти всплески в разы меньше по своим масштабам по сравнению с митингами декабря 2011 года.
Что же касается интереса пользователей Рунета к лидерам протестного движения, то можно обозначить следующую тенденцию: если по итогам зимних митингов «За честные выборы» 2011-12 года люди в большей степени интересовались фигурой А.Навального, то начиная с мартовских акций протеста, их стал интересовать С.Удальцов. Это можно объяснить как общей радикализацией действий и риторики оппозиционеров, так и тем, что именно Удальцов выступает в качестве основного организатора «Маршей миллионов», пришедших на смену митингам «За честные выборы».
К настоящему времени все исследуемые показатели, как в части интенсивности обсуждений в блогосфере, так и в части интереса аудитории к протестам в поисковых сетях, вернулись к тем значениям, которые были до начала декабря 2011 года и массовых акций протеста. Таким образом, можно утверждать, что после периода самой высокой в истории Рунета политической активизации, вызванной многотысячными митингами оппозиции в Москве, российский сегмент Сети вновь возвращается к своему нормальному «допротестному» состоянию.
В то же время есть основания предполагать, что после масштабного тестирования на практике инструментов политической мобилизации и агитации в социальных сетях, этот инструментарий уже стал неотъемлемой частью политической и политтехнологической жизни России. К началу избирательного цикла 2016-18 годов его значение может стать существенно не только в Москве, но и в масштабах всей страны.
Настоящий раздел посвящен итогам исследований протестных настроений, проведенных за последний год ведущими российскими социологическими центрами: ФОМ, ВЦИОМ и «Левада-центр». Для сравнения взяты базовые критерии, характеризующие уровень протестных настроений:
Исследования социологических центров, использованные в докладе.
|
Название исследования |
Краткое описание |
ФОМ |
Опрос «ФОМнибус». Уровень протестных настроений.
|
«ФОМнибус» — еженедельный репрезентативный опрос населения старше 18 лет, опрашиваются жители 100 городских и сельских населенных пунктов 43 субъектов РФ. Выборка — 1500 респондентов. Интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. В докладе использованы данные опросов за период с декабря 2011 по октябрь 2012 года. |
ВЦИОМ |
Опрос "Экспресс". Протестный потенциал. |
«Экспресс» — еженедельный опрос омнибусного типа, репрезентирует взрослое население России. Вопросы, измеряющие уровень «протестного потенциала» задаются один раз в месяц. В опросе принимают участие 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. В докладе использованы данные опросов за период с декабря 2011 по октябрь 2012 года. |
«Левада-центр» |
Опрос «Протестные настроения россиян». |
Опрос «Протестные настроения россиян» проводится по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. В докладе использованы данные опросов за период с декабря 2011 по октябрь 2012 года. |
Помимо этого в данном разделе рассматривается уровень доверия к лидерам оппозиции, сравнительная динамика показателей известности, тенденции изменения симпатий и антипатий к ключевым оппозиционным фигурам за период с февраля по сентябрь 2012 года. Далее приводятся характеристики лидеров оппозиции, высказанные участниками фокус-групп, проведенных ВЦИОМ среди москвичей.
Несмотря на некоторое различие в относительных значениях, все три социологические службы зафиксировали снижение показателя личной готовности принять участие в акциях протеста: по данным ФОМ с с декабря 2011 по октябрь 2012 года готовность лично принять участие в митингах протеста снизилась на 7% (с 17% до 10%). По данным ВЦИОМ на 5% — с 23% до 18%, на 4% по данным «Левада-центра» — с 19% до 15%[6].
Также наблюдалось увеличение доли не готовых принимать личное участие в акциях протеста[7]. По итогам опросов ВЦИОМ, доля тех, кто не готов лично принять участие в уличных протестах за период с декабря 2011 по октябрь 2012 года возросла на 8% (с 69% до 77%). Итоги исследований ФОМ также показывали увеличение процента не готовых принять личное участие в протестных митингах. Относительный показатель увеличился на 7 процентов: с 74% до 81%. Согласно аналогичным опросам «Левада-центра», количество людей, не готовых принимать участие в массовых акциях протеста, выросло на 4% (с 74% до 78%).
Несмотря на некоторую разницу в формулировках вопросов и ответов у ФОМ и ВЦИОМ, схожую динамику можно наблюдать и по критерию вероятности протестных акций[8]. По итогам опросов ФОМ, вероятность протестных акций[9] за период с декабря 2011 года по октябрь 2012 года снизилась на 9% — с 30% до 21%.
Согласно опросам ВЦИОМ, вероятность протестных акций за аналогичный период снизилась на 4%. Год назад вероятность протестных акций оценивали как «вполне возможные» 8% опрошенных, на сегодняшний день данной точки зрения придерживаются лишь 4%.
Согласно опросам «Левада-центра», доля поддерживающих акции протеста за последний год упала в полтора раза. В октябре 2012 года акции протеста поддерживали 30%, но участвовать в них были готовы в сумме не более 15%. Ранее, в декабре 2011 года, акции протеста в сумме поддерживали гораздо больше россиян — 44% (доля готовых принять участие составляла в сумме 19%). Суммарное количество опрошенных, не поддерживавших акции протеста увеличилось с 41% в декабре 2011 года до 53% в октябре 2012 года.
ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОХОДЯЩИЕ НАЧИНАЯ С ДЕКАБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА ("ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ", "МАРШ МИЛЛИОНОВ" И Т.П.)? |
||||||
дек.11 |
фев.12 |
апр.12 |
июн.12 |
авг.12 |
окт.12 |
|
Определенно поддерживаю, скорее поддерживаю |
44 |
38 |
37 |
37 |
33 |
30 |
Скорее не поддерживаю, совершенно не поддерживаю |
41 |
45 |
46 |
44 |
53 |
53 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
18 |
15 |
19 |
14 |
17 |
Данные «Левада-центр»
В рамках всероссийского опроса, опубликованного ВЦИОМ 12 июля 2012 г., респонденты затруднились выделить для себя наиболее уважаемых лидеров оппозиции: значительная часть опрошенных либо не знает их (28%), либо затрудняется назвать тех, кому симпатизирует (32%). Немало и таких, кто не испытывает уважения ни к одному из активистов оппозиционного движения (27%).
Кто из лидеров оппозиции вызывает у вас наибольшее уважение, симпатию? (открытый вопрос, любое число ответов) |
||
|
Все опрошенные, всероссийский опрос (30 июня — 1 июля 2012 г) |
|
Зюганов, коммунисты |
4 |
|
Жириновский |
2 |
|
Миронов |
2 |
|
Навальный |
2 |
|
Собчак |
2 |
|
Удальцов |
2 |
|
Немцов |
1 |
|
Прохоров |
1 |
|
Явлинский |
1 |
|
Яшин |
1 |
|
Другое |
1 |
|
Никто |
27 |
|
Не знаю никаких лидеров оппозиции |
28 |
|
Затрудняюсь ответить |
32 |
Согласно итогам исследования, опубликованного ВЦИОМ 24 сентября 2012 г., уличная активность привела к росту узнаваемости ряда участвующих в ней оппозиционных лидеров: А. Навального (в феврале он был в той или иной мере известен 29%, в сентябре — 48%), Г. Гудкова (с 21% до 60%), С. Удальцова (с 13 до 39%), Е. Чириковой (с 12% до 20%), И. Пономарева (с 14% до 23%). Однако лидеры протестного движения наиболее известны преимущественно в кругу столичных жителей. Так, в Москве и Санкт-Петербурге А. Навальный хорошо известен 40% респондентов, С. Удальцов — 33%, в то время как в остальных населенных пунктах о них знают не более 13%-15%.
В тоже время, с ростом известности лидеров оппозиции усиливается негативное мнение о них. Так, за период с февраля по сентябрь доля тех, кто отрицательно относится к А. Навальному, выросла с 31% до 43%, к Г. Гудкову — с 29% до 43%, к С. Удальцову — с 26% до 42%, к И. Пономареву — с 28% до 40%, к Е. Чириковой — с 24% до 39%. При этом доля симпатизирующих им остается прежней. Исключение составляет только С. Удальцов (рост положительных оценок с 18% до 27%) и, отчасти, Е.Чирикова (с 22% до 28% соответственно).