Арктика становится дорогой в Азию
Одним из результатов саммита АТЭС во Владивостоке стало решение о развитии транспортных коммуникаций между Европой и Азией через территорию и территориальные воды России. Для решения этой транспортной задачи привлекаются как важнейшая железнодорожная магистраль - Транссиб, так и важнейшая морская коммуникация - Северный морской путь (СМП).
Открывающимися возможностями решили воспользоваться регионы Уральского федерального округа уже в будущем году. "Следующим летом мы хотим осуществить первую проводку транспортных судов по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы планируем доставить в эти государства не углеводородное сырье, а продукцию деревообрабатывающего, лесопромышленного и агропромышленного комплексов", - заявил губернатор Ямала во время своей поездки в Тюмень. Три региона: Тюменская область, Югра и Ямал решили совместно развивать и использовать транспортную систему, включающую в себя автомобильные и железные дороги, речной транспорт, авиационное сообщение и морские порты.
Накануне саммита АТЭС, на Ямале, на западном берегу Обской губы началось строительство нового крупного арктического порта - Сабетты, рядом с устьем р. Сабеттаяха и вахтовым пос. Сабетта. Это грандиозный проект стоимостью около 900 млрд. рублей, в состав которого входят канал для проводки судов протяженностью в 48 км, оборудование акватории, строительство терминала для отгрузки сжиженного природного газа (СПГ), а также завод по производству СПГ. Предполагается, что в 2018 г. порт сможет отгружать до 15 млн. т СПГ и до 1 млн. т газового конденсата. Кроме того, для обеспечения строительства порта в условиях труднодоступной местности (сейчас ближайший поселок расположен в 30 км от места строительства, имеются только автозимники и полевой аэродром) будет построен порт для приема стройматериалов и других грузов, который впоследствии, очевидно, будет переоборудован в терминалы для перевалки других категорий грузов. Инвесторами в строительство нового порта выступают российская компания "НОВАТЭК" и французская компания Total.
Создание столь крупного морского порта в Арктике, самого крупного порта восточнее Новой Земли, конечно, радикально изменит систему транспортных коммуникаций на севере Западной Сибири и в Арктическом регионе. Это решение давно назрело. Много лет уральские регионы вынашивали планы строительства порта для выхода в систему морских коммуникаций, только место предлагалось другое - бухта Индига в Баренцевом море, к которой должна была быть подведена железная дорога от ст. Ивдель протяженностью 1200 км. Предлагался также вариант строительства порта в бухте Харасавэй на Ямале, до которой должны были достроить железную дорогу Обская-Карская.
Теперь принято другое решение. Новый порт, ориентированный пока на вывоз СПГ на европейский, американский и азиатский рынки, был заложен в Обской губе, в наиболее благоприятном для судоходства месте по ледовой обстановке. Сабетта должна выйти на проектную мощность терминала по отгрузке СПГ без подведения сухопутных коммуникаций, однако в планах имеется проект строительства до 2030 г. ветки от железной дороги Обская- Карская. После этого порт получит постоянную связь с железными дорогами России и сможет работать как крупный порт с круглогодичной навигацией.
Значение нового морского порта весьма велико, поскольку он решает сразу несколько крупных экономических задач. Во-первых, он позволяет осуществлять перевалку грузов с речного транспорта Обского бассейна на морские суда. Это дает прямой выход предприятиям целого ряда регионов Уральского федерального округа к морскому транспорту и создает для них возможности экспорта своей продукции. Этой возможностью регионы Западной Сибири намерены воспользоваться в самой ближайшей перспективе, и в последующем объем вывоза будет только возрастать. В перспективе через этот порт может отправлять свои грузы и Северный Казахстан, который также осуществляет перевозки по рекам Обского бассейна. Во всяком случае, в Казахстане эта идея обсуждалась еще в 2007 г. Объем только российских перспективных грузов составляет около 50 млн. т.
Во-вторых, этот порт очень важен для независимых газодобывающих компаний, которые не получили доступа к Единой системе газопроводов (ЕСГ), управляемой "Газпромом". Долгое время эта проблема не находила решения, поскольку "Газпром" категорически отказывался принимать сторонний газ в ЕСГ. Теперь у независимых газовых компаний есть возможность производить из своего газа СПГ и отгружать его через новый порт в Арктике. Скорее всего, со временем в Западной Сибири появится сеть заводов по производству СПГ, который будет вывозиться речными газовозами, а потом переваливаться на морские суда. После строительства железной дороги до Сабетты, этими возможностями могут воспользоваться и другие газовые компании, работающие в Коми, и в других северных регионах. Таким образом, новый порт создает условия для развития целого сектора в газовой промышленности, представленного средними и даже малыми газовыми компаниями, разрабатывающими небольшие газовые месторождения. Россия будет использовать свои газовые ресурсы более рационально. Главы регионов уже оценили эти возможности: "Северный морской путь открывает доступ России к рынку сжиженного природного газа, позволяет стать его поставщиком на азиатский и американский рынки, увеличивает гибкость российского экспорта", - заявил губернатор Ямала. По его мнению, к 2020 г. на СМП можно достичь объема перевозок в 60 млн. т (в 2011 г. было перевезено 0,8 млн. т транзитных грузов).
В-третьих, развитие СМП потянет за собой экономическое развитие и других северных регионов: Таймыра, Якутии, Чукотки, где также есть крупные запасы нефти, газа, других полезных ископаемых. Увеличение объема перевозок и вывоза российского сырья сделает необходимым реконструкцию и других арктических портов, таких как Диксон, Хатанга, Тикси, Певек.
Возрождение СМП позволит всей России, в особенности ее отдаленным северным регионам, принимать активное участие в торговле с азиатскими странами. Возможности вывоза нефти, СПГ, угля, металлов, леса, зерна и других грузов открывают широкие перспективы для экономического развития восточных регионов России, которые до сих пор сдерживались отсутствием коммуникаций, слаборазвитым местным рынком, и которые до сих пор были, по сути дела, потребляющими окраинами страны, зависимыми от северного завоза. С развитием коммуникаций ситуация коренным образом изменяется и можно всерьез ставить вопросы о промышленном развитии этой части России.
Но это далекие перспективы. Сейчас же принципиально важно то, насколько удачно пройдет эксперимент с вывозом продукции в 2013 г. из уральских регионов на азиатские рынки. Это весьма рискованная инициатива, в свете того, что не готов перевалочный порт, в котором будет осуществляться перегрузка в крупные морские суда, да и возможности российского ледокольного флота весьма ограничены. От этого эксперимента во многом будет зависеть, можно ли приступать к увеличению объемов вывоза в азиатские страны в ближайшие годы, или нужно ждать завершения строительства порта Сабетта. В любом случае, Арктика становится дорогой в Азию, и до 2020 г. ее можно будет использовать в полной мере. Решения саммита АТЭС во Владивостоке начали претворяться в жизнь.
Вернуться назад
|