Москва пригласила ЕС и США стать гарантами мира на Южном Кавказе В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман. Политический прием Россия готова стать гарантом мира на Южном Кавказе и была бы признательна, если в этой миссии ей помогут США и Евросоюз. Заявление главы МИД Сергея Лаврова в ходе выступления на 66-й сессии Генассамблеи ООН нельзя назвать сенсационным. Но лишь в первой части высказывания. Москва всегда считала этот регион зоной своей ответственности. Но именно поэтому продолжение мысли и стало главным сюрпризом. Ведь призыв к Вашингтону и Брюсселю войти в соавторство можно считать и готовностью потесниться. Заметим, что речь идет не о Кавказе вообще, а о той его части, на которую Россия и Запад смотрят совершенно по-разному. Москва - как на три отдельных государства, два из которых все еще могут быть атакованы третьим, которого они считают лишним. ЕС и США - как на одну целую и, в его представлении, до сих пор неделимую Грузию. Напомним, что Тбилиси и через три года после войны отказывается подписать с Абхазией и Южной Осетией юридически обязывающий документ о неприменении силы. Собственно, именно это и сохраняет угрозу безопасности региона. Так вот Лавров и предложил партнерам стать тройной степенью политической защиты - гарантами и соглашения между Тбилиси, Цхинвалом и Сухумом и, что самое главное, его соблюдения. Такое предложение именно сейчас выглядит вполне уместным. На следующей неделе в Женеве планируется провести очередной раунд международных консультаций по безопасности на Кавказе. И хотя некоторые эксперты считают, что он себя уже исчерпал, поскольку так и не доказал свою эффективность, после заявления Лаврова там как раз будет о чем поговорить. По сути, Москва предлагает Западу для Южной Осетии, Абхазии и Грузии создать формат наподобие Минской группы ОБСЕ по урегулированию Нагорного Карабаха. Да, сблизить позиции Азербайджана и Армении ей не удается. Да, иной раз в зоне конфликта постреливают, и ситуация напрягается. Но в целом именно соучастие трех центров силы и сдерживает территориальных оппонентов от агрессивной необдуманности. Именно поэтому здесь последние 17 лет пусть и ни мира, и ни войны. Но ведь не войны. И при этом никто из посредников не цепляется за неоформленный статус Нагорного Карабаха, главное для них на этом участке - быть фактором сдерживания. И это пока получается. По большому счету, те же принципы можно применить и к той географии, о которой идет речь. И Россия призывает партнеров пока отложить в сторону расхождения по вопросу легитимности Абхазии и Южной Осетии и относиться к ним как к территориям, где живут и хотят жить дальше обычные люди. Станет ли это для Запада аргументом, сказать сложно. Но от России это отличный ход. Если США и ЕС на самом деле заинтересованы в мире, то и отвечать они должны за тех, кого приручили. Другое дело, что брать на себя непредсказуемость Саакашвили никто не хочет. Это, во-первых. А во-вторых, Запад поостережется принять приглашение Москвы еще и потому, что посчитает, что тем самым он примет и статус-кво. То есть, признанность новых республик. По сути, Москва предлагает Западу по-честному отвечать хотя бы за Грузию. Большего от него не требуется, поскольку собственно мир в этом регионе Россия уже обеспечивает. Как раз накануне Совет Федерации ратифицировал договор о размещении военных баз на территории Абхазии и Южной Осетии. Так что заявление Лаврова - это в каком-то смысле призыв с позиции силы. И, наверное, последний шанс для Запада доказать, что он все-таки хочет мира, а не позволяет Грузии готовиться к войне. Продолжит старший научный сотрудник Кавказского центра МГИМО Вадим Муханов. Шейнкман: Как вы думаете, примет ли Запад предложение Лаврова поддержать миссию по гарантированию мира на Южном Кавказе? Муханов: Цели этой миссии были давно озвучены. Уже после 2008 года Россия неоднократно предлагала подписать подобное соглашение в трехстороннем формате. То есть, между Грузией, Южной Осетией и Абхазией. Но к сожалению, эти предложения не получили никакой нормальной, здравомыслящей ответной реакции Грузии. Поэтому трудно предполагать, что в ближайшее время, даже если эти предложения найдут поддержку сторонних стран, они будут реализованы на практике. Шейнкман: По сути, Лавров предлагает Вашингтону и Брюсселю надавить на Грузию и тем самым приблизить самый долгожданный мир на Южном Кавказе? Правильно я понимаю? Муханов: Вы знаете, он уже давно предлагает признать новые реалии региона. К сожалению, пока наши партнеры не идут на это. Шейнкман: С чем это связано? Только лишь с тем, что нет желания признавать легитимность Абхазии и Южной Осетии? Либо все-таки удобно сохранять ситуацию в таком напряженном виде? Муханов: К сожалению, пока как раз эти страны идут на поводу у грузинского руководства и оказывают ему полную поддержку. Так как позиция Тбилиси является жесткой и совершенно неконструктивной, соответственно, ситуация остается напряженной, и, конечно же, ответное заявление с различных трибун президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что он не собирается применять силу, вызывает мало доверия. Шейнкман: Тем не менее предложение Лаврова было адресовано конкретным странам - США и Евросоюзу. Значит, они должны как-то на него отреагировать. Как вы считаете, какой будет реакция, и будет ли она вообще? Муханов: Реакция уже есть. По крайней мере, совсем недавно состоялись выборы нового президента Абхазии, и реакцию Евросоюза и США мы уже видим. Они не признали эти выборы и, соответственно, не признают и независимость Абхазии. Поэтому в ближайшее время вряд ли в их политической позиции что-то изменится.
Вернуться назад
|