ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Другая оппозиция
Другая оппозиция18-04-2016, 07:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Другая оппозицияСейчас, в апреле
2016 года, сирийский президент укрепил свои позиции. Он сильнее, чем
когда-либо, считают западные аналитики. И всё же, по данным иностранных
спецслужб, военная элита алавитов лелеет оппозиционные настроения и даже
вполне серьёзно обсуждает план по замене Асада на посту президента. Информация об этой таинственной оппозиции, давно зародившейся в алавитской военной среде, едва ли доступной для проникновения цээрушных агентов и даже для получения каких-либо косвенных сведений, появилась в выпуске немецкой газеты «Die Welt». Материал подготовили сотрудничающие западные издания, входящие в альянс «LENA» («Leading — European Newspaper — Alliance»). Наряду с «Die Welt» сюда входят итальянская газета «La Repubblica», испанская «El País», бельгийская «Le Soir», французская «Le Figaro», а также швейцарские «La Tribune de Genève» и «Der Tagesanzeiger». Автор статьи в газете «Die Welt» — Даниэль Дилан-Бёмер. Журналист отмечает, что в настоящее время президент Сирии, «по-видимому, сильнее, чем когда-либо». Однако «этническая группа» распространила «символ веры» — поистине «революционный» документ (есть в редакции «Die Welt»). Это письмо «может переломить ситуацию в войне». В Сирии всё могло сложиться иначе, с самого начала, с лета 2011 года, указывает корреспондент. В начале того лета никакого «бунта» в стране не было и в помине. С несколькими молодыми людьми, диссидентами, жестоко обошлись представители служб безопасности. Жестокость «отдельных должностных лиц» — вот о чём могла идти речь в то время, а вовсе не о свержении Башара Асада и не о будущем Сирии. И не о религии, напоминает журналист. И вот прошло почти пять лет. Не менее 250.000 сирийцев были убиты, более одиннадцати миллионов потеряли свои дома, почти пять миллионов покинули страну. Башар аль-Асад до сих пор президент Сирии. На Западе по-прежнему призывают к его отставке, а суннитские монархии по всему региону непрестанно отправляют оппозиции оружие и деньги, «инвестируя» свержение Асада. Однако Асада и его алавитов успешно защитили российские военно-воздушные силы и иранские спецподразделения. В Женеве идут переговоры. Выживание алавитской религии («крошечной», указывает автор), «кажется, определяет ход мировой политики». И всё же есть причина, благодаря которой ситуацию можно увидеть совершенно иначе. Впервые «чиновники из среды влиятельных алавитов дистанцировались от режима Асада», пишет Дилан-Бёмер. Эти люди желают мира с суннитами и хотят «раскрыть тайный характер своей веры». Многие из них — священники, что делает эту группу куда более опасной оппозицией для Асада, поскольку военный аппарат пронизан религиозными структурами алавитов. И если противодействующая сила будет создана, у Асада останется «мало шансов». В неизвестном месте планеты в хорошем отеле сидит «элегантный джентльмен», рассказывающий о своей родной Сирии и о своих единоверцах-алавитах. И говорит он вот что: «Нынешний режим тоталитарен, и он не представляет алавитов». Для того, чтобы заключить мир, эти правители должны уйти. Именно алавиты в правительстве породили эту катастрофу в Сирии. Они и до сих пор её подпитывают. В начале это был не конфессиональный конфликт, указывает неизвестный собеседник. Население просто выдвигало политические требования. Но руководство страны, боявшееся свержения, принялось «эксплуатировать сектантские различия». Человек в хорошем отеле — «не старый диссидент и не противник режима в изгнании». Есть люди, живущие и работающие в Сирии, поддерживающие политическую систему в течение многих десятилетий. Есть чиновники, политики, священнослужители и военные, которые уже не хотят жить по-старому. Эти люди сумели объединиться и написали документ, в котором изложили свои взгляды, и собрали союзников. Они хотят «в корне изменить положение вещей». Корреспонденты ряда изданий проверяли данные этих людей и тщательно изучили вопрос. Насколько можно судить в условиях войны, влиятельные представители элиты алавитов и вправду поддерживают эту инициативу. Своих имён эти люди не называют из соображений личной безопасности. Алавитская вера в документе обозначается как «третья модель ислама», как «трансцендентальный ислам» (сверхъестественное измерение веры). Пока традиционный шиитский и суннитский ислам пытаются «понять послание бога», «трансцендентальный ислам» рассматриваться как «попытка понять природу бога». В течение десяти веков алавиты публично не объявляли постулатов своей веры. Их жестоко преследовали и шииты, и сунниты. Шииты, к примеру, почитают Али, двоюродного брата, сына и преемника пророка Мухаммеда, а для алавитов Али не только религиозный лидер, но и проявление бога. Ортодоксальные мусульмане осуждают это многобожие: алавиты «хуже неверных». В своём заявлении авторы ясно указали, что Коран — единственная священная книга алавитов. Вместе с тем, они считают, что каждый человек сам должен найти свой путь к богу. Они дистанцируются от суннитских экстремистов, которые получают источник уголовного правосудия дословно из Корана. Говорят в своём письме они и о политике. По их мнению, правящая политическая власть не представляет их и не определяет их идентичности. Принадлежность к алавитам не должна служить основанием или источником властной силы. Легитимность правительства может быть измерена в принципах демократии и основных прав человека. Политическая власть не должна ни при каких обстоятельствах угнетать народ, действуя из страха перед потерей легитимности. Что касается оппозиции, то она должна прибегать к другим средствам, отказавшись от насилия, оружия и запугивания. Участники элитарной группы алавитов считают, что нынешнее восстание против Асада есть «совокупность праведного гнева». Авторы подчеркивают, что они хотят мира с суннитами, составляющими значительную часть вооружённой оппозиции. Они «объявляют», что сунниты Сирии должен быть оправданы и не иметь «коллективной ответственности» за те акты дискриминации, которые совершили в прошлом некоторые из их единоверцев. Некоторые фрагменты письма напоминают уже известное обвинение против Башара Асада, намеренно разжегшего религиозный конфликт. Страх перед радикальными суннитами («ИГ», «Фронт ан-Нусра, «Аль-Каида») всё же является главной причиной того, из-за чего большинство алавитов, несмотря на растущую внутреннюю критику, внешне лояльны к режиму Асада. Однако в войне погибло не менее 70.000 алавитов. Это меньше трети всех жертв, но этническая группа, состоящая всего из лишь двух миллионов человек, считает это количество экзистенциальной катастрофой. И они хотят остановить «самоубийство своей этнической группы». Другой участник группы (в газете он назван просто «шейхом») указывает, что в Сирии «в каждой семье был убит по крайней мере один родственник, и вы встретите много матерей, которые потеряли четырёх сыновей и мужа». По его словам, все мужчины в возрасте до 42 лет вынуждены идти на войну, а скоро предельный возраст будет повышен до 45 лет. «Это война от имени алавитов, — сказал шейх, — и на самом деле наши люди платят за неё высокую цену. Особенно рядовые граждане». Если Башар немедленно не уйдёт из власти, государство спасти будет невозможно, считают алавитские оппозиционеры. Материалы, оказавшиеся в распоряжении «Die Welt» и других изданий «LENA», показывают, что существует «широкая поддержка инициативы этих влиятельных людей». Сами они заявляют, что представляют от одной трети до 40% общины алавитов. Насколько это утверждение правдиво? Это едва ли можно проверить. Но с какой целью организаторы движения обратились к прессе и почему они открылись общественности именно сейчас? «Не будет никакого восстания», — говорит один политик. — Мы надеемся избавить алавитов от страха, накопившегося за последние годы». Сирия не должна превратиться в несостоявшееся государство вроде Ливии или Ирака. Если Башар Асад не уйдёт в отставку прямо сейчас, то государство не сохранится, считают оппозиционеры-алавиты. При власти Асада «ничто не может измениться». Поэтому Сирии нужен «политический переход под международным контролем». Кто же может заменить Асада? Западные спецслужбы пронюхали, что алавитская элита вполне серьёзно обсуждает план о переходе власти к некоему преемнику Асада. Эти спецслужбы «даже пытались вмешаться» в дело, однако это не удалось «из-за непроницаемости и таинственности» алавитской среды. Некий «разведчик из западного альянса» утверждает, что ещё в самом начале конфликта, в 2011 г., осуществлялись контакты с офицерами, которые могли бы в дальнейшем заменить Асада. «Но эти попытки были безуспешными, — сказал он. — Только тогда мы поняли, как мало на самом деле мы знаем о сирийской военной элите». В качестве потенциального преемника Асада называется Сухейль Хассан (Suhail Hassan), относительно молодой командир подразделений «Tiger». Его спецподразделение одержало немало побед. Есть и другой кандидат — генерал-лейтенант Али Хабиб Махмуд (Ali Habib Mahmud), один из высокопоставленных и наиболее опытных офицеров режима. В 2011 году он якобы «исчез», потом объявился в Турции, затем прошёл слух, что он «мёртв». По информации немецкой газеты, генерал жив и здоров. Мало того, он «никогда не покидал Сирию». Кремль неоднократно сигнализировал: ухода Башара Асада он не одобряет. Конечно, инициативная группа алавитов думала о Москве. Но не менее важна и поддержка Запада. Только при международном решении алавиты смогут выжить в долгосрочной перспективе. Один из инициаторов «символа веры» пояснил, что они могли бы легко представить себе и суннитского президента. При этом алавиты должны участвовать в решении вопросов. Это было бы хорошо и для России, и для Запада, и для всех заинтересованных сторон. Если президент не представляет алавитов, то лидеры общин могут назначить их представителей для проведения переговоров о будущем Сирии с другими группами. Переговоры должны касаться всех, даже и «крайних исламистов». Только иностранные боевики не будут иметь права участвовать в переговорах. «Если алавиты будут полноправными участниками переговоров, это укрепит доверие к власти. Тогда мы все можем рассчитывать на мирный исход», — говорит один из инициаторов письма. Что думают по поводу этого письма российские эксперты? Востоковед Сергей Медведко, проработавший в Сирии больше десяти лет, заместитель руководителя отдела канала «Русия аль-яум», автор книги «Вся Сирия», считает, что некоторое недовольство Асадом среди алавитов и вправду существует. «Династия Асада правит Сирией с 1970 года. И, как бы себя искусно ни вели лидеры, в любом случае всегда есть запрос на сменяемость власти, — сказал эксперт «Свободной прессе». — Так что такие идеи действительно витают в воздухе, в том числе и среди алавитской общины. Другое дело, что в условиях войны уход Асада привёл бы к трагическим последствиям — истреблению не только алавитов как части сирийского общества, но и христиан». Судя по всему, мы имеем дело с интерпретацией ситуации частью западного экспертного сообщества, которая ищет рецепт по устранению Асада от власти, полагает старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. «Конечно, среди некоторой части алавитов, в основном интеллигенции, есть некое недовольство президентом, — отметил он в интервью «Свободной прессе». — Впрочем, как и в любой элите. В САР такие процессы связаны в том числе с переделом постов, ресурсов, которые идут из Ирана. Но говорить о том, что против Асада в среде алавитов вызрела серьёзная оппозиция и завтра возможен переворот — сильное преувеличение. Для алавитов такой сценарий равносилен самоубийству…» Если присмотреться к публикации «Die Welt» внимательнее, добавим к этому, то станет ясно: её автор вовсе не утверждает, что алавитская элита имеет серьёзное влияние в обществе. По словам самих инициаторов, они представляют примерно треть общины алавитов. Мало того, журналист сомневается в точности этих утверждений. Поэтому едва ли можно говорить о какой-то «интерпретации» ситуации Западом. Материал в немецком издании достаточно объективен, а автор его проявляет немало здорового скепсиса в отношении инициативы. Кроме того, Дилан-Бёмер отмечает, что президент Сирии сейчас, «по-видимому, сильнее, чем когда-либо». Трудно сказать, прояснится ли ситуация с «символом веры» на переговорах в Женеве. Если оппозиционные алавиты не назвали своих имён, они вряд ли проявятся на международных переговорах. Обозревал и комментировал Олег Чувакин — специально для topwar.ru Вернуться назад |