ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Неопределённость вокруг Каспия как геополитический инструмент
Неопределённость вокруг Каспия как геополитический инструмент9-08-2013, 11:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Неопределённость вокруг Каспия как геополитический инструмент (АУДИО)© Коллаж: «Голос России» Каспийский бассейн как основная составляющая Евразийского материка, где место господствующей силы пустует, а Россия и Китай обладают особыми преимуществами с точки зрения доступа к богатым энергетическим ресурсам, становится сценой конкуренции глобальных и региональных сил. Видимо, в последнее время вновь обнаруживается продолжающийся за кулисами конфликт на почве контроля над акваторией Каспийского моря, обеспечивающего связь Средней Азии и Кавказа, пишет в своей статье на Yeni Asya известный турецкий аналитик Гектюрк Тюйсюзоглу.
В определении правового статуса Каспийского моря пять прикаспийских стран никак не могут прийти к общему мнению по поводу отнесения его к озерам или морям. За этим стоят разные варианты пользования пространством. Если использовалось бы определение Конвенции ООН по морскому праву, то тогда на Каспии появились бы территориальные и нейтральные воды. Все, что находится в пределах территориальных вод, находилось бы тогда под суверенитетом прибрежного государства. В этом случае у каждой страны появились бы 12-мильные территориальные воды и 200-мильные исключительные экономические зоны, определенные по методу срединной линии. Но для признания Каспия обычным морем не хватает естественного сообщения с Мировым океаном. Реки и каналы не рассматриваются Конвенцией ООН по морскому праву в качестве естественной связи водоема с океаном. Если не признавать Каспий морем, а считать его закрытым морем или озером, то тогда режим использования его акватории определялся бы соглашением прибрежных государств. В таком случае акватория делится путем срединной линии - проведённая с севера на юг, она делит акваторию строго напополам, и до неё под прямым углом проводятся границы от точек выхода к побережью государственных границ прибрежных стран. Между тем. эти страны в споре вокруг разделения Каспия поддерживают разные концепции. К примеру, Туркмения и Иран лоббируют вариант, по которому акватория разделяется на территориальное море размером не менее 12 морских миль, исключительную экономическую зону (35 миль), а также общее водное пространство. При этом в Тегеране предлагают равное распределение площади - по 20% каждой из стран, а Туркмения лоббирует более сложный способ - определение координат срединной линии методом равноудалённых точек, по широтам. Хитрость заключается в том, что в таком случае Туркмении достанутся некоторые спорные нефтегазовые месторождения, кроме того, граница будет проходить заметно ближе к берегам Азербайджана. Азербайджан предлагает погранично-озерный статус Каспия и считает необходимым его раздел среди прибрежных государств в соответствии с национальными секторами. Несмотря на близость тезисов Азербайджана и Туркмении, между двумя странами сохраняются серьезные разногласия по данному вопросу, причем отправной пункт противоречий возникает на стадии "отсчета срединной линии". В то время как Азербайджан настаивает на необходимости определения срединной линии в соответствии с конфигурацией береговой линии и учета самого большого выступа территориальной части Каспия - окончания Апшеронского полуострова, Туркмения отмечает, что срединную линию надо отсчитывать не от восточной оконечности выдающегося в моря Апшерона, а от основной линии Каспийского побережья в пределах Азербайджана, не принимая в расчет крайние точки островов. Противоречия между двумя государствами превратили в спорные такие месторождения на шельфе Каспия, как Кяпаз/Сердар и Азери/Чираг. Эти месторождения на сегодняшний день находятся под контролем Азербайджана, но в случае признания концепции Туркмении они попадут под её юрисдикцию и войдут в принадлежащий туркменский национальный сектор. Вариант, предусматривающий раздел Каспия на национальные секторы в равных долях и наличие у каждого прибрежного государства 20-процентной доли суверенной зоны, включающей морское дно и поверхность воды, не поддерживается Казахстаном и Россией, которые имеют наиболее длинную береговую линию. Согласно их позиции, такой подход может сузить зону их суверенных прав и, напротив, расширить права таких государств, как Азербайджан и Иран, которым, в сущности, полагается меньшая доля суверенитета. Кстати говоря, в настоящее время действует Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года, предусматривающий режим "общей воды". Это означает свободу судоходства и рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной полосы) для судов прикаспийских стран и запрета нахождения в акватории судов под другими флагами. На сегодняшний день Россия выступает за определение границы территориальных вод в размере 12 или 24 миль и поддерживает идею "совместного владения" остальной частью акватории. В этот раздел входит и морское дно Каспия. Россия стремится решить проблему раздела акватории через договоренность с Казахстаном и Азербайджаном. С вариантом разграничения по линии равного удаления от берегов категорически не согласны Иран (ему в таком случае достаётся около 14 % площади Каспия) и Туркмения. В общем, позиции сторон далеки друг от друга. Многие эксперты полагают, что поиск компромисса тормозят непрекращающиеся попытки влезть в схему таких геополитических игроков, как ЕС и США. Они стремятся закрепиться на Каспии, поскольку под его дном находятся богатейшие залежи углеводородов. Но, конечно, не только из-за этого. Каспий во многих отношениях представляет собой ключ к огромному региону. Клубок взаимно исключающих интересов создаёт крайне неблагоприятный фон для переговоров. Говорит заместитель директора Института Стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Карнеев: "С распадом СССР западные корпорации начали активно работать в этом регионе. В 90-х годах США пытались реализовать геополитическую задачу, которая заключалась в том, чтобы большая часть углеводородных ресурсов региона шла не через Россию, а другими маршрутами. Этот проект был во многом реализован. Сейчас значительная часть энергоресурсов Азербайджана, частично Казахстана идёт действительно не через российскую территорию. Утверждать, что сейчас острота противоборства больше по сравнению с тем временем, я бы не стал. Выяснилось, что даже если ресурсы не идут через Россию, это не сильно меняет геополитический баланс в Евразии, в том числе в Каспийском регионе. Хотя экономические противоречия не исчезли. Здесь сталкиваются интересы прикаспийских стран. Согласовать эти интересы достаточно сложно. В перспективе консенсус, наверное, можно будет нащупать. Но интересы внерегиональных игроков, возможно, препятствуют этому".
В общем, вокруг Каспия всегда будут ломаться копья. Здесь - узел контроля огромного региона. И вполне естественно, что США с их экономическим и геополитическим потенциалом намерены оставаться активным игроком в этой части мира. Из крупных международных проблем остается еще проблема прокладки подводных трубопроводов, которая тесно увязана со статусом Каспия. Например, трубопровод или свободно укладывается на морское дно, или находится в провисающем состоянии, то есть в толще воды. И чисто теоретически можно отрицать его связь с морским дном и таким образом выводить подводный трубопровод из-под соглашений о разделе дна. Стоит сказать, что неодобрительная позиция по поводу строительства транскаспийского нефтепровода Министерства нефти Ирана, высказанная в середине 2006 года, отчетливо указывает, что Иран хотел бы получить свою долю в транспортировке и переработке каспийской нефти. Аналогично происхождение и российских сомнений в перспективах транскаспийских трубопроводных проектов: Россия не желает терять свои позиции в транспортировке каспийских нефтегазовых ресурсов. Фокус в том, что любое определение Каспийского водоема не ведет к автоматическому определению его правового статуса. И что ещё более важно, при любом делении Каспия в подвешенном состоянии остаётся проблема разработки трансграничных нефтегазовых месторождений. Диаметрально противоположные интересы и нежелание идти на компромиссы привело в последние годы к активной милитаризации и наращиванию ВМС прикаспийских государств, пишет военный аналитик Леонид Нерсисян на страницах сетевого издания ИА REGNUM. В особенности это актуально в случае с Туркменией и Азербайджаном. Иран тоже опасается Азербайджана, но уже по другой причине: Баку является региональным союзником Вашингтона. И гипотетически не исключено, что территория Азербайджана будет использована в качестве плацдарма для проведения военной кампании против Ирана Израилем и США. В общем, Америка стремится войти в Каспийский бассейн. При таких обстоятельствах вероятность справедливого и равноправного раздела акватории Каспийского моря отодвигается на неопределённую перспективу, поскольку поддержание неопределённости и связанной с этим конфронтации является необходимым элементом стратегии, направленной на достижение сугубо конъюнктурных целей. Вернуться назад |