Когда-то европейцы были богатыми. Но затем наступала глобализация и финансовый кризис. Рост экономики в последнее время наблюдается в странах с развивающейся экономикой. Сегодня они могут помочь старому континенту – но при определенных условиях.
Бразилия
Не прошло еще и десяти лет в того момента, когда Международный валютный фонд (МВФ) был вынужден оказывать помощь Бразилии, так как инвесторы вроде Джорджа Сороса сделали объектом своих спекулятивных действий местную валюту реал. Наступил 2002 год, и неокоммунистический – как некоторые считали - профсоюзный лидер по имени Луис Инасиу «Лула» да Силва (Luiz Inacio “Lula” da Silva) готовился стать президентом страны. Теперь Бразилия – одна из звезд среди стран с развивающейся экономикой, у нее здоровая финансовая система, 350 миллиардов долларов валютных резервов и, кроме того, из должника она превратилась в кредитора МВФ. То есть средств было бы достаточно для того, чтобы оказать помощь захворавшей Европе – например, путем приобретения долговых обязательств или за счет взноса в фонд спасения евро. Не достает только политической воли. "Nгo" (Нет) – таков был сухой ответ бразильского президента Дилмы Руссеф (Dilma Rousseff) в ответ на просьбу своих европейских коллег во время саммита группы G-20. У нее нет ни малейшего интереса.
Бразильцы считают, что бурный рост экономики и потребления способен оживить мировую конъюнктуру. Они полагают, что именно это и является достаточным вкладом в борьбу с кризисом. Но ничего не говорится вот о чем: охвативший Европу кризис выгоден Бразилии, в том числе и ползучая девальвация переоцененного реала. Кроме того, возникает возможность оказывать большее влияние на события в мире. Поэтому Руссеф пообещала увеличить взносы в кризисный фонд МВФ вместо того, чтобы вкладывать средства в европейские фонды. Чем больше взнос, тем больше прав голоса – в ущерб европейцам. И еще: то, что европейцы заварили, они должны теперь сами расхлебывать.
Южная Африка
Влияние мирового экономического кризиса в Южной Африке заметно повсюду. Поэтому принимающие решения политики в этой рвущейся вперед стране нервно наблюдают за кризисом в Европе. На страну надвигается мощный поток, предупредил несколько дней назад президент Джейкоб Зума (Jacob Zuma). «Нам следует осознать, что кризис не обошел нас стороной», - подчеркнул он. Мы поддержим международные усилия, направленные на решение этой проблемы, пообещал президент. Южная Африка неоднократно критиковала бездействие Евросоюза и указывала на глобальные последствия этой пассивности.
Россия
Первая волна кризиса в 2009 нанесла чувствительный удар по России и заставила ее более трезво смотреть на вещи. Но как теперь эта страна готовится ко второй фазе ослабления конъюнктуры? В отличие от других стран с развивающейся экономикой, в последнее время она не стала локомотивом глобальной конъюнктуры. Прежде всего, Россия, судя по всему, вообще не согласна с тем, что мировой экономике грозит спад. В противном случае трудно будет объяснить сформированный трехлетний бюджет России на период с 2012 по 2014 год. На 2012 год запланирован дефицит бюджета в районе 20,9 миллиарда евро, что составляет 1,5% ВВП. Сомнительным представляется запланированный дефицит бюджета, считающийся по западным меркам незначительным. Здесь прежде всего следует учитывать следующее обстоятельство: при составлении бюджета была заложена цена на нефть в размере 100 долларов за баррель. Мягко говоря, это весьма оптимистический прогноз. Во время предыдущей волны кризиса цена на нефть временами оказывалась ниже отметки в 50 долларов за баррель. В то время российская экономика сократилась на 7,9%, и эти показатели были значительно выше, чем в других странах с развивающейся экономикой. Похожий вариант может повториться и в 2012 году. Если цена не нефть рухнет, то в бюджете государства образуется огромная дыра, и возникнет она по причине зависимости от экспорта сырья. Этот шатающийся гигант вряд ли сможет оказать большую помощь Европе. Он, скорее, будет и дальше ускорять раскручивание обратной спирали. Конечно, Россия во время бурного развития смогла стабилизировать государственную задолженность на уровне чуть выше 10% и накопить значительные валютные резервы, и поэтому сегодня, при президенте Медведеве, у страны есть пространство для маневра, и она может себе позволить увеличить долги.