ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Не подлежат даже буксировке: почему «застрявшие» в Крыму вымпелы ВМСУ решили утилизировать

Не подлежат даже буксировке: почему «застрявшие» в Крыму вымпелы ВМСУ решили утилизировать


12-06-2022, 17:17. Разместил: Влад 66

Простоявшие восемь лет в Севастополе украинские вымпелы встретили лето 2022 года в удручающем состоянии.

Почти все корабли Военно-морских сил Украины, находящиеся под контролем РФ с весны 2014 года, после завершения специальной военной операции будут утилизированы. Об этом сообщили ТАСС в силовых структурах Крыма.

Давайте разберемся в том, чем может быть вызвано решение «пустить на патефонные иголки» застрявшие в Крыму после известных событий 2014 года вымпелы ВМСУ и почему эти корабли Украина до 2022 года так и не забрала из «плена».

«Мы готовы передать корабли»

Для начала напомню весьма показательный момент. За вычетом прочего колоссального количества имущества ЧФ, Украина в 1995 году из числящихся к моменту раздела в составе Черноморского флота 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц. К концу 2012 года эта армада «ужалась» до 2-3 десятков оставшихся на ходу вымпелов. Все остальное находилось в «вечном» ремонте, было распродано, сдано в металлолом, проржавело насквозь, утонуло или оказалось просто заброшенным.

Почему так получилось? Потому что ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не по карману.

Во время событий Крымской весны под контроль ВС РФ перешло свыше 50 единиц корабельного состава ВМСУ. Часть из этих вымпелов после разблокировки крымского озера Донузлав в апреле 2014 года была передана украинской стороне и перебазирована в Одессу. Корабль размагничивания «Балта», ракетный катер «Прилуки», корабль управления «Донбасс», килекторное судно «Шостка» и несколько других единиц отбуксировали из Севастополя за пределы 12-мильной территориальной зоны, где они были также переданы Украине. Однако затем Киев инициировал эскалацию конфликта в Донбассе и Минобороны РФ было вынуждено приостановить возвращение Украине из Крыма ее военного имущества.

Россия никогда не отрицала украинскую принадлежность оставшихся под ее контролем вымпелов ВМСУ и неоднократно после 2014 года предлагала Украине забрать простаивавшее у севастопольских причалов «наследство» ВМСУ. В последний раз официальная информация об этом прозвучала в январе 2018 года, когда президент России Владимир Путин заявил следующее:

«Украинская сторона неоднократно ставила вопрос о возврате военной техники из Крыма. Мы готовы продолжить этот процесс, готовы передать военные корабли Украине, авиационную технику, бронетехнику… Что касается кораблей, то, думаю, будет лучше, если украинские военнослужащие просто приедут и их заберут. Мы готовы помочь им осуществить транспортировку в Одессу».

Однако на это предложение Путина, равно как и на предыдущие подобные предложения российской стороны, Киев ответил отказом. Таковой постарался обосновать экс-командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук, сообщивший, что Украина не возвращает свои корабли из Крыма в связи с нежеланием потерять аргумент против РФ в международных судах. Этот тезис Гайдука растиражировало множество отечественных СМИ. При этом мало кто обратил внимание на еще один довод экс-командующего ВМСУ в пользу отказа Киева от возврата оставшихся в Крыму украинских кораблей.

«В какой мере сопоставимы цифры остаточной стоимости техники, которая осталась в Крыму, с учетом ее технического состояния, и стоимости ее ремонта (модернизации) с множеством параллельных вопросов: «А готовы ли судоремонтные предприятия [Украины] к проведению ремонтов?», «Где брать ЗИПы или оборудование?», «Кто будет ремонтировать специальное вооружение? Есть ли таковые специалисты?», — вопрошал Гайдук, тем самым намекая на отсутствие у Киева финансов, комплектующих и ремонтных мощностей для возвращения в строй находившихся в Севастополе вымпелов ВМСУ — отнюдь не новых и прибывавших в не самом лучшем техническом состоянии еще до событий Крымской весны.

«Не подлежат даже буксировке»

Напомню — собственный флот Украине изначально был не по карману. После 2014 года возможности Киева по содержанию ВМСУ еще больше сократились. Возвращение из российского «плена» украинских кораблей и последующая необходимость их возвращения в строй мгновенно «съели» бы все и без того не богатые людские, финансовые и судоремонтные ресурсы ВМСУ, тем самым на годы лишив украинских адмиралов возможности поддерживать в ходовом состоянии даже тот минимум корабельного состава, который остался в распоряжении Киева после событий Крымской весны. Уверен — именно это обстоятельство явилось главной причиной отказа украинской стороны от возвращения своих кораблей из Севастополя после 2014 года.

Любопытно, что «застрявшие» в Крыму вымпелы ВМСУ по тоннажу превосходили ту корабельно-катерную группировку, которой ВМСУ располагали после 2014 года на Черном и Азовском морях.

Кстати, а что там конкретно «застряло»? После 2014 года в Крыму, например, остались:

— Корабль управления проекта 1288.4 «Славутич»;

—Большой десантный корабль проекта 775 «Константин Ольшанский»;

— Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 «Запорожье»;

— Ракетный катер проекта 1241.1 «Приднепровье»;

— Малые противолодочные корабли проектов 1241.2 и 1124МУ «Хмельницкий», «Луцк» и «Тернополь»;

— Морские тральщики проекта 266М «Чернигов» и «Черкассы»;

— Катер-торпедолов проекта 1388 «Херсон»;

— Спасательное буксирное судно проекта 714 «Кременец».

Как мы видим — группировка вполне внушительная. ЧФ пришлось размещать на украинских кораблях экипажи сокращенного состава. Это позволило сохранить украинских «пленников» на плаву. Но серьезными ремонтными работами черноморцы на вымпелах ВМСУ, конечно, не занимались. В первую очередь по той причине, что, как это было сказано выше, «Славутич» и Ко продолжали считаться собственностью Украины.

В итоге украинские «пленники» лето 2022 года встретили в достаточно удручающем состоянии.

«Многие из них уже не подлежат даже буксировке. В большинстве своем эти единицы технически неисправны, их боевые возможности давно устарели», — резюмировал источник ТАСС.

С учетом этого, а также того, что украинские вымпелы загромождают в Севастополе причальный фронт и требуют привлечения ресурсов Черноморского флота для обеспечения их нахождения на плаву, анонсированное сегодня решение об утилизации после окончания СВО большинства «пленников» выглядит совершенно оправданным. То есть с этим все понятно.

Интрига сохраняется лишь вокруг вопроса, что из «наследства» ВСУ будет решено сохранить, откапиталить и ввести в состав Черноморского флота. Очень хотелось бы, чтобы такая судьба досталась, как минимум, «Славутичу» и «Ольшанскому».

Андрей Союстов

 


Вернуться назад