ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Антикоррупционное законодательство США как инструмент внешней политики

Антикоррупционное законодательство США как инструмент внешней политики


29-04-2011, 08:54. Разместил: VP

часть 1

 

«Общественный труд для моей пользы объединяет».
Кот Матроскин, «Зима в Простоквашино»

 

В предисловии к Конвенции ООН против коррупции Кофи Аннан, тогда ещё Генеральный секретарь ООН, писал: "коррупция – это страшная чума, которая поражает общество самым различным образом [1]. Она подрывает основы демократии и верховенства права, ведет к нарушению прав человека, препятствует работе рынков, ухудшает качество жизни и создает условия для процветания организованной преступности, терроризма и других явлений, угрожающих безопасности человека.

Этот пагубный феномен встречается во всех странах – больших и малых, богатых и бедных, – но оказывает самое губительное воздействие в развивающихся странах. Коррупция наносит непропорционально большой ущерб именно бедным, поскольку она отвлекает средства, предназначенные для развития, лишает правительства возможности предоставлять основные услуги, является питательной почвой для неравенства и несправедливости и препятствует потокам иностранных инвестиций и помощи. Коррупция является одной из главных причин низких экономических показателей, а также одной из главных помех на пути уменьшения масштабов нищеты и обеспечения развития.

Поэтому я очень рад, что теперь у нас есть новый документ, позволяющий бороться с этим бедствием на глобальном уровне. Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции даст ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию. Конвенция послужит предупреждением для коррумпированных людей в отношении того, что, если они не оправдают доверие общества, то оно не будет больше терпеть. Конвенция вновь подтверждает значение таких основных ценностей, как честность, уважение верховенства права, подотчетность и транспарентность в деле содействия развитию и в работе по совершенствованию нашего мира на благо всех".

Действительно, коррупция – очень большая проблема. Однако тут есть и "обратная сторона медали". Если у государства есть определённые рычаги, то практически любую проблему оно может использовать в своих интересах. Проблема коррупции не является исключением. В данном случае рычагами являются международное и национальное антикоррупционное законодательство и рейтинги, выставляемые международными рейтинговыми агентствами и различными неправительственными организациями типа "Transparency International". Сейчас из всех государств на мировой арене в наиболее полном объёме этим пользуются только Соединённые Штаты.

Они являются пионерами в деле принятия антикоррупционного законодательства. Закон США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act), являющийся первым в мире законом о запрете подкупа иностранных должностных лиц, вступил в силу в 1977 году, но до последнего времени применялся достаточно редко [2]. Начиная с 2005 года число расследований в рамках FCPA, проводимых министерством юстиции США (DOJ), Комиссией США по ценным бумагам и биржам (SEC) и Федеральным бюро расследований (FBI) значительно возросло. Наблюдается колоссальное увеличение размеров штрафов и других санкций. Много позже, в январе 1999 года, Совет Европы принял Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. По состоянию на 15 сентября 2010 года её подписали и ратифицировали 43 страны (в том числе Россия и Великобритания), ещё 7 стран подписали, но не ратифицировали (в том числе США) [3]. В ноябре 1999 года Совет Европы принимает ещё один документ – Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. По состоянию на 15 сентября 2010 года её подписали и ратифицировали 34 государства, ещё 8 стран подписали, но не ратифицировали (в том числе Великобритания), Россия и США в этой конвенции не участвуют [4].

И только 31 октября 2003 года была принята Конвенция ООН против коррупции. На сегодня её подписали 140 стран. Великобритания, США и Россия конвенцию подписали и ратифицировали [5].

Конвенция ООН является наиболее полным международным документом в сфере борьбы с коррупцией. Страны, подписавшие и ратифицировавшие данную конвенцию, обязаны предусмотреть в своем внутреннем законодательстве уголовную ответственность за все преступления, признанные таковыми в соответствии с настоящей конвенцией. В процессе разработки проекта текста документа приходилось учитывать интересы всех участников. Зачастую проблемы возникали даже из-за особенностей языков стран-участниц. Как это и положено в международных документах подобного уровня, центральное место в нем должна была занять дефиниция "коррупции" [6]. Вокруг данного определения велись наиболее ожесточенные споры. Эксперт от Франции, например, заявил, что предложенная дефиниция носит явно догматический характер, не учитывает особенностей национального языка и перевода. Так, если в английском варианте под "коррупцией" понимается мздоимство, то французы ассоциирует данное явление со взяточничеством либо подкупом. В итоге, по общему мнению большинства участников, составивших консенсус, принято решение не вводить указанное понятие в текст Конвенции, что и было сделано в итоговом документе.

Сразу же после принятия специалисты отметили некоторые правовые трудности, которые могут возникнуть при применении данной Конвенции. Например, конвенционные требования отнесения установленных правонарушений к категории коррупционных весьма условны, в их описании не прослеживаются универсальные критерии, позволяющие с большой долей уверенности говорить о коррупционной природе таких нарушений. Это способно вызвать определенные расхождения на практике и замедлить ход проведения эффективной антикоррупционной политики.

Ещё один интересный момент заключается в том, что в окончательном варианте документа исключено указание о необходимости искоренить коррупцию. По-видимому, возобладала точка зрения ряда криминологов, придерживающихся умеренного "антикоррупционного институционализма".

Наряду с этим, стратегическая идея международного партнерства с целью искоренения коррупции осталась в преамбуле проекта конвенции, что придает документу несколько противоречивый характер. С одной стороны, страны участницы подчеркивают свое намерение полностью искоренить коррупцию, а с другой - исключают аналогичные положения из целей конвенции.

В целом можно сказать, что в результате ООН приняла документ, который содержит в себе множество пунктов, которые можно трактовать двояко. Однако достигнуты серьёзные результаты. Во-первых, главным результатом можно признать то, что все участники конвенции обязаны принять национальное антикоррупционное законодательство, соответствующее данной конвенции. А во-вторых, несмотря на защиту суверенитета государств [7], при соблюдении определённых условий подразумевает действие антикоррупционного законодательства одного государства на территории другого. Но и тут сделаны интересные оговорки, которые позволяют, например, отказать в выдаче преступника или подозреваемого, если "у запрашиваемого Государства-участника имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью преследование или наказание какого-либо лица по причине его пола, расы, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или политических убеждений или что удовлетворение этой просьбы нанесло бы ущерб положению этого лица по любой из этих причин" [8]. Также во взаимной правовой помощи может быть отказано, "если запрашиваемое Государство-участник считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб его суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим жизненно важным интересам" [9].

 

Как было сказано выше, в настоящий момент активнее всего возможностями данной конвенции пользуются Соединённые Штаты через своё национальное законодательство. Содержащиеся в нём механизмы позволяют США получать дополнительные рычаги влияния на иностранные физические и юридические лица, на инвестиционный климат других государств, на их внешнюю и внутреннюю политику через применение данного закона к их должностным лицам.

Рассмотрим непосредственно сам Закон о борьбе с практикой коррупции за рубежом (The Foreign Corrupt Practices Act, FCPA).

Действие закона распространяется на:

• эмитентов ценных бумаг размещённых на рынках/биржах США, а также должностные лица, распорядителей, служащих или представителей этого эмитента, его пайщиков, действующих в интересах этого эмитента;

• отечественные предприятия (США), а также на должностные лица, распорядителей, служащих или представителей этого предприятия, его пайщиков, действующих в интересах этого предприятия;

• физическое или юридическое лицо, за исключением эмитентов или американских предприятий, а также на должностные лица, распорядителей, служащих или представителей этого лица, его пайщиков, действующих в интересах этого лица, во время нахождения на территории Соединённых Штатов [10].

Под эмитентом понимается "каждый эмитент ценных бумаг, зарегистрированный в соответствии с главой 78l раздела 15 Свода законов США".

Термин "отечественные предприятия" включает в себя:

• граждан, националов, жителей США;

• корпорации, партнёрства, ассоциации, акционерные общества, промышленные тресты, неинкорпорированные организации, индивидуальные частные предприятия, осуществляющие свои деловые операции в основном в США, а также организованные в соответствии с законами одного из штатов США, их территории, владения или содружества.

Если обобщить, то "эмитенты" и "отечественные предприятия" - это все американские предприятия и эмитенты ценных бумаг. При этом они подпадают под действие закона и при совершении "бесчестных действий" за пределами Соединённых Штатов.

Под термином "физическое или юридическое лицо" в данном случае подразумевают физическое лицо, не являющееся гражданином США, или корпорацию, партнёрство, ассоциацию, акционерное общество, промышленный трест, индивидуальное частное предприятие, которые организованны в соответствии с законами другого государства. То есть, говоря простым языком, любая зарубежная для США компания.

Данный закон вводит "запрет на использование в коррупционных целях почты и любых других средств и инструментов трансграничной торговли для поддержки, осуществления и продвижения предложений, выплат, обещаний произвести какие-либо выплаты, или же для разрешения на передачу каких-либо денег, предложений, подарков, обещаний или разрешения на предоставление чего-либо ценного для:

• иностранного должностного лица;

• политической партии и её функционеров;

• кандидата на иностранный государственный пост;

• какого-либо лица в случае осведомлённости, что эти деньги, обещания и т.п. предназначены иностранному должностному лицу, партии, её функционерам или кандидату".

Под "трансграничной торговлей" понимаются "торговля, коммерческие отношения, транспортировка или коммуникации между отдельными штатами, между иностранным государством и штатом, или же между штатом и каким-либо местом или судном, находящимся вне его пределов". При этом сюда включается использование внутри штата "телефонной и любой другой трансграничной связи, либо других трансграничных средств". При этом иностранной компании или физическому лицу, чтобы попасть под действие данного закона даже не обязательно совершить нечто нехорошее на территории США, достаточно, например, отправить в США сообщение по электронной почте или воспользоваться услугами американского банка для перевода денег связанных с незаконными платежами.

А под "иностранным должностным лицом" подразумевается сотрудник или служащий иностранного правительства, министерства, ведомства, либо лицо, работающее в официальном качестве на такое правительство, министерство, ведомство или от их имени. Этот термин также относится и к международным общественным организациям и их служащим. При этом международная организация должна быть признана таковой в Соединённых Штатах.

Интересен и термин "осведомлённость". Он применим "к действиям лица, обстоятельствам или результатам, если (i) такое лицо осознаёт, что это лицо является субъектом таких действий, что такие обстоятельства существуют, или что такой результат наверняка будет иметь место; или (ii) такое лицо твёрдо уверено в том, что такие обстоятельства существуют, или что такой результат наверняка будет иметь место. Когда противоправное действие предполагает осведомлённость о существовании определённого обстоятельства, существование такой осведомлённости считается установленным в том случае, если лицо осознаёт высокую вероятность существования такого обстоятельства, за исключением тех случаев, когда такое лицо фактически уверено в том, что такого обстоятельства не существует". То есть даже, если кто-либо знал, например, о возможном (не говоря уж о свершившемся) коррупционном действии, но не проинформировал об этом соответствующие органы и службы, то этот "кто-либо" попадает под действие закона. При этом нет никаких указаний на то, как посчитать "высокую вероятность" и как определить "фактическую уверенность".

При этом чтобы вышеуказанные действия расценивались как противозаконные, их целью должно быть:

• оказание влияния на действия, решения должностного лица (партии и т.д.);

• склонение его к действию или бездействию в нарушение его законных обязанностей;

• получение ненадлежащих преимуществ;

• склонение должностного лица (партии и т.д.) к использованию своего влияния на иностранное правительство или его органы для оказания влияния на решения или действия такого правительства,

• с тем, чтобы оказать содействие в завязывании или сохранении деловых отношений либо в получении возможностей для совершения выгодных деловых операций.

Однако делается интересная оговорка, под названием "Исключение для обычных действий государственных органов". В ней говорится, что закон не применяется "к каким-либо видам содействия проведению выплат или ускорения выплат иностранным должностным лицам, политическим партиям или партийным функционерам в том случае, если целью такого содействия является ускорение или обеспечение обычных действий государственных органов, осуществляемых иностранным должностным лицом, политической партией или партийным функционером".

Вторая оговорка сделана в пункте "Правовая защита", где говорится, что правовой защитой описанных действий, считаются:

• "сделанные выплата, подарок, предложение или обещание чего-либо, представляющего ценность, которые являются законными в соответствии с писаными законами и подзаконными актами страны иностранного должностного лица, политической партии, партийного функционера или кандидата";

• "сделанные выплата, подарок, предложение или обещание чего-либо, представляющего ценность, которые представляют собой допустимую и добросовестную затрату, например, в возмещение понесённых иностранным должностным лицом, партией, партийным функционером или кандидатом или от их имени расходов на проезд и на проживание, непосредственно связанных с (A) продвижением, показом или разъяснением товаров или услуг; или (B) заключением или исполнением подряда с иностранным правительством или его ведомством".

Для понимания этих оговорок необходимо пояснить, что означает термин "обычные действия государственных органов". А означает он только те действия, которые выполняются иностранным должностным лицом в установленном обычном порядке в процессе:

• выдачи разрешений, лицензий или других официальных документов, дающих право вести дела в иностранном государстве;

• оформления официальных документов, таких как визы и наряды на выполнение работ;

• предоставления полицейской охраны, обеспечения выемки и доставки почты или планирования инспекций, связанных с выполнением подрядов или с перевозкой товаров по территории страны;

• обеспечения телефонной связи, энерго- и водоснабжения, проведения погрузочно-разгрузочных работ или защиты скоропортящихся продуктов или товаров от порчи, или деятельности подобного характера.

Термин "обычные действия государственных органов" не включает в себя решения иностранного должностного лица по поводу установления новых или продолжения старых деловых контактов, по поводу условий, на которых это будет делаться. Также в него не входят действия иностранного должностного лица, участвующего в процессе принятия решения, осуществляемые с целью содействия принятию решения об установлении новых или продолжении старых деловых контактов.

Исходя из этого определения, получается, что нельзя использовать деньги, подарки и прочее только для получения или продления новых контрактов. Однако, если нужно всего лишь ускорить исполнение "иностранным должностным лицом" его непосредственных обязанностей, то ничего противозаконного тут нет.

Вторая оговорка заключается в том, что можно, например, делать подарки для возмещения затрат понесённых должностным лицом при поездке на переговоры с компанией. Указано, что затраты при этом должны быть "допустимые и добросовестные", но нет расшифровки, что конкретно под этим понимать.

Отдельный интерес представляют некоторые положения закона, касающиеся форм и содержания отчетности эмитентов ценных бумаг. Там говорится, что зарегистрированный эмитент для "надлежащей защиты вкладчиков и для обеспечения добросовестного ведения сделок" с ценными бумагами должен предоставить в Комиссию США по ценным бумагам и биржам (SEC), такие документы и информацию, которые "Комиссия затребует, чтобы поддерживать (в разумных пределах) актуальность информации и документов", включаемых в заявку на регистрацию.

При этом саму отчетность (книги, записи и счета) эмитент должен вести "подробно (в разумных пределах), точно и справедливо" отражая сделки и операции со своими активами. Необходимо разработать и использовать систему "управленческого учёта и контроля, достаточную для предоставления приемлемых гарантий" того, что сделки осуществляются с ведома и разрешения руководства, "при необходимости документируются", доступ к активам разрешается только конкретными указаниями руководства. Отчётные данные об активах "с разумной частотой" должны сопоставляться с существующими активами для поиска и устранения расхождений между ними.

Однако и тут делаются оговорки. Первая заключается в том, что невыполнение эмитентами указанных требований не ведёт к уголовной ответственности, если никто не действовал "заведомо в обход системы внутреннего учёта и контроля, заведомо не уклонялся от её реализации, или же заведомо не подделывал какие-либо книги, записи или счета". Тут возникает вопрос трактовки понятия "заведомо". Вторая оговорка касается вопросов, "относящихся к сфере национальной безопасности Соединённых штатов", и лиц, действующих "в сотрудничестве с главой какого-либо федерального министерства или ведомства, отвечающего за эти вопросы". Такое лицо не несёт ответственности за свои действия, если они были предприняты "в сотрудничестве с главой министерства или ведомства с конкретного письменного распоряжения главы такого министерства или ведомства согласно президентским полномочиям на выпуск таких распоряжений". В каждом таком распоряжении должны быть изложены конкретные факты и обстоятельства, по отношению к которым должны применяться положения настоящего пункта. Под интересы национальной безопасности можно подогнать что угодно. Опять же этот пункт позволяет, например, вывести из-под удара человека собиравшего информацию внутри компании, когда его работа сделана и эту информацию можно (и/или нужно) использовать для достижения политических, коммерческих и иных целей.

Ещё один интересный момент касается эмитента, владеющего 50 или менее процентами решающих голосов в американской или зарубежной фирме. От него требуется "добросовестное" влияние на фирму в "разумной" степени, с целью побудить эту фирму к разработке и поддержанию в рабочем состоянии системы управленческого учёта и контроля. "При этом предполагается, что в отношении эмитента, убедительно продемонстрировавшего добросовестность при использовании такого влияния, имеется неопровержимая презумпция выполнения требований". То есть, если компания, чьи ценные бумаги котируются на американском рынке, не хочет проблем, то она должна во всех других компаниях, где имеет долю, продвигать введение американских стандартов по ведению отчетности. При этом она ещё должна суметь доказать, что действовала "добросовестно".

Вообще сам по себе текст американского закона о противодействии коррупции за рубежом содержит скрытые механизмы манипулирования и возможности для применения "двойных стандартов". Обилие расплывчатых формулировок и оговорок позволяет контролирующим и регулирующим органам при желании трактовать одни и те же действия совершенно по-разному. И дело не ограничивается одними только формулировками типа "разумный объём" и "добросовестное использование". Отличным примером служит следующий пункт: "(7) Для целей пункта (2) настоящей части статьи термины "приемлемые гарантии" и "разумные подробности" означают такой уровень подробностей и такую степень гарантий, которые являются удовлетворительными для осмотрительных должностных лиц, ведущих свои собственные дела". Одни расплывчатые формулировки объяснены другими, ещё более неопределёнными.

Как видно данный закон очень удобен для манипулирования иностранными физическими и юридическими лицами. Кроме того есть реальная возможность опосредованно влиять и на иностранные государства.

Казалось бы, если уж данный закон и международные конвенции настолько сильно чреваты последствиями, то можно эти конвенции, например, не ратифицировать. Однако тут есть несколько моментов. Во-первых, сама идея борьбы с коррупцией, безусловно, правильная и необходимая для исполнения. Правда, на практике получается, что она используется не столько для реальной борьбы с этим злом, сколько для получения политических и экономических выгод. Во-вторых, если государство не участвует в международном соглашении, принятом во имя осуществления столь красивой и правильной цели, как борьба с коррупцией (как было показано выше, конвенция ООН не имеет цели искоренить коррупцию полностью), то это сразу бросает тень на репутацию данного государства. Следовательно, оно не будет получать хороших рейтингов от рейтинговых агентств и неправительственных организаций, что повлечёт за собой трудности, например, при привлечении иностранных инвестиций.

Однако, даже если государство пойдёт на это, то всё равно у США остаются возможности для оказания воздействия на него через его крупные частные и государственные корпорации. Во-первых, большинство крупных компаний размещают свои ценные бумаги на рынках США, и через Комиссию по ценным бумагам (SEC) американское правительство имеет реальные механизмы пустить или не пустить компанию к себе на рынок. Если же она уже на рынке, то та же комиссия может найти в деятельности компании нарушения и применить различные санкции к самой компании или к её сотрудникам. Кроме того разместив ценные бумаги на рынке США, компания автоматически становится "зарегистрированным эмитентом ценных бумаг" и попадает под действие американского антикоррупционного законодательства. Наказания и санкции включают в себя, как огромные штрафы для компании и её сотрудников, так и уголовную ответственность. Поэтому зачастую компании стараются уладить проблемы в досудебном порядке и для заглаживания своей вины выплачивают правительству США огромные суммы и "добровольно" принимают на себя различные обязательства.

Во-вторых, компании тщательно проверяются потенциальными партнёрами на предмет наличия или возможности появления коррупционных рисков в случае, если они хотят оказывать услуги в качестве агентов, консультантов или других поставщиков услуг для американских компаний, если они стремятся создать совместные предприятия с американскими партнерами, если они стараются позиционировать себя в глазах американской стороны в качестве объектов для слияний или поглощений, либо, если они намерены выпустить акции на американской фондовой бирже или иным образом осуществлять деятельность в США [11]. И при малейших подозрениях сделка не состоится.

Отличным примером применения Соединёнными Штатами своего антикоррупционного законодательства являются крупные скандалы с участием крупных немецких компаний Daimler и Siemens.

 

 


 

1. Кофи А. Аннан, Предисловие к Конвенции ООН против коррупции // http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/Convention/08-50028_R.pdf .

2. Compliance Officer: FCPA // http://www.complianceofficer.ru/FCPA.php.

3. Совет Европы: Статус Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173.

4. Совет Европы: Статус Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS N 174.

5. UNODC: Signatories to the United Nations Convention against Corruption // http://www.unodc.org/unodc/en/treaties/CAC/signatories.html.

6. И. Камынин, старший прокурор управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ, Конвенция ООН против коррупции: новые контуры международного сотрудничества, "Российская юстиция", апрель 2004, №4. Юридическая литература, 2004.

7. Конвенция ООН против коррупции: Статья 4 // http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/Convention/08-50028_R.pdf .

8. Конвенция ООН против коррупции: Статья 44, Пункт 15 // http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/Convention/08-50028_R.pdf .

9. Конвенция ООН против коррупции: Статья 46, Пункт 21b // http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/Convention/08-50028_R.pdf .

10. USDOJ: Foreign Corrupt Practices Act // http://www.justice.gov/criminal/fraud/fcpa/docs/fcpa-russia.pdf .

11. Д. Нелмс. Законы США и российский бизнес: что такое FCPA // Ведомости // http://www.vedomosti.ru/newspaper/2010/06/02/236123/.

 

 

часть 2

 

«Общественный труд для моей пользы объединяет».
Кот Матроскин, «Зима в Простоквашино»



Отличным примером применения Соединёнными Штатами своего антикоррупционного законодательства являются крупные скандалы с участием крупных немецких компаний Daimler и Siemens.

Самым свежим является скандал с автомобильным концерном Daimler, который по данным министерства юстиции США создал в 22 странах, в том числе России, целую систему подкупа чиновников с целью получения выгодных заказов. Во избежание дальнейших судебных разбирательств, Daimler согласился заплатить штраф в размере 185 миллионов долларов [12]. Корпоративный контроль над проведением комплексной программы в отношении компании Daimler, в частности, за соблюдением ею закона «О внешней коррупции» (FCPA) в течение трех последующих лет поручен американскому судье [13]. Daimler также обязан принять некоторые меры. Во-первых, привести все филиалы компании Daimler в соответствие с регулирующим законодательством и кодексом компании. Во-вторых, назначение местных руководителей и прочих сотрудников филиалов Daimler должно происходить исключительно по решению и с ведения руководства центрального офиса компании. В-третьих, необходимо провести расширение международной программы подготовки кадров Daimler, в том числе регулярные конференции, учебные семинары, тренинги, а также обмен информацией. И, в-четвертых, создать специальный отдел по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства.
Чуть раньше судебные разбирательства были проведены в отношении компании Siemens. В конце 2008 года Министерство юстиции США и американская Комиссия по ценным бумагам оштрафовали немецкий концерн Siemens на 800 миллионов долларов за дачу взяток по всему миру [14]. Кроме того, для дальнейшего расследования нарушений Siemens обязался предоставить независимому аудитору, скорее всего, американскому адвокату, доступ к своей документации. В декабре 2008 года суд в Вашингтоне вынес свое решение, которое затем одобрил наблюдательный совет концерна на своем чрезвычайном заседании в Мюнхене. В этот же день мюнхенская прокуратура наложила на концерн штраф в размере 395 миллионов евро.
Однако даже такое наказание оказалось более мягким, чем ожидалось. Ведь за несколько месяцев до этого высказывались опасения, что размер штрафа в несколько раз превысит 1 миллиард 300 миллионов евро, сумму взяток, выплаченных с 1999 по 2006 год. Более того, Siemens по-прежнему сможет участвовать в государственных тендерах в США.
Сравнительно мягкий приговор американского суда объясняется тем, что сотрудники Siemens активно участвовали в расследовании нарушений. По словам представителя министерства юстиции США, «готовность концерна помогать расследованию была образцовой». Сумма штрафа будет разделена между министерством юстиции США, которое получит 450 миллионов долларов, и Комиссией по ценным бумагам, которой будут переданы 350 миллионов долларов.
В ходе расследований выяснилось, что концерн Siemens с середины 1990-х годов систематически выплачивал взятки за получение заказов. В частности, были обнаружены случаи причастности концерна к коррупции в Ираке в период осуществления программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», а также в таких странах, как Венесуэла, Бангладеш, Аргентина, Франция, Нигерия, Турция, Италия, Китай, Израиль, Вьетнам, Россия и Мексика.
В ходе переговоров с германской прокуратурой Siemens выразил готовность внести в государственную казну 400 миллионов евро. Тем самым, видимо, оправдаются расчеты концерна, предусмотревшего в своем бюджете на 2007-2008 годы миллиард евро на уплату штрафов.
Что касается менеджеров, то в августе 2008 года был вынесен приговор первому виновному, бывшему директору Siemens, который торговал медицинским оборудованием [15]. Его приговорили к двум годам тюремного заключения условно и к уплате штрафа размером 108 тысяч евро. Проблемой для следствия стало то, что найти виновных сложно или почти полного отсутствия доказательств. Осужденный сознался сам. Два бывших председателя правления Siemens Хайнрих фон Пирер (Heinrich von Pierer) и Клаус Кляйнфельд (Klaus Kleinfeld) отрицают, что знали о нелегальных платежах. Ни в чем не сознаются и другие, ныне ушедшие или отправленные в отставку члены правления, общим числом восемь человек.
Но на этом проблемы концерна не закончились. У Всемирного банка появились претензии к дочернему предприятию германского концерна Siemens в России (Limited Liability Company Siemens) в связи с тем, что компания в ходе реализации проекта «Развитие транспортной инфраструктуры в Москве» была уличена в причастности к «коррупционной практике и финансовым махинациям» [16]. По имеющимся данным, в 2005 и 2006 году в качестве взяток было выплачено около 3 миллионов долларов.
Пытаясь урегулировать конфликт, Siemens предложил Всемирному банку компромисс, пообещав в течение 15 лет выделять ежегодно пять миллионов евро на борьбу с коррупцией. Средства должны направляться в общественные фонды, неправительственные организации, а также ООН. Германский концерн также выразил готовность на два года добровольно отказаться от участия в реализации проектов, финансируемых Всемирным банком. Однако в конце 2009 года Всемирный банк всё-таки отстранил на четыре года российское дочернее предприятие Siemens от участия в тендерах на получение заказов.
Новый председатель правления Siemens Петер Лёшер (Peter Löscher) намерен улучшить испорченный имидж. "Siemens - за прозрачный бизнес, везде и всегда, - пообещал Лёшер журналистам. - Теперь это наш фирменный стиль, и мы будем осознанно отказываться от сделок, не отвечающих нашим представлениям" [17].
В результате общий ущерб концерна составил около 2 миллиардов евро, включая 600 миллионов штрафа, которые пришлось заплатить американцам. Часть убытка удалось взыскать с десяти бывших членов правления, с которыми Siemens пошел на мировую в обмен на суммы от 500 тысяч до 4 миллионов евро с каждого.
В случае немецких компаний проблема усугубляется тем, что до недавнего времени дачу взяток чиновникам иностранных государств немецкое законодательство фактически поощряло [18]. При составлении налоговой декларации фирма могла проводить взятки «нужным людям» в других странах по статье «полезные расходы», то есть производственные инвестиции, и тем самым снижать суммы прибыли, которыми полагалось делиться с фининспекцией. Только с 1999 года немецкие предприниматели лишились возможности списывать с налогов взятки зарубежным должностным лицам, а уголовный кодекс ФРГ пополнился статьей, предусматривающей ответственность за это.
Кстати, Германия хоть и подписала Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, но ни одну из них до настоящего момента не ратифицировала. Тем не менее, США удалось получить от Siemens и Daimler крупные штрафы за действия, которые некоторое время назад на территории Германии даже не считалось преступлением. И в данном случае сговорчивость компаний была обеспечена именно присутствием их ценных бумаг на рынке США. А судебные разбирательства были инициированы как раз потому, что обе компании нарушили американский Закон США о коррупции за рубежом.
Кстати, в мае 2010 года концерн Daimler объявил о намерении вывести ценные бумаги с Нью-Йоркской фондовой биржи [19]. Решение утверждено правлением и наблюдательным советом концерна. Финансовый директор Daimler Бодо Уэббер (Bodo Uebber) объяснил, что этот шаг направлен на снижение управленческих расходов и упрощение отчетности. В Нью-Йорке котируется лишь небольшая часть акций концерна, примерно пять процентов от общего числа. Главным местом торговли ценными бумагами по-прежнему останется биржа во Франкфурте-на-Майне. Основной причиной ухода видится то, что после ухода с Нью-Йоркской биржи отпадет необходимость подачи финансовой отчетности в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Надо также отметить, что проблемы у Daimler хронологически начались после продажи убыточного подразделения Chrysler Group в 2007 году.
Интересно, что в апреле 2010 года другой немецкий концерн - Deutsche Telekom - тоже решил прекратить размещение своих ценных бумаг на бирже в Нью-Йорке. А в феврале 2011 года прокуратура Штутгарта начала расследование в отношении концернов Deutsche Telekom и Volkswagen [20]. Следователи подозревают их бывших менеджеров, курировавших футбольное спонсорство, в коррупции. Похоже, что Deutsche Telekom принял превентивные меры, чтобы не платить штрафы ещё и США.
Сейчас по всему миру набирают обороты коррупционные скандалы с участием крупных корпораций. В расследовании многих из них принимают участие Министерство юстиции США (DOJ) и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Надо отметить, что даже при мировом соглашении и многомиллионных компенсациях компании, попавшие под действие FCPA, в течение нескольких лет находятся под контролем назначенного независимого аудитора, которым обычно является американский адвокат или судья. Таким образом, появляется ещё один рычаг воздействия на компанию.
К сожалению или к счастью, пример США оказался заразительным. С 1 апреля 2011 года вступит в силу британский закон «О взяточничестве», принятый 8 апреля 2010 года (Bribery Act 2010) [21]. Речь идет как о взяточничестве в самой Великобритании, так и за рубежом, при этом понятие «взяточничество» включает как дачу, так и получение взятки. Деяние, совершенное за рубежом, признается преступным, если бы по английскому праву оно являлось преступлением в случае совершения его в Великобритании. В соответствии с законом, наказуемыми признаются следующие действия:
• предложение или дача взятки;
• вымогательство или получение взятки;
• подкуп иностранного должностного лица (ответственность за данное деяние установлена особо в целях соблюдения требований конвенции ОЭСР «О противодействии подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международной коммерческой деятельности» от 1999 года);
• неисполнение организацией обязанности по принятию мер для противодействия взяточничеству.
И по всей видимости в дальнейшем ситуация для корпораций будет становиться только хуже.

Коррупция – это безусловное зло. Однако механизмы политического и экономического влияния, заложенные в международном законодательстве и Законе США о коррупции за рубежом, наглядно показывают, как «борьба со злом» может быть использована в интересах «сильнейшего».
Во-первых, неспособность стран-участниц международных конвенций договориться о точных формулировках привела к тому, что толкование неоднозначных формулировок идёт в интересах «сильного».
Во-вторых, механизм освобождения от ответственности за коррупцию лиц, действующих в интересах «национальной безопасности США», позволяет собирать компромат, как на всех участников рынка, так и на государственных служащих.
В-третьих, полученная информация может целенаправленно использоваться в интересах США и их корпораций, в частности:
• в коммерческих войнах. Примером тут служит огромное количество международных коррупционных скандалов с участием крупнейших немецких компаний, в то время как дел в отношении компаний из других стран сравнительно немного. Это вызывает определённые вопросы, так как все игроки действуют в условиях одного и того же рынка, например, в России. И если одним пришлось давать взятки, чтобы работать, то странно, что другие, работающие здесь, сумели этого избежать;
• для политического влияния на решения правительств иностранных государств, в том числе и с сильной экономикой. Ведь если проблемы возникают у мощных корпораций, являющихся крупными работодателями и налогоплательщиками, то «нехорошо» от этого может стать и государствам, против чьих компаний заведены дела;
• для влияния на экономические и политические действия государства через чиновников, замешанных в коррупционных делах;
• через выставление американскими рейтинговыми компаниями (такими как Standard & Poor's, Moody`s и Fitch) рейтингов, зависящих и от уровня коррупции внутри государства, и от участия государства в антикоррупционных конвенциях.




12. Н. Жолквер. Daimler, Siemens, MAN – лишь верхушка айсберга коррупции в Германии // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5416957,00.html.
13. Официальное заявление компании Daimler AG о соглашении с Департаментом юстиции США (DOJ) и Комиссией по ценным бумагам и рынкам(SEC) // http://www.control-press.ru/?ml=readmoremat&id=203.
14. Концерн Siemens оштрафован в Германии и США // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3876216,00.html.
15. О. Зеньковский. Siemens правит имидж // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3521337,00.html.
16. М. Степовик. Всемирный банк наказал российский филиал Siemens за коррупцию // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4953213,00.html.
17. В. Шраг, О. Евдокимова. Концерн Siemens ставит точку в коррупционном скандале // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5005001,00.html.
18. Н. Жолквер. Daimler, Siemens, MAN – лишь верхушка айсберга коррупции в Германии // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5416957,00.html.
19. Немецкие компании уходят с фондовой биржи Нью-Йорка // http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/47143.
20. Менеджеров Volkswagen и Deutsche Telekom подозревают в коррупции // РБК daily // http://www.rbcdaily.ru/2011/02/16/world/562949979719836.
21. Compliance Officer: Bribery Act // http://www.complianceofficer.ru/FCPA.php.

© Ярослав Селянин, 2011.


Вернуться назад