ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Из варяг в персы: международный транспортный коридор Север—Юг предложит альтернативу Суэцкому каналу
Из варяг в персы: международный транспортный коридор Север—Юг предложит альтернативу Суэцкому каналу27-07-2021, 03:06. Разместил: Око Политика |
На днях стали известны планы открытия новой версии транспортного коридора «Север — Юг» — речнойГлава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов 22 июля доложил президенту РФ Владимиру Путину о проектировании контейнеровоза, способного доставить грузы из Каспийского моря в Балтийское. Тем самым для ряда поставщиков будет предложена альтернатива Суэцкому каналу.
«Через Каспий до Хельсинки?» — переспросил президент. «Да. Есть возможность взять груз на севере Ирана либо на западе Китая и, соответственно, через порт Оля [в Астраханской области] довести его до Хельсинки. От Оли до Хельсинки судно будет идти со скоростью 19 км/ч семь-восемь дней. И никаких сомалийских пиратов, никаких, соответственно, проблем, с застрявшими пароходами в Суэцком канале. Это, на самом деле, действительно, альтернатива. Ключевой вопрос — себестоимость перевозки. И мы совместно с транспортными компаниями решаем этот вопрос на сегодняшний день», — ответил Рахманов. «Волга, потом Волго-Балт?» — уточнил президент маршрут.
По его словам, на пути пока есть трудности. Так, возле Городца (Нижегородская область) осадка не превышает 2,6 метра, хотя для перевозки грузов нужно 3,6 метра. Волго-Балтийский водный путь начинается в Рыбинском водохранилище, проходит Онежское и Ладожское озёра и заканчивается Финским заливом. Его длина составляет 1,1 тыс. км извилистых путей, важную часть которых составляют гидротехнические сооружения с регулируемым уровнем воды. Для примера — длина Суэцкого канала составляет 160 км, остальное расстояние суда проходят по морю. Из слов Рахманова неясно, на каком этапе контейнеровоз окажется в водах Канала имени Москвы, который действительно достигает Волги, но уже западнее Рыбинского водохранилища, то есть судно из Каспия берёт курс на север раньше. Также неясно, как новый транспортный путь сможет обслуживать интересы грузоотправителей из Западного Китая, до которого из самой ближайшей точки маршрута тысячи километров. Для товаров из Поднебесной Россия строит транспортные коридоры Восток—Запад и Европа — Западный Китай. Последний планируется реализовать в виде сети автомагистралей, важной частью которой станет М-12. Транспортный коридор «Север — Юг» нацелен не на Китай, а на Иран, Индию и другие страны, берега которых омываются водами Индийского океана. При этом предполагается, что основной поток грузов пройдёт через порт в Мумбаи. То есть контейнер пройдёт по морю, потом будет выгружен на землю в иранском порту Чахбехар, будет доставлен на автомобилях или по железной дороге до Каспийского моря, далее по воде в Оля. Как дальше последует груз по территории России, вопрос экономической целесообразности.
Будут ли востребованы именно речные перевозки, для которых планируется спроектировать и заложить контейнеровоз? Это вопрос, скорее, диверсификации перевозок. И их расширения, поскольку грузы можно будет отправлять и принимать не только на крайних точках маршрутов, но и волжских городах (возможно об этом говорил Рахманов, упоминая Западный Китай). Для России важно в целом превратить «Север — Юг» из прожекта и вопроса для обсуждения в механизм, который позволит наладить движение грузов между севером Европы и югом Азии, а также упростить своим компаниям выход на рынки этих стран. Когда-то путь «из варяг в греки» помог России сформироваться как государству. Сегодня одним из важнейших транспортных коридоров становится путь «из варяг в персы», в Иран, способный прервать многовековую экономическую изоляцию от важной части материка. Евгений Цоц, ИА REGNUM Вернуться назад |