ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Молния», которая боится грозы: зачем американцы навязывают своим сателлитам самый дорогой в мире истребитель-«полуфабрикат»
«Молния», которая боится грозы: зачем американцы навязывают своим сателлитам самый дорогой в мире истребитель-«полуфабрикат»14-07-2021, 22:01. Разместил: Око Политика |
Англоязычный портал The Duran в одной из недавних публикаций подверг ураганной критике американский многофункциональный истребитель-«невидимку» 5-го поколения F-35 Lightning IIПо мнению обозревателя издания Фрэнсиса Мура, распиаренный как «лучший в мире самолёт» и главный символ воздушной мощи НАТО истребитель не оправдал возложенных на него ожиданий. Вместо того, чтобы быть способным «вбомбить в каменный век» любого усомнившегося в справедливости американской гегемонии и западных ценностей, он, по сути, оказался недоработанным, с большим числом серьёзных конструктивных недостатков и в то же время неоправданно дорогим. Автор The Duran отмечает, что посредством участия в дорогостоящем проекте по созданию «единого ударного истребителя» (JSF), затраты на который уже превысили 55 миллиардов долларов, США намерены увеличить военно-политическую зависимость своих союзников и сателлитов. При том за их собственный счёт. Так, помимо США, в программе по созданию F-35 принимали участие ещё 9 стран. Среди них: Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Турция и Франция. По состоянию на июль 2021 года F-35 Lightning II различных модификаций состоит на вооружении военно-воздушных и военно-морских сил США, Великобритании, Израиля, Австралии, Нидерландов, Норвегии, Италии, Японии и Южной Кореи. Также ожидаются поставки самолётов этого типа в Данию, Бельгию, Польшу и ещё ряд стран, находящихся в орбите влияния Вашингтона.
Среди основных недостатков американского истребителя-«невидимки» пятого поколения выделяются следующие: Во-первых, установленная на F-35 четырёхствольная пушка отклоняет самолет от курса во время стрельбы. Кроме того, у Пентагона есть серьёзные претензии к точности стрельбы орудия. Во-вторых, оказалось, что серьёзную угрозу для «Лайтнинга» представляет… обычный удар молнии. Вследствие неработающей системы закачки нейтрального газа нахождение F-35 в радиусе 40 километров от грозового фронта чревато для самолёта и его пилота фатальными последствиями. Попадание в самолёт электрического разряда способно привести к воспламенению топлива и взрыву самолёта. Ввиду этого обстоятельства американский самолёт едва ли можно считать всепогодным В-третьих, фатальным для F-35 может оказаться и полёт на сверхзвуковой скорости, что не является проблемой для большинства истребителей третьего и даже второго поколения. При длительном сверхзвуковом полёте у F-35 начинает разрушаться радиопоглощающее «стелс»-покрытие, вследствие чего он утрачивает свою «невидимость». Восстановление этого компонента боевой машины возможно только в заводских условиях, что требует дополнительных немалых расходов на эксплуатацию самолёта. В-четвёртых, проблемой американского истребителя являются его электронные системы, в управлении которыми важную роль играет «искусственный интеллект». Зачастую он попросту выводит машину из строя, при этом пилот лишён возможности что-либо исправить. По одной из версий, именно сбой в работе «искусственного интеллекта» привёл к потере японского F-35 над Тихим океаном 9 апреля 2019 года, повлёкшей гибель пилота. Кроме того, испытания показали, что из-за сбоев в программном обеспечении F-35 зачастую просто не может использовать ракеты класса «воздух-воздух», авиабомбы и пушку. Нетрудно представить, итог реального боестолкновения в воздухе в случае такого сбоя «умной» начинки, делает вывод автор The Duran. В особенности, если в качестве противника будет выступать современный российский или китайский конкурент F-35.
По мнению автора The Duran, подобные инциденты всегда можно списать на низкий уровень боевой подготовки итальянских лётчиков. Однако сами американцы в последнее время не спешат закупать новые истребители F-35. Так, в 2022 году в Пентагоне планируют потратить 1,4 миллиарда долларов на закупку модернизированных истребителей F-15EX корпорации Boeing. F-35 в этом списке не значится. Напротив, в Пентагоне прогнозируют серьёзные финансовые трудности уже к 2036 году из-за больших расходов на содержание F-35, отмечает Мур. Складывается весьма простая дилемма: либо значительно уменьшить количество закупаемых самолётов, либо пожертвовать боевой подготовкой лётчиков и существенно сократить число налётов. Кроме того, срок службы истребителей пятого поколения F-35 оказался почти в 4 раза ниже ожидаемого. Так, агентство Bloomberg сообщало в январе 2019 года со ссылкой на подготовленный в Пентагоне доклад об испытаниях закупленных для Корпуса морской пехоты США истребителей F-35B с коротким взлётом и вертикальной посадкой, что вместо планируемых 8000 часов налёта на самолёте этого типа «может быть всего 2100 часов». А это означает, что уже к 2026 году некоторые из поступивших на вооружение «лайтнингов» достигнут предельного срока службы. Кроме того, у Пентагона возникли претензии и к системе катапультирования F-35. Было установлено, что она способна ломать шейные позвонки лётчикам, имеющим относительно небольшой вес – до 60 килограмм. Пилоты же с большим весом жаловались после катапультирования на боли в шее и позвоночнике. Всего по состоянию на конец 2020 года в списке недостатков F-35, которые так и не были устранены почти за полтора десятилетия с момента начала его эпопеи, числилось аж 872 позиции. При том 10 из них относятся к первой категории, то есть «могут привести к смерти, тяжелым травмам или тяжелым профессиональным заболеваниям пилотов и к потере или серьезному повреждению системы оружия и критически ограничивают возможности самолёта».
Примечательно, что западное издание считает, что больше всех повезло Турции, которая была исключена американцами из проекта F-35 после того как её руководство закупило у России зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф». И если турки теперь могут вздохнуть спокойно, то другие американские сателлиты вынуждены идти на поводу у высокопоставленных лоббистов компании Lockheed Martin, тратить большие деньги на участие в производстве и закупку сомнительных в боевом отношении, но отлично распиаренных самолётов, которые «стали символом не авиации нового поколения, но безусловной лояльности мировому гегемону и стремления угодить ему даже в ущерб интересам национальной безопасности». Дмитрий Павленко, специально для News Front Вернуться назад |