ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Инерция запоздалого прозрения
Инерция запоздалого прозрения7-06-2020, 12:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Нации, потерпевшие тяжелые военные поражения, или даже одержавшие великие, но крайне дорогостоящие победы, куда более склонны к правильным философско-историческим выводам, нежели иные безмятежные популяции, никогда не наступавшие на подобные «грабли» и рискующие однажды их не заметить…
Этот фильм я посмотрел спустя почти десять лет после его выхода на киноэкраны. Что, по одним причинам, вполне понятно, а по другим сугубо правильно. Понятно потому, что картина снята не в Голливуде, а в Японии. И, следовательно, её появление на свет не сопровождалось всемирной шумихой, как это почти всегда бывает с гвоздевыми американскими мегаблокбастерами. Из тех, что назначены наставлять Человечество на «путь истинный», в смысле беспрекословного почитания звездно-полосатых супергероев и профессиональных спасителей нашей планеты. Так вот, этот на удивление своевременно увиденный мной японский фильм называется «Нападение на Перл-Харбор». И, несмотря на свое более чем стандартное название, представляет собой нечто совершенно отличное от тех мух и плевел, которыми отметился на ту же нетленную тему пресловутый Голливуд. Отличное, прежде всего потому, что в американских подходах к тому же «снаряду» (фильмы «Тора-тора-тора», «Перл-Харбор», «Мидуэй» и др.) тема этой исторической драмы причесана на строго однообразный идеологический пробор. И кроме как на белозубых суперменов с их не менее сексапильными подругами, блистающими на фоне непременно победоносной Америки, там, в общем-то, смотреть не на что. Особенно это касается японцев, которые, если даже не совсем «желтые обезьяны», как-никак Япония нынче союзник США, то уж точно какие-то заводные человечки в военных мундирах, неестественно дергающиеся и подпрыгивающие от чрезмерного служебного рвения. Короче – ничего человеческого. И понятно почему. Ну не могут же, в самом деле, человеколюбивые янки, воевать с такими же людьми, как они сами! Ведь назначение западного супергероя всегда одно – спасать сразу всё Человечество от всяческой нелюди – орков, чужих, или японцев неважно. Главное, чтобы они все были достаточно «aliens», и зритель не задавал лишних вопросов насчет того, зачем надо их всех убивать.
Фильм, кроме того, в хорошем смысле поучителен. Потому что предметно учит таким вещам, которые ни в каком Гарварде не преподают. Но от которых, в конечном счете, зависят судьбы государств и народов. Кульминационной точкой картины в этом плане, да и реальной истории тоже, стала фактически остановленная на лету японская атака на базу американского флота в Перл-Харборе. Когда одна часть японских адмиралов потребовала повторного удара по противнику, чтобы довершить разгром тихоокеанского флота США. А другая была больше озабочена сохранностью своих кораблей и настояла на немедленном возвращении домой. Любая полумера, любая слабина, допущенная в такой критической ситуации, имеет свойство в конечном счете оборачиваться поражением. Как это и случилось с Японией, которая в тот момент лишилась вполне реальной возможности с ходу захватить Гавайские острова и стать полным хозяином всего Тихого океана. А «сохраненный» ценой этого отступления японский флот бессмысленно погиб во множестве стычек с американцами в течение следующих двух лет. В чем же эта интрига? В конкретно-историческом плане, она как будто не выходит за рамки своего времени и потому особого интереса для людей 21 века вроде бы не представляет. Ну да, было у японского флотоводца адмирала Исороку Ямамото несколько отличное от общепринятого видение перспектив японо-американских отношений. И основанное на этом видении непоколебимое стремление любым способом избежать войны с Америкой. Здесь даже можно попенять создателям картины за её некую политкорректную заданность. Дескать, проигравшая войну Япония просто обязана снимать кино про несокрушимую американскую мощь и как плохо бывает тем, кто с США не нашел общего языка. Наверное, эта сюжетная линия действительно была неизбежна, а Япония на самом деле не та страна, даже сегодня, которая может себе позволить слишком большие вольности в отношениях с США. Так вот, в этом смысле, сей фильм по-настоящему интересен. Потому что наполнен, по сути, модельными ситуациями, приложимыми, при известной свободе воображения, к совершенно разным эпохам и странам. В том числе и к нам, ныне живущим. Основная, я бы даже сказал философская линия разлома, составляющая, такой вот парадокс(!), несущую основу этой картины, заключается в практически непреодолимом антагонизме между людьми принципиально разного интеллектуального уровня и профессиональной квалификации. Притом, что носителей так сказать «высшего разума» всегда на порядки меньше, чем рядовых, закосневших в своей бытовой ограниченности обывателей. Как вам такой «чисто японский менталитет»? Никаких ассоциаций не возникает? А вот у меня они как раз присутствуют. Потому что еще задолго до того, как восток Украины покрылся дымящимися руинами, я говорил телезрителям в эфире одесской телекомпании, что если так все пойдет и дальше, то скоро украинские города будут напоминать развалины Сирии. В ответ я слышал дружный смех и упреки в том, что я их напрасно пугаю. И хотя автор этих строк далеко не Ямамото, тем не менее, параллель с адмиралом, который предостерегал своих недальновидных сограждан от скатывания нации в пучину войны и был также осмеян толпой, просто бросается в глаза. Толпе нет никакого дела до реалий этого мира, ей недосуг вникать в тонкости политических, экономически и военных расчетов. Она движима только эмоциональными импульсами, помноженными на собственный шкурный интерес. Японцам было интересно обратить в рабство чуть ли не всю Азию. Немецким фашистам сделаться господами всего остального мира. Украинским «западенцам», исступленно майданившим в Киеве, хотелось прибрать к рукам всю Украину и питаться её соками до скончания века. А нынешним табунам перевозбужденных антитрамповской пропагандой американских юнцов, похоже, вполне достаточно спереть из разбитого супермаркета новенький смартфон, или, паче чаяния, укатить оттуда на крутом «Харлее». Такие люди, как адмирал Ямамото, всегда есть в любой стране. Есть они и в современной России. И вы знаете, кто именно. Но далеко не всегда они могут совладать с напором этой вездесущей – от министерских кабинетов до улицы, одноликой толпы, ведомой основным инстинктом наживы и теми недалекими, или просто подлыми ловкачами, которые готовы утилизировать эту слепую массу ради своих собственных интересов и планов. Япония с этой напастью не справилась и перешагнула роковой Рубикон. Всё остальное было уже делом техники. То же самое случилось и с Третьим рейхом. То же самое произошло с Украиной, утратившей в «революционном» угаре размечтавшейся о еврозарплатах толпы, даже минимальные шансы на историческое выживание. Та же самая участь сегодня может постигнуть даже Америку, если ведомая такими же своекорыстными теневыми поводырям толпа сокрушит эту страну. И на её обломках будет драться за элементарное выживание уже сама с собой. И вполне очевидно, как именно можно и нужно преодолевать это фатальное размежевание между просвещенностью и дикостью, между, так сказать, «столбовой дорогой прогресса» и скатыванием в бездонную пропасть. Разумеется, исключительно путем всяческого продвижения первого за счет ущемления второго. Образованность и культура, в случае их максимального распространения, то единственное, что может побудить любой народ следовать голосу разума, а не очертя голову нестись к собственной погибели. Вернуться назад |