Между «трех огней»
Традиционно автор начинает с России, которая, по его мнению, под видом интеграции посягает на суверенитет и независимость страны-соседки с целью создания глубокого инкорпорированного государства в своих собственных целях.
Соответственно Китай также подталкивает Минск к вполне определенным действиям, ставя перед правительством РБ трудновыполнимые условия, шантажируя своим присутствием в стране. Естественно, приходится «платить» открытием внутренних рынков и толерантностью к иностранцам. Пекин вполне очевидно требует трансформации по образцу китайской модели. Это в свою очередь ограничивает право выбора и, соответственно, посягает на суверенитет государства, который выражен правом самостоятельного избрания своего пути.
Что касается коллективного Запада, то несмотря на все заявления о дружбе и поддержке, его интерес к Белоруссии не менее меркантилен и прагматичен. ЕС и США видят в Минске прежде всего «донора» стабильности, безопасности в регионе, эдакий «балансир-противовес» России, который никогда не примет российские военные базы, не допустит контингент и технику и сам не станет агрессором.
Далее автор делает отступление и ремарку, обвиняя Запад в главном «грехе» - отказе от «экспорта демократии» в Белоруссию. И – это хуже всего.
Как быть слабому?
По мнению автора, Кремль и лично президент РФ Владимир Путин вознамерился присоединить на своих условиях Белоруссию к России, покончив с ней как с независимым государством. Поэтому, чтобы избежать такой участи, слабому (читай - Минску) необходимо постоянно лавировать между сильными игроками и уметь дружить со всеми партнерами одновременно и враждовать против всех, чтобы банально выжить в стремительно меняющемся мире.
Так что помимо консолидации ситуации внутри страны, необходимо мобилизовать международную поддержку. Тут автор ссылается на «позитивный» опыт Румынии второй половины XX в. и правительство бывшего лидера этой страны Николае Чаушеску.
Как бы там ни было, чтобы Минск получил поддержку у Запада и Китая, идти на уступки придется. И страшного в этом ничего нет, поскольку Кремль все равно требует гораздо больших подвижек, нежели другие партнеры Белоруссии.
Так что обмен покладистости на расширение возможностей сулит хорошую перспективу
- резюмирует Старикевич.