Всегда очень полезно понимать, "как там у них", а поскольку статистика в странах Запада давно уже достаточно прибыльный бизнес, то и по методикам обработки больших объемов данных Запад закономерно впереди планеты всей.
Читать "как там у них" порой бывает очень полезно, особенно в такой момент, когда необходимо вкладывать огромные средства в социально-экономическую инфраструктуру России - и раз уж у нас сейчас именно такое время, очень хочется, чтобы все было сделано по-умному и максимально эффективно.
Сначала несколько цитат для понимания того, о чем я хочу сказать далее: "Вашингтон (Reuters)-президент США Дональд Трамп привел захватывающую статистику в своем послании о состоянии США во вторник: богатство, принадлежащее беднейшей половине американских домохозяйств, увеличилось в три раза быстрее, чем богатство, принадлежащее “1%” (верхушке пирамиды благосостояния - автор) с тех пор, как он стал президентом." (конец цитаты)
Замечательно, читаем дальше: "В среднем, американцы ощутили 17% скачок в благосостоянии домашних хозяйств с момента избрания Трампа, в то время как богатство в нижней половине увеличилось на 54%.
” Это бум синих воротничков", - сказал Трамп также во вторник. Это менее очевидно. Самыми крупными победителями на долларовой основе были знакомые группы - белые, выпускники колледжей и люди, родившиеся во время “бэби-бума” между 1946 и 1964 годами.
С декабря 2016 года (последний полный месяц пребывания президента Барака Обамы на своем посту), совокупное благосостояние домашних хозяйств увеличилось на $ 15,8 трлн, но подавляющее большинство из них перешло к группам, которые имели тенденцию накапливать богатство в прошлом. Даже с 54% увеличением их домашнего богатства при Трампе, беднейшая половина американских домохозяйств, около 64 миллионов семей, все еще имеет всего 1,6% от чистого состояния домохозяйств.” (конец цитаты)
Я сейчас не готов обсуждать состояние экономики США, речь именно о методике сбора и обработки статистической информации: "Поскольку нижние 50% американцев начинают с такой небольшой базы, учитывая огромные различия в богатстве в Соединенных Штатах, даже большие перемещения в их состояниях мало влияют на общее распределение. В долларовом выражении по состоянию на конец сентября 2019 года, по последним данным ФРС, совокупный чистый доход беднейшей половины семей составлял $1,67 трлн из общего богатства домашних хозяйств США в размере $107 трлн." (конец цитаты)
И вот теперь самое время перейти к нашим внутренним задачам по национальным проектам. Понятно, что нацпроекты разрабатывали рабочие группы, составленные из высокопрофессиональных специалистов разных ведомств, но мне хотелось бы поговорить не столько о них и их представлениях "как это должно быть", сколько о средствах постоянного мониторинга над реализацией нацпроектов. Иными словами, во мне сейчас проснулся бизнес-аналитик.
Итак, что мы имеем на сегодняшний момент: есть базы данных Федеральной Налоговой Службы, которая контролирует каждую копейку налогов в стране; есть Пенсионный фонд России, имеющий свою базу данных по ежемесячному отчислению пенсионных сборов; есть база данных Центрального Банка России с возможностью тотального контроля движения денег по всем счетам граждан.
По-сути, эти три базы данных являются готовыми платформами, которые рано или поздно будут интегрированы в единую систему данных - и именно это может дать нам уникальную в своем роде систему индикаторов социально-экономического самочувствия населения.
Что я имею в виду? На самом деле идея лежит на поверхности, а ее реализация на основе готовых платформенных решений не вызовет затруднений - здесь главное захотеть это сделать. Иначе говоря, идея в следующем: основываясь на имеющихся статистических данных, необходимо сегментировать население России на различные по уровню доходов, образованию, месту жительства и другим значимым факторам сектора - а поскольку большинство данных по пенсионным отчислениям тот же ПФ получает ежемесячно, есть возможность создать объемную (по уровням данных) интерактивную карту социально-экономического самочувствия населения.
К примеру: база данных самостоятельно выявляет домохозяйства с различными уровнями доходов - до 10 тысяч на человека в месяц, от 10 до 15 тысяч, 15-25 тысяч и так далее до "свыше 1 миллиона на человека в месяц" - причем эта выборка может автоматически отображать количество пенсионеров, инвалидов, женщин в отпуске по уходу за детьми по каждому региону или городу отдельно.
Таким образом, мы создаем базовый слой интерактивной карты, который уже позволяет в реальном времени контролировать уровни доходов населения и динамику их изменений по секторам. А далее останется только накладывать слой за слоем: динамику промышленного производства в отдельно взятом городе, регионе или в целом по стране с разбивкой по Федеральным округам; динамику создания и ликвидации малых предприятий, а также рабочих мест; динамику развития агропромышленного комплекса; миграционные потоки граждан из-за бугра, приехавших на заработки, а также получающих вид на жительство или гражданство России; динамику обеспечения населения социальными, медицинскими и образовательными услугами - короче, слоев может быть огромное количество.
Как только эта интерактивная карта начинает работать, мы получаем моментальный слепок социально-экономического состояния всей страны - и далее вся работа губернаторов, полномочных представителей президента в Федеральных округах, деятельность министерств и ведомств должна оцениваться исключительно по динамике изменений состояния в каждом из слоев карты.
Хотели тотальную борьбу с коррупцией -такой глобальный инструмент позволит очень быстро определить, где действительно ведется деятельность, а где только замазывают очки. Хотели наглядный индикатор повышения благосостояния населения - да не вопрос, ежемесячные отчисления в ПФР обмануть невозможно. По-сути, речь идет о создании гибкой информационной платформы с огромными возможностями обратной связи.
Как только мы создадим подобную интерактивную карту, можно будет говорить о настоящей цифровизации экономики России - и я очень надеюсь, что эта идея своевременно найдет путь на самый верх.
А иначе зачем нам премьер-министр, создавший одну из самых эффективных и технологичных налоговых служб в мире? Во всяком случае, даже Запад признает заслуги Михаила Мишустина.
Хочется надеяться, что признает не зря.