ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Решил ли синод РПЦ проблему Александрийской церкви?
Решил ли синод РПЦ проблему Александрийской церкви?28-12-2019, 12:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Решил ли синод РПЦ проблему Александрийской церкви?Создан задел на будущий архиерейский собор, но главное теперь – не потерять темп контрнаступления 25 декабря впервые почти за сто лет состоялось совместное заседание синода РПЦ и Высшего церковного совета (высшего исполнительного органа РПЦ, в который входят руководители синодальных отделов – «церковных министерств и комитетов»). Поводом к столь представительному совещанию послужила чрезвычайная ситуация в мировом православии, сложившаяся впервые почти за тысячу лет после т. н. Великого раскола – откола т. н. католической церкви от Православия. Вот и сейчас парад признаний греческими церквами «Святейшей церкви Украины» (СЦУ) поставил мировое православие на грань откола от канонического Православия тех, кто вступит в молитвенное общение с украинскими самосвятами. И если решение о полном прекращении евхаристического общения с Экуменическим патриархатом (ЭП) с Элладской церковью (ЭЦ) успели принять на предыдущих заседаниях синода, то в отношении Александрийского патриархата сохранялась интрига. Ведь, в отличие от ЭП и ЭЦ, это одна из трёх древнейших церквей – вторая в диптихе Вселенского православия. И вот 26 декабря 2019 г. синод постановил (даём в порядке важности и понятным светским читателям языком): – разорвать евхаристическое общение с патриархом Александрийским Феодором (и, как следствие, прекратить поминовение на службах); – сохранить церковное общение с теми архиереями Александрийской церкви, которые не поддержали «легализацию украинского раскола»; – приостановить деятельность подворья Александрийского патриархата в Москве; – преобразовать представительство патриарха Московского при патриархе Александрийском в приход Русской православной церкви в Каире; – вывести из юрисдикции Александрийского патриархата русские православные приходы в Африке, подчинив их непосредственно Московской патриархии; – подчеркнуть, что решение патриарха Александрийского о признании украинских самосвятов противоречит его же неоднократным заявлениям в поддержку канонической Церкви на Украине и её предстоятеля митр. Онуфрия; – отметить, что решение о признании «раскольнической структуры на Украине» не выносилось на синод Александрийского патриархата и потому не имеет соборного характера, а принято предстоятелем этой церкви единолично. Как видим, в основном данные решения повторяют или схожи с решениями, принятыми синодом РПЦ в отношении Элладской церкви. Однако есть и интересная специфика. Возьмём пункты, касающиеся образования приходов РПЦ на канонической территории другой поместной церкви. Каноны это запрещают. Но – в случае действительно канонической территории. Если же церковь в силу попрания канонов перестаёт быть собственно церковью, то… Свято место пусто не бывает. И это на самом деле – руководство к действию для другой поместной церкви. Ибо духовно окормлять верных Православию чад – её прямая обязанность. Именно благодаря этому РПЦ ранее дала ответ Экуменическому патриархату: открыла приходы и миссионерские центры в Турции на некогда канонической территории некогда Константинопольского патриархата; приняла в свою юрисдикцию бывшую Архиепископию русских приходов Константинопольского патриархата в Западной Европе и даже – крошечную, но сам факт! – бывшую Ямайскую православную миссию Константинопольского патриархата. Однако синод РПЦ предварительно, в октябре 2018 года, определил, что Экуменический патриархат «вывел себя за пределы канонического поля». Здесь же подобного постановления принято не было (очевидно, для того, чтобы сохранить евхаристическое общение с отдельными епископами, что канонически бессмысленно, как мы покажем ниже), и это ставит Московский патриархат в двусмысленное положение: Александрийская церковь отпавшей не признана, но на её «каноническую территорию» вторжение осуществлено. И всё же некоторые контраргументы у РПЦ имеются, их подсказали эксперты телеграм-канала «Религия сегодня». Вот один из них: иммигрантские приходы в Тунисе и Марокко были открыты в то время, когда Александрийская церковь вне Египта себя никак не проявляла (до XX века Африка южнее Сахары в ареал влияния Александрии не входила). Ещё одно отличие ситуации от «турецкой» в том, что священники РПЦ в Африке присутствуют в разных странах, и судьба русских (и примкнувших) общин будет зависеть от руководства этих государств, а не только от греческого патриарха в Каире. Кроме того «перспектива переметнуться в Московский патриархат для местных православных может оказаться привлекательной, особенно у тех, кто устал от греческого снобизма». И это уже где-то «асимметричный ответ», поскольку, если раньше параллельные фанарским структуры создавались только в «диаспоре» (Западной Европе и Юго-Восточной Азии), то теперь речь идёт о Центральной Африке, которая доселе диаспорой не считалась. Свою правоту Русская церковь обосновывает и тем, что «решение Патриарха Александрийского Феодора о признании украинских раскольников противоречит неоднократным заявлениям Его Блаженства в поддержку канонической Украинской Православной Церкви и её Предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия». Отметим, что Феодор последовательно (хотя и не всегда твёрдо) выступал в поддержку УПЦ (МП), обличая украинских самосвятов, с 2015 года. Тут следует отметить, к резкой смене ориентации грека Феодора Хорефтакиса подтолкнуло нежное внимание не только посольства США, но и посольства Греции. «На патриарха Феодора, который лично против признания украинских раскольников, оказывалось давление со стороны МИД Греции (через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата), – сообщал источник, близкий к Киевской митрополии. – Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает "ПЦУ". Это давление греческих дипломатов поддержала группа митрополитов Александрийского патриархата (практически поголовно – этнических греков. – Д.С.), которые угрожали сбросить Патриарха. Показательно, что в Каире объявление о признании "ПЦУ" состоялось в присутствии греческого посла в Египте. И сам патриарх Феодор в своей короткой речи перед объявлением официального сообщения особо упомянул посла». Впрочем, как мы теперь понимаем, и сам Феодор близок к русофобскому греческому лобби в Александрийском патриархате. Ещё в 2011 г. он назвался продолжателем дела своего предшественника Мелетия Метаксакиса. Того самого новостильника, экумениста и фактически основоположника теории восточного папизма, который всячески поддерживал «обновленческую церковь» в СССР в годы, когда канонический патриарх Тихон находился под арестом. И вот уже в то время, как каноническая Церковь подвергается гонениям на Украине, верный продолжатель Мелетия Метаксакиса и Иуды Искариотиса (шесть лет лобызавший «братскими поцелуями епископов Украины, где до этого шесть лет прослужил представителем Александрийского патриарха) уже восхищается «жертвенным сердцем Епифания» и поёт осанну его «скромности». Какие есть ещё резервы у РПЦ (при умелом и своевременном их использовании)? 17 декабря было опубликовано открытое письмо 27 священников из Кении, Танзании, Уганды и Замбии. Приведём отрывки.
Прецеденты перехода священнослужителей Экуменического патриархата в Русскую православную церковь имеются уже в Америке и Европе. Так почему не случиться тому же и в Африканском патриархате, где также наблюдается засилье надменного греческого епископата при автохтонном простом священстве и пастве? Кроме того, не стоит забывать и о коптах, чья численность на порядок превышает количество православных в Египте и Африке в целом. Эта древняя церковь крайне нуждается в поддержке, которую при желании ей может обеспечить такая мощная структура, как Московский патриархат. И такое желание было осторожно проявлено в дни предательства александрийских греков. 8 ноября состоялась встреча руководства Российского православного университета с руководством Коптской духовной семинарии и Института коптских исследований. «Стороны обсудили дорожную карту сотрудничества по ряду научных и образовательных направлений… В ходе встречи стороны также обменялись предложениями о развитии совместной деятельности в организации программ изучения русского языка на площадках Коптской Церкви… Гости из Египта прибыли в Россию с программой, предполагающей посещение ведущих православных учебных заведений». В состав коптской делегации вошли: епископ, проректор Коптской духовной семинарии, секретарь Института коптских исследований, член Комиссии по диалогу между Русской и Коптской Церквами, а также преподаватели и студенты Коптской духовной семинарии. Конечно, никакого евхаристического общения у РПЦ с Коптской церковью не может быть в принципе, ибо расхождения между Православием и миафизитством Коптской церкви догматические. Однако, как заявил в 2010 г. патриарх Московский Кирилл на встрече с папой Александрийским Шенудой II, Русская православная церковь и древние восточные церкви (к которым принадлежит коптская) «находятся в состоянии богословского диалога». И, по нашим источникам, очень многие в Коптской церкви (именующей себя православной, кстати) находят догматические расхождения между миафизитством и Православием вполне преодолимыми. Российский православный университет. Коптские служители в богословском диалоге Как бы там ни было, а патриарх Кирилл подарил папе патриарший посох со словами: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться». А вот на епископат Александрийского патриархата (АП) рассчитывать не приходится. Даже несмотря на то, что епископат АП за решение Феодора не голосовал. Вряд ли кто-то из греческих архиереев – даже протестующих в душе против признания СЦУ – пожертвует греческой солидарностью ради Христа и разорвёт евхаристическое общение с собственным патриархом. Не случилось же этого в Элладской церкви, где противостояние десятка епископов и двух сотен простых священников архиепископу Афинскому Иерониму было открытым. А это означает, что рано или поздно их совместная молитва с находящимися в молитвенном общении с украинскими епифанами неизбежна. И тогда они сами лишаются каноничности. Соответственно, если РПЦ не разрывает евхаристического общения с ними, и она поставит себя под угрозу потери каноничности. Именно потому решения нашего синода по Элладской и Александрийской церквам (остаться в общении с частью их епископата) не просто половинчатое, но потенциально опасное… Компромиссы тут невозможны. Только анафема Варфоломею, Иерониму и Феодору с их единомышленниками способна ребром поставить вопрос для тех в Турции, Греции и Африке, кто желает сделать окончательный выбор между Христом и Велиаром. Так что «мяч остаётся на половине» РПЦ. Решения синода по греческим церквам – лишь выход из собственной штрафной площадки. Теперь надо хотя бы не потерять темп. Заглавное фото: patriarchia.ru Вернуться назад |