ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ
Борьба с бедностью. Текущее состояние и развитие системы социальной поддержки в РФ19-09-2019, 17:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«… С учетом положительного опыта, который мы получаем, хотя мы получаем, конечно, не только положительный опыт, но и отрицательный но, тем не менее, мы договорились, что все-таки здесь положительного больше…». В предлагаемой к вниманию статье проводится анализ существующих мер социальной защиты в целом по России и в разрезе регионов, сопоставление с другими странами. а так же предложения по повышению эффективности этих мер по борьбе с бедностью. Из анализа исключены пенсии, больничные и подобные выплаты, так как не являться социальной помощью бедным. Как обстоят дела в ЕС мной было рассмотрено в отдельной статье "Обзор систем социального обеспечения и объем расходов по странам ЕС". В мае 2018 года Россия провозгласила (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204) общенациональную цель сокращения вдвое уровня бедности к 2024 году. Для достижения этой цели в дополнение к достижению и поддержанию устойчивого роста (не менее 3% в год) необходимо иметь эффективную систему социальной помощи бедным слоям населения. Существующая система социальной помощи на федеральном уровне имеет 800 видов различных выплат (в денежном и натуральном виде), и почти 13 тысяч (в среднем по 150 мер на регион) на региональном уровне - в целом 80% нуждающихся получают ту или иную помощь. Общие затраты на социальную помощь составляют порядка 3% от ВВП (что является сопоставимым с расходами в других странах). Однако, большое количество программ из-за низкой эффективности не сильно влияет на уменьшении бедности. Большое количество мер в виде не очень больших по размерам выплат не может быть эффективным ни с точки зрения администрирования системы мер социальной поддержки, ни с точки зрения их эффекта на социальную защищенность получателей. Система социальной защиты населения включает в себя: Текущее состояние дел в картинкахпо состоянию на июль 2019 1. Введение1.1. Общее данныеСуществующая система основана преимущественно на выплаты "по заслугам" и не носит адресного характера (см.Рис.1), то есть выплаты (меры соцзащиты) получают все, кто попадает в определенную категорию: и нуждающиеся и ненуждающиеся (вот мне тут соцзащита решила выдать холодильник, я отказался). Кроме того, система выплат "по заслугам" носит элемент социальной несправедливости - когда меры соцподдержки получает сам носитель льготы – это объяснимо, как бы мы ни относились к той или иной категории получателей, но когда таким правом наделяются еще и члены семьи, которые не имеют отношения к заслугам, встает вопрос о социальной справедливости таких преференций. Рисунок 1. Доля адресных мер социальной поддержки в общем объеме социальной помощи, по субъектам Российской Федерации Но система улучшается и если в 2014 году только 5 процентов всех трансфертов социальной помощи было получено бедными, то к 2017 году эта доля удвоился, до 10 процентов. Доля двух самых низких квинтилей по доходам среди получателей соц.поддрежки также увеличилась: с 28 процентов до 35 процентов. Но те социальные выплаты которые основаны на системе "по доходам" (таргетирования социальной помощи) сопоставимы с лучшими международными ориентирами - теперь 47 процентов бедных получают выплаты; а нижние 40% по распределению доходов получают 75 процентов от выделенных на соцподдрежку средств. . В 4 регионах более 80 процентов средств получают именно бедные. Однако есть регионы (шесть), где этот показатель ниже 30 процентов. Сокращение бедности в России было заметным в первые годы высокого экономического роста 2000-х годов, но замедлился после кризиса 2008-09 гг. Положительная тенденция изменилась после 2014 года, несмотря на увеличение государственных расходов на социальную помощь. Экономический спад в 2014-16 гг. усугубил слабости системы социальной поддержки. В то же время он также предоставил возможность на системные изменения. 1.2. Уровень и структура бедностиРезкое снижение уровня жизни в России в начале переходного периода (90-е годы) привело к тому, что более трети население оказались ниже черты бедности. Восстановление экономики и быстрый рост в первом десятилетии 2000-х годов привели к снижение уровня бедности в процентах. В 2000 году, по данным Росстата, 42,3 млн российских граждан (29 процентов население) имели доходы ниже национальной черты бедности (прожиточный минимум - далее по тексту ПМ). К 2007 году этот показатель более чем вдвое сократилось до 18,8 миллиона человек или 13 процентов населения. Однако к 2012 году, с замедлением экономического роста, сокращение уровня бедности остановилось. Уровень бедности начал расти в 2014 году после экономических потрясений, инфляции и финансовый кризис: с 10,8% до 13,3 в 2015-17 гг. Основной причиной увеличения уровня бедности стало падение реальной заработной платы. Рисунок 2. Динамика доли населения с денежными доходами ниже величины ПМ в общей численности населения Уровень бедности распределен не равномерно по регионам и сильно зависит от места жительства. Данные региональных представительств Росстата и большое исследование 2017 года показывает большие различия между регионами России с точки зрения бедности (Таб.1 и Рис.3). Таблица 1: Риск бедности в зависимости от местоположения (размера населенного пункта) и активов для сельского населения
Самое главное, есть особенности в профиле бедности, которые показывают картину, отличную от того, что наблюдалось в 1990-х и начале 2000-х годов в нескольких важных направлениях. Рисунок 3. Среднедушевые доходы населения и прожиточный минимум, скорректированные на индекс стоимости жизни, по регионам, 2015 г
Во-вторых, среди работающих высокий уровень бедности. Целых 2/3 из бедные живут в домохозяйствах, где работает хотя бы один член семьи; и целых 1/3 проживают в домохозяйства, где работают 2 или более взрослых. Этот поразительный результат можно объяснить низкой заработной платой: т.е. одна пятая часть бедного населения сообщает о заработной плате ниже черты бедности. В-третьих, существует явное социальное ущемление и уязвимость среди бедных, особенно детей. Каждый пятый ребенок в России живет в бедной семье, семьи с детьми составляют почти 70 процентов бедных. Самое глубокая бедность наблюдается среди одиноких родителей и семей с 3 и более детьми (таблица 2). Особенно уязвимы в этой группе одинокие родители с маленькими детьми: 18-36 месяцев. Отсутствие доступных для ухода средств для детей в этом возрасте (18-36 месяцев), то есть яслей, мешает многим матерям возвращение на работу после окончания оплачиваемого декретного отпуска. Бедность, испытываемая детьми в таком молодом возрасте может нанести необратимый ущерб их развитию в дальнейшей жизни. Таблица 2. Риск бедности и дети в России: 2000-2015
В-четвертых, архитектура социальной защиты в России все еще сильно склонна к поддержка пожилых людей. Пенсионная система является основным фактором сокращения бедности, а некоторые из его особенностей делают его довольно мощным инструментом. Например, минимальная пенсия гарантирует, что каждый пенсионер имеет право на пособие, которое по крайней мере равно прожиточному минимуму. Если пенсионная система прекратит выплаты, бедность в России увеличится с нынешних 18 миллионов человек до 29 миллионов. Тем не менее, используя этот инструмент для сокращения бедности путем увеличения пенсий попытки уменьшить бедность не будет эффективными. Как показали отчеты, большинство пенсионеров уже живут выше черты бедности и расширение помощи им не окажут дальнейшего влияния на бедность в целом по стране. В российских регионах наблюдается значительная разница в уровне бедности. На рисунке 4 показана тесная взаимосвязь между валовым региональным продуктом на душу населения и уровнем бедности в регионе. Рисунок 4. Региональный ВРП на душу населения и региональный уровень бедности 2. Эффективность системы социальной помощи2.1. РасходыКонсолидированные расходы на социальную защиту и политику на рынке труда в России в 2017 году оцениваются в 14,3 процента ВВП. После вычитания расходов на пенсии из ПФР и отчисления на программы по болезни и инвалидности через Фонд социального страхования именно на борьбу с бедностью поступает 3,2 процента ВВП. Таблица 3. Расходы на социальную помощь по категориям, сводному федеральному и региональному бюджетам, в 2017 (процент от ВВП)
Оценки, представленные в таблице 3, показывают, что значительные ресурсы выделяются на программы, которые концептуально не соответствуют пониманию социальной помощи как государственного вмешательства, направленного на оказание помощи бедным и уязвимого населения (например дети, одинокие матери с малолетними детьми) . Как уже отмечалось, есть две группы таких программ:
Исключение этих двух групп расходов из расчетных приводит кк тому ,что государственные расходы на социальную помощь составляют 2,16 процента ВВП. Этот уровень является значительным: выше среднего мирового уровня и соответствует в среднем по странам Европы и регион Центральной Азии. Пособия, основанные на заслугах, представляют собой значительную долю ресурсов, учитываемых в России как расходы на социальные нужды - более 0,6 процента ВВП. Их размер и направления определяются политическими приоритетами и часто компенсируют пробелы в системах социального страхования (пенсии по старости и инвалидности). Однако, несмотря на то, что они не нацелены на бедных, основанные на заслугах преимущества рассматриваются как часть социальной помощи в большинстве стран и, следовательно, влияет на общую эффективность системы и ее эффективность с точки зрения влияния на сокращение бедности. 2.2. Охват доступность и адресность соц.помощиОхват получателей измеряется через процент предполагаемых бенефициаров (получатели помощи), которые получают перечисленные через программу социальной помощи. Часто охват рассчитывается как доля прямых бенефициаров в популяции за чертой бедности или среди 10 или 20 процентов населения нижних децилей по доходу или потреблению. В данной статье для оценки покрытия учитываются как как прямые, так и косвенные бенефициары (например, прямые получатели и члены их семей). За период с 2010 года по 2017 год количество получателей помощи увеличилось до 85%, но при этом только 40% получат адресную помощь (то есть с учетом уровня бедности). С другой стороны, охват верхних 20 процентов по доходу получателей помощи снижается. Рисунок 5. Адресность - динамика с 2014 года к 2017 году Рисунок 6. Доля адресных выплат, достающихся небедным получателям, по регионам (2015 год) Таблица 4. Доля небедных среди прямых и косвенных получателей различных социальных выплат Цель большинства программ социальной помощи заключается в оказании помощи тем, кто в ней больше всего нуждается, и бедные являются группой, которая испытывает такую потребность. Адресность не является характерной чертой системы социальной помощи в России. Несмотря на то, что охват социальной помощью населения превосходен (выше среднемировых показателей и на уровне среднеевропейских показателей), сложилось так, что ресурсы для наиболее нуждающихся были значительно ниже показателей сравнения. Рисунок 7. Целевые показатели социальной помощи в целом в 2014-17 гг. Треугольник - Доля бедных в общих в общем объеме соц.помощи, круг - доля нижних 40% по уровню дохода, крестик - доля самых богатых 20% по уровню дохода Программы, прошедшие проверку нуждаемости, показывают гораздо лучшие результаты по сравнению с общей социальной помощью, но существует возможность для улучшения. Проверенные пособия по нуждаемости покрывают 13 процентов население, почти такое же, как доля нуждающихся в России; однако только 44 процента всех бедных включены в адресные программы. Что наиболее важно, почти 80 процентов ресурсов приходится на нижние 40 процентов население. Однако утечка одной пятой ресурсов в этих целевых средств на верхние 60 процентов по доходам показывают, что есть место для ужесточения правил выдачи пособий. За период с 2014 по 201 7 года этот показатель улучшился. 2.4. Адекватность системыАдекватность измеряется как доля социальной помощи в доходе получателей социальной помощи. Иногда доли (в целом, по группам программ или по отдельным программам) также сравниваются с чертой бедности, что является полезным сравнением для оценки потенциала социальной помощи, чтобы помочь людям за чертой бедности значимым образом. То есть, Адекватность определяется размером перевода. В России программы социальной помощи бывают разных размеров - от очень щедрых (например, материнский капитал) до практически несущественного (ежемесячное пособие на ребенка, которое имеет самый высокий уровень охвата, составляет всего 2,5 доллара в месяц на ребенка). Используя опрос Росстата об участии в доходах и социальных программах, 2016 год, было подсчитано, что вся социальная помощь в России составляет около 25 процентов дохода до беднейшего квинтиля. Средний дефицит доходов бедных в России после трансфертов лишь немного ниже 20 процентов от порога бедности. Следовательно, выгоды, предоставляемые благодаря помощи бедным, недостаточны, чтобы помочь им вырваться из нищеты. Таким образом, усредненный бедный человек, даже если он правильно определен системой социальной помощи как адресат для социальной поддержки, останется бедным после получения всех доступных пособий. В то же время, некоторые из бедных, особенно пенсионеры, имеют гораздо меньший дефицит бедности (100-500 рублей), но получают более крупные трансферты (2000 рублей в месяц на человека). Отсутствие связи между потребностью и уровнем помощи является основным источником низкой эффективности социальной помощи в России с точки зрения ее влияния на сокращение бедности. Единственный способ восполнить этот пробел: Другими словами, ввести гарантированный минимальный доход для семей с низким доходом. Это будет означать, что во многих случаях уровень помощи должен будет возрасти. Рисунок 11 Адекватность (доля трансфертов социальной помощи в доходах бенефициаров), 2014-2017 гг. треугольник - Достаточность общих трансфертов соц.помощи для бедных; кружок - Сокращение численности бедных; крестик - Сокращение дефицита бедности На рисунке 11 показано, как изменилась адекватность социальных трансфертов в России за 2014-17 гг. График показывает, что с течением времени практически не было прогресса в улучшении адекватности. 2.5. Влияние социальной помощи на сокращение бедностиВ то время как различия в масштабах сокращения бедности за счет трансфертов действительно велики между регионами, большинство регионы достигают не многого. И со временем тенденция отрицательная: выплаты оказывают меньше влияния на бедность в 2017 году в среднем по сравнению с 2014 годом. Рисунок 13. Эффективность социальных выплат: сколько копеек из каждого выплаченного рубля идет на сокращение дефицита дохода малоимущих получателей выплат
Рисунок 14. Социальная помощь и дефицит доходов в 2014 году, млрд. руб. Первый столбик - дефицит доходов до соц.помощи, второй столбик - дефицит доходов после соц.помощи, третий столбик - расходы бюджета Согласно официальным данным, разрыв бедности (дефицит дохода) достиг самого высокого уровня в 1992 году, составив 6,2 процента от общего дохода население и с тех пор сокращается, особенно после 2000 года. К 2010 году он составлял 1,2 процента. К 2015 году оценка, предоставленная Росстатом, составляла менее 1 процента ВВП. Это означает, что достаточно потратить менее 1 процента ВВП, чтобы вывести всех бедных за черту бедности. Тот факт, что значительные ресурсы, выделяемые на социальную помощь в России, не сильно облегчают ситуацию с бедностью вызывает озабоченность по поводу дизайна и производительности системы. Только часть от общего консолидированный бюджет социальной помощи (0,4 процента ВВП) расходуется на программы с той или иной формой адресности. Выплата всех существующих адресных программ для бедных не будет достаточно, чтобы покрыть дефицит бедных и искоренить бедность, так как бюджет для всех адресных программ (256 млрд. рублей) значительно ниже дефицита доходов после трансфертов социальной помощи (337 млрд рублей). Система должна предоставлять больше ресурсов бедным, что потребует некоторых перераспределение между программами. 2.6. Международные сравнения: Россия в контексте мировых тенденций и ориентировУровень расходов России на социальную помощь значительно выше среднего мирового показателя и составляет в 1,6 процента ВВП. Даже по сравнению с более богатыми, чем в среднем, странами с более высоким бюджетным потенциалом этот уровень высок. Программы, социальной помощи насчитывают 756 федеральных программ (округлено до 800 и выше) и в среднем около 150 региональных программ в регионе. Некоторые программы крошечные с только несколько получателями, некоторые из них охватывают более половины населения. Как правило, каждая программа управляется своим законом / правовым актом, предусматривающий сложный свод правил и инструкций. В то время как в общем случае количество программ мало. На графиках ниже (рисунок 16) изображен охват бедных программами социальной помощи, сравнивающий Россию с группой стран. Чтобы сделать данные сопоставимыми, здесь были использованы другое определение бедности: во всех странах это беднейшие 20 процентов населения до передачи социальной помощи. Это показывает, что в России социальные охват оказанием помощи является выдающимся - сопоставим с лучшими странами в мире и превышение показателей многих стран ОЭСР. Однако, учитывая юридическую гарантию, что система должны охватывать всех с низкими доходами, все еще существует разрыв в охвате. Рисунок 16. Охват беднейших 20 процентов населения программами социальной помощи Рисунки 17-19 показывают охват по квинтилям (от слова 1/5 что составляет 20%) распределения доходов в России и группе страны сравнения (рисунок 17), распределение социальной помощи по квинтилям населения (от самых бедных к самым богатым) - Рисунок 18, а уровень трансфертов социальной помощи в процентах от доходы бенефициаров (Рисунок 19). На всех рисунках следующее ранжирование: Q1 (самый бедный) Q2 Q3 Q4 Q5 (самый богатый) Рисунок 17. Сравнительный анализ социальной помощи в России: охват и охват преимущества Рисунок 18. Адресность: процент получателей по квинтилям дохода до получения соц. поддержки Рисунок 19. Адекватность пособий по социальной помощи для самого низкого квинтиля (в процентах к всем получателям) Рисунок 20. 3. Обновление системы социальной помощи в РоссииЧтобы понять ключевые детерминанты сегодняшнего функционирования системы социальной помощи в России, важно иметь в виду, что эта система развивалась в течение почти столетия и что сегодня объединяет различные политические и социально-экономические приоритеты из очень разных времен.
Источники с атрибуцией Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к. э. н. В. Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научноисследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017, «Всемирный банк. 2019. На пути к более эффективной социальной помощи в России: Обновление показателей работы системы с учетом новой общенациональной цели сокращения вдвое уровня бедности к 2024 году. © World Bank. Приложение. Таблица 1. Распределение социальных расходов по функции (зона евро, 2017 г.) (Источник: Евростат.) Перевод картинки: Первый столбец: Всего расходов на соцнужды. Здравоохранение. Образование. Социальная защита, в том числе: больничные по болезнями и инвалидности, пенсии по старости и потерю кормильца, поддержка семьи и детей, пособия по безработице, социальное жилье или пособие на жилье Использованные источники:
Вернуться назад |