Президент Владимир Зеленский внёс в Раду семь конституционных законопроектов. Это не считая проекта об отмене депутатской неприкосновенности и двух проектов о переименовании областей, оставшихся в наследство от Порошенко. 3 сентября проект относительно неприкосновенности был принят 373 голосами. Впрочем, все это только начало.
Тут, в общем, интересны не так сами по себе законопроекты, как картина президентских полномочий, которая вырисовывается в результате их принятия.
Если говорить о депутатской неприкосновенности, то тут хотелось бы повторить два важных суждения.
Во-первых, 29 августа законопроект о неприкосновенности был отозван субъектом законодательной инициативы — президентом. После этого Верховная Рада приняла постановление о предварительном одобрении отозванного проекта. 3 сентября отозванный проект был принят.
Если через некоторое время Конституционный суд примет решение о том, что отозванный проект никак не мог попасть в Конституцию, не удивляйтесь. Так надо.
Во-вторых, скромный Владимир Зеленский в собственном же интервью совершенно прямо объяснил, зачем ему нужна отмена неприкосновенности:
— он опасается Виктора Медведчука, который является его политическим оппонентом;
— у него есть информация о неких не совсем чистых схемах финансирования партии «Оппозиционная платформа» и медиахолдинга, которые, якобы, использует Медведчук.
Это именно та ситуация, которая вызывала обеспокоенность у Конституционного суда и Венецианской комиссии, — отмена неприкосновенности позволяет власти подавлять оппозицию и получить дополнительные рычаги воздействия на своих же сторонников. А еще и то, что власть принимает закон, который будет действовать относительно всех депутатов, но ради лишь того, что президенту было удобно разобраться с одним из них.
Да, разумеется, суд может и не принять доказательства обвинения по делу о финансировании партии и телеканалов, но опыт десятков украинских граждан показывает, что человек может годами сидеть в ожидании суда.
Теперь наскоро пробежимся по другим законопроектам, которые должны быть отправлены (а частью уже и отправлены) в Конституционный суд.
Законопроект 1013 об отмене адвокатской монополии
Сама по себе монополия адвокатов на защиту юридических прав граждан была введена в 2016 году в рамках судебной реформы. Теперь право на защиту будет иметь любой гражданин с юридическим образованием.
Не будем углубляться в причины появления такой инициативы, отметим только, что Зеленский обещал продолжить судебную реформу. Продолжение он начал с отмены отдельных её норм. Впрочем, это не первый пример творческого подхода Зеленского к выполнению своих предвыборных обещаний — самолёты президентского авиаотряда он тоже продать хотел…
Законопроект 1014 о праве президента назначать глав НАБУ, ГБР и создавать регуляторные органы
Вообще интересный ход. Порошенко явно не знал, что можно так легко и безыскусно вывести антикоррупционные органы из-под контроля США и поставить под свой персональный. Порошенко пытался это сделать с помощью хитрости. А Зеленский делает без всякого изящества — в лоб. Правда, США, наверное, будут против и тогда, скорее всего, этот законопроект канет в законодательную Лету.
Законопроект 1015 о законодательной инициативе народа
Предлагаемая норма только вводит саму по себе возможность такой инициативы. Думается, эта демократическая норма будет использоваться так же, как народная инициатива в случае с референдумом 2000 года или как электронные петиции, — для выдвижения инициатив власти, которые почему-то не хочется представлять именно инициативами власти.
Законопроект 1016 относительно уполномоченных Верховной Рады
Предполагается ввести новых уполномоченных относительно соблюдения Конституции и законов Украины.
По форме проект расширяет возможности парламентского контроля, а как оно будет по сути — посмотрим.
Законопроект 1027 о дополнительных основаниях лишения депутатов полномочий
Основания — признание Верховным судом факта неличного голосования (причём виноватым оказывается и тот, кто голосовал, и тот, вместо кого голосовали), а также отсутствия без уважительной причины на более чем трети пленарных заседаний и заседаний комитетов в течение сессии.
Первый вопрос решается и без внесения изменений в Конституцию — путём технического решения вопроса с «сенсорной кнопкой». Но субъект законодательной инициативы не хочет решать вопрос о неличном голосовании, он хочет получить дополнительные возможности для «зачистки» депутатского корпуса.
Законопроект 1028 о создании консультативных органов Верховной Рады
Кажется, ничего особенного в этом проекте нет, хотя интересно, каких именно консультативных органов не хватает Верховной Раде.
В общем и целом вырисовывается картина, по которой президент Зеленский начал типичную для Украины кампанию по получению дополнительных полномочий.
Ющенко, как мы помним, начал эту кампанию ещё до того как стал президентом — потребовал внести в Конституцию норму о праве президента назначать глав местных государственных администраций (её и внесли с нарушением процедуры, что послужило формальным основанием для отмены Конституции в редакции 2004 года при Януковиче).
Янукович через КС вернул Конституцию к версии 1996 года, по которой у президента меньше политических возможностей, но больше административных полномочий.
Порошенко дополнительных полномочий не получал — он просто по-гроссмейстерски пользовался предоставленными Конституцией возможностями.
Кстати, Зеленскому, имеющему карманное большинство в Раде, дополнительные полномочия в общем-то не нужны. Но он так не считает. Очевидно, хочет обратить их против парламента, который формально первенствует в политической системе Украины.
Законопроект 1017 о числе депутатов и пропорциональной системе
Этим законопроектом предполагается сократить количество депутатов до 300 человек и избирать их по пропорциональной системе (партийными списками).
Зеленский, правда, не предполагает, что этот законопроект будет распространяться на нынешнюю каденцию парламентариев, так что нынешние депутаты доживут свой срок, вполне возможно, в этом же составе. Но это если Зеленский их, например, через год не разгонит. Тогда, если это произойдет, в следующую Раду будут выбирать не 450 депутатов (на самом деле на 27 единиц меньше, но это из-за Крыма и Донбасса, которые Украина считает своими, но выборов там не проводит), а уже 300. То есть количество депутатов снизится и избираться они будут не по смешанной как сейчас пропорционально-мажоритарной системе, а исключительно по пропорциональной, то есть партийными списками. То есть территории в новом парламенте своих представителей иметь не будут, а политическая борьба после выборов вся сосредоточиться в Киеве, где находятся штабы всех основных политических сил. А учитывая, как ныне подавляющее влияние одной политической силы — "партии "Слуга народа", политическая борьба вообще исчезнет за ненадобностью. В конечном счете, этот законопроект дает Зеленскому хорошую возможность управлять парламентом — при наличии других полномочий, это будет намного проще, чем договариваться и искать компромиссы, как приходилось делать пяти его предшественникам.
Резюме
Таким образом, при самом "народном президенте" в истории, кажется, на Украине вырисовывается авторитарная диктатура, весьма актуальная, учитывая курс власти на проведение «непопулярных реформ». И именно по этой причине Запад может на авторитарные тенденции закрыть глаза: что, в конце концов, важнее — украинская оппозиция или украинский чернозём?