Назначение бывшего министра обороны Сердюкова председателем совета директоров Объединённой авиастроительной корпорации, это плохая новость. Но не для авиапрома, а для недобросовестных сотрудников ОАК, которые выделенные ресурсы на Суперджет и МС-21, видимо, использовали не всегда по назначению.
Сердюков, напомню, это не столько госдеятель, сколько личный инструмент Путина, этакий бульдозер, который умеет без лишних сантиментов расчищать площадку от прилипал-распильщиков, скрывающихся под видом профессионалов отрасли. Собственно, он единственный, кто смог сдвинуть с мёртвой точки военную реформу, которая бал задумана и инициирована лично Владимиром Путиным с самого начала, несколько раз срывалась из-за противодействия бравых генералов конца 80-х-90-х.
Его задача была — отодвинуть от потока денег генералитет и генштабовцев, расчистить площадку для коренных преобразований. Естественно, что для этого он на ключевые посты расставил своих людей - девочек-финансисток, далёких от пиетета перед людьми с погонами. Военные — от генералов до солдат — его жутко ненавидели. Отсюда и весь поток грязи в медиа и блогах.
Но это в конечном счёте оправдало себя. Не было бы Сердюкова - не было бы новой современной высококлассной армии.
Именно при Сердюкове военные начали получать достойные деньги, в части стала поступать новая техника, в ОПК новые разработки (гипероружие не сделать за пять лет), модернизирована структура боевых частей, расформированы морально устаревшие части (среди которых и полезные, которые потом вернули), сброшены лишние активы (не обошлось без ошибок). Но главное — от дел были отстранены генералы, не дававшие сделать российскую армию современной (что грозило поражениями в ближайших конфликтах, что уже было в нашей истории). Далее завершал процесс Сергей Шойгу, занявшись непосредственно организацией военной структуры, боевой подготовки, полного перевооружения.
В авиапроме всё же у Сердюкова будет несколько другая задача. Здесь многое уже сделано и начато, и придётся, возможно, не столько расчищать, сколько доводить до ума начатое. Однако очевидно, что, как и в Роскосмосе, сделано криво и косо, с излишними затратами и, возможно, махинациями. Сердюков ещё со времени работы в налоговой службе, где он, кстати, грамотно закатал Ходорковского с его бандитской группировкой «ЮКОС», прекрасно разбирается в хитрых схемах увода денег налево под разного рода благородными предлогами.
Назначение Сердюкова демонстративно озвучено после аварии в Шереметьево, хотя сделано в конце апреля, а задумано ещё раньше. Что намекает о критичных недостатках в ОАК и конкретно Суперджета, несмотря на то, что в аварии, видимо, виноваты всё же пилоты. А это значит, что вскоре в медиа раздастся новая истерика о том, как Сердюков добивает авиапром. Рекомендую пропустить эту истерику мимо ушей и дождаться реальных результатов через год-два.
Впрочем, не исключено, первые громкие решения будут гораздо быстрее. Возможно, с приходом Сердюкова последуют отставки, обвинения в непрофессионализме и пересмотр планов ОАК. России крайне важно поставить на крыло ближнемагистральный и среднемагистральный аппараты, а также разработать наконец дальнемагистральный широкофюзеляжный борт, что даст важнейший толчок для всей промышленности.