ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Разрыв торговых отношений с Россией закрыл для Украины "Один пояс – один путь"

Разрыв торговых отношений с Россией закрыл для Украины "Один пояс – один путь"


30-04-2019, 16:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Перспективы строительства «логистического коридора из Китая в Евросоюз» через украинскую территорию после событий 2014 года выглядят сомнительно – считает заведующий кафедрой экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

Проект «Один пояс – Один путь» сулит серьезные перспективы

Проект «Один пояс – Один путь» сулит серьезные перспективы
pixabay.com /

Дело в том, что первый вице-премьер правительства Украины Степан Кубив заявил, что Киев предложил Пекину построить на своей территории логистический коридор в контексте китайского геополитического проекта «Один пояс – один путь». Такое предложение уже отправлено из Украины в Китай, причем в Киеве отмечают, что там рассчитывают на многомиллиардные китайские инвестиции.

Другой вопрос, что все это напоминает стандартный украинский популизм, которым официальный Киев постоянно занимается на протяжении последних лет, не говоря же о том, что транзитный проект «Один пояс – один путь» во многом завязан на нашу страну.

У Китая были планы по Украине до событий 2014 года

«У Китая был интерес к транзитным возможностям Украины до тех пор, пока там не произошел геополитический кризис 2014 года. У Пекина были планы постройки на территории Крыма или Одесской области глубоководного морского порта», - констатирует Луконин.

Теперь ситуация качественно изменилась – Крым сменил свою государственную юрисдикцию, а что касается Одессы, то ее транзитные возможности существенно сузились в связи с потерей Украиной российского рынка. Об этом отлично говорит тот факт, что одесский порт де-факто продолжает контролироваться российскими инвесторами, а на самой Украине по нему нет внятных планов.

События 2014 года обнулили транзитные перспективы Украины

События 2014 года обнулили транзитные перспективы Украины
aydar.com.ua

Это еще раз подтверждает то обстоятельство, что украинское народное хозяйство имело интерес со стороны зарубежных инвесторов только в связке с Россией, а сегодня в эпоху, когда российско-украинские торговые связи разорваны, все это лишилось перспективы.

«После того, как произошел украинский кризис, все планы Китая по Украине были заморожены, и нет никаких оснований говорить, что в ближайшие годы ситуация здесь может качественно измениться», - констатирует Луконин.

По словам Сергея Александровича, Китай, во-первых, учитывает позицию России по Украине, поскольку Москва является стратегическим партнером Пекина, а, во-вторых, у китайцев сегодня имеется много проблем на переговорах с Индией по данному вопросу.

«Это связано с китайско-пакистанским экономическим коридором и тем отпечатком, который накладывает эта ситуация на отношения Индии, Китая и Пакистана, поэтому любые альтернативные проекты имеют здесь смутные перспективы», - заключает Луконин.

Первый вице-премьер правительства Украины Степан Кубив

Первый вице-премьер правительства Украины Степан Кубив

Естественно, сейчас периодически идут разговоры о том, что из Китая в Грузию якобы ходят поезда, и что к этому процессу можно присоединить Украину, но пока все это носит фантастический характер. Тем более, тема поставок через Черное море, как альтернатива сотрудничества с РФ, используется на Западе по многим направлениям – например, по газу, но пока здесь вообще нет результата.

Кроме того, во всех этих проектах обхода России в контексте концепции «Один пояс – один путь» забывается то обстоятельство, что Пекин не будет игнорировать мнение Москвы по этому вопросу, учитывая стратегический характер российско-китайских отношений.

Украинский маршрут не рассматривается в Китае

«Да и железнодорожная ветка Китай-Россия-страны Восточной Европы уже существует и функционирует, поэтому для Пекина, по сути, нет никакого смысла задействовать альтернативные пути, тем более, через территорию Украины», - резюмирует Луконин.

Этот путь, как считает эксперт, позиционируется в Китае, как наиболее перспективный, поскольку маршрут через Россию предполагает взаимодействие с наименьшим количеством государств, а, значит, финансовые издержки у такого транзита будут меньше.

Транзит через Россию в Китае считают оптимальным

Транзит через Россию в Китае считают оптимальным
wikipedia.org / Neu-Zwei / CC BY-SA 4.0

К тому же, не надо забывать про нестабильную ситуацию на Украине, которая сводит на нет любое сотрудничество с данной страной, что видно не только по взаимодействию Киева и Пекина, но и по всем другим украинским внешнеэкономическим проектам.

Политолог Богдан Безпалько в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что все подобные инициативы со стороны Киева носят характер популизма, учитывая то гнетущее состояние, в котором находится современная украинская экономика.

«Уровень геополитических рисков на Украине затрудняет любой транзит через эту страну, не говоря уже про то, что разрыв связей с Россией значительно снизил выгодность любых транзитных проектов с участием Киева», - констатирует Безпалько.

Что касается интересов Китая, то китайцам гораздо выгоднее вести транзит через территорию России или Северный морской путь, чем через Украину, не говоря уже про традиционный транспортный маршрут в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал.

Политолог Богдан Безпалько

Политолог Богдан Безпалько

«Это видно хотя бы по тому объему средств, который Китай вкладывает в порты на территории задействованных здесь государств, где Украина, конечно, никак не фигурирует. Так что, в данной ситуации Украина является фигурантом только небольшой части китайского транзита и как-то повысить свои позиции Киев здесь вряд ли сможет, поэтому перед нами обычный популизм», - заключает Безпалько.

Таким образом, шансы Украины поучаствовать в проекте «Один пояс – Один путь» становятся все более призрачными.


Вернуться назад