ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Русских и сербов объединяет непосредственность»: Милош Бикович о работе с Кустурицей, жизни в России и женщинах
«Русских и сербов объединяет непосредственность»: Милош Бикович о работе с Кустурицей, жизни в России и женщинах22-03-2019, 17:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Впервые в фильме российского производства сербский актёр Милош Бикович снялся в 2014 году — в картине Никиты Михалкова «Солнечный удар». Затем последовали роли в «Духless 2», ленте «Лёд», сериале «Отель Элеон» и других громких проектах. В четверг на экраны вышел ещё один фильм с его участием — военная драма «Балканский рубеж». В интервью RT Бикович рассказал о создании этой картины, работе с Эмиром Кустурицей и своих успехах в качестве режиссёра. Кроме того, актёр объяснил, что общего у русских и сербов и чем эти народы отличаются один от другого.
— В прокат выходит «Балканский рубеж». Каково было сниматься в фильме о военных действиях, которые стали частью вашего детства (речь идёт о конфликтах в Югославии)? — Тут нужно понимать, что российский зритель это будет воспринимать одним способом, а сербский — совсем другим. Потому что это часть нашей истории. Это такой шрам наш общий (сознательно и подсознательно), сербского народа. Если вы делаете такое кино, я уверен, что многие люди скажут: «Это было не так». Или скажут: «А надо было делать вот об этом». Там настолько всё насыщено событиями, что, я думаю, нужен не один фильм, а 50. И 50 фильмов тоже не расскажут правду.
Важно снимать и обрабатывать свою историю с нынешней точки зрения. Обрабатывать, во-первых, чтобы, её не забыть, а во-вторых, чтобы она вернулась к тем поколениям, которые об этом не знают. — Вы говорите, что фильм по-разному воспримут российские зрители и сербские. А как его будут смотреть западные зрители? — Если вообще посмотрят. Я не считаю, что на Западе с радостью будут показывать этот фильм. Я не знаю, как будут реагировать. Думаю, наверное, будут те, кто скажет: «Вот эта часть — русская пропаганда». А другие скажут: «Погоди-погоди, значит, может, всё не так, как нам показывали до сих пор?» Также по теме
В прокат выходит военная драма режиссёра Андрея Волгина «Балканский рубеж», созданная общими усилиями российских и сербских...
Последние 30 лет Сербия была не только под ударом других стран и бомб НАТО, а ещё и под ударом информационной войны. И против этой войны способа защититься не имела. Если против бомбёжки НАТО было сложно защищаться, но можно было укрыться, то от информационной укрыться невозможно. — Какая роль отведена вашему герою? — Он работает в сербском МВД. Это один из тех полицейских, которые служили в Косове. Им было особенно трудно, потому что у них не было военной техники, они находились под ударом. Когда наши солдаты под давлением и бомбёжкой ушли из Косова, мой персонаж решил остаться. Дальше, чтобы не раскрывать сюжет, скажу лишь, что это человек, который поступал по совести, с очень трагической, сложной судьбой. — В фильме небольшую роль сыграл Эмир Кустурица. На площадке вы взаимодействовали в формате «актёр — актёр»? — Я помогал режиссёру в сербской части фильма, чтобы она была убедительной, так как оказался единственным из продюсеров, кто говорил на сербском. Кроме, конечно, моего коллеги Миодрага (актёра Миодрага Радонича. — RT).
— Вы хотели бы сняться в его фильмах? — Да. Эмир — один из таких редчайших людей, которые масштабом немножко опережают время. Мы обсуждали проекты. Я не хочу об этом заявлять, потому что это будет очень громко. Может быть, на это потребуется время. Мы обсуждали и даже договаривались. Сейчас уже идут переговоры с третьими партнёрами, так как мы хотим делать картину в России, то есть делать российско-сербский фильм. — На 2020 год запланирован выход сиквела спортивной драмы «Лёд». В первой части вы сыграли одну из центральных ролей. Мы увидим вашего героя в продолжении? — Не знаю. Со мной продюсеры не контактировали. Значит, если они планируют снимать, то, наверное, без меня. Я думаю, что даже они сейчас пока тоже не знают и решают.
Ребята, которые делали «Лёд», — мои друзья. И Врубель, и Андрющенко, и «Водород» весь как компания, и Бондарчук как некий супервизор этого всего (продюсеры Михаил Врубель, Александр Андрющенко и Фёдор Бондарчук. — RT), и продюсер, и Олег Трофим — режиссёр фильма. Я их всех очень полюбил. Поэтому я очень рад, что делается продолжение, даже если меня там не будет. Я считаю, что это одно из здоровых направлений в российском кино. — С кем из российских режиссёров вы хотели бы поработать? — Я хотел бы повторить работу с Олегом Трофимом. С Никитой Сергеевичем (Михалковым. — RT), конечно. Может, со Звягинцевым. Я пробовался в разных жанрах. Но сейчас хочется испытать новые границы, делать более серьёзное кино, более фестивальное. Я знаю, что это не так просто. Но я достаточно, мне кажется, за эти годы показал, что расту в новых обстоятельствах, и я это доказал себе. Я считаю, это очень важно. Очень трудно актёру перейти из одного амплуа в другое, в том числе в продюсерское. — У вас также есть режиссёрский опыт — вы сняли музыкальный клип. Хотели бы вы развиваться в этой профессии? — Я бы свою работу не назвал режиссурой. Это будет обида для моих друзей — настоящих режиссёров. Но да, хотелось бы пробовать. Я экспериментировал — это не то, детская работа. Просто доказал, что умею держать камеру в руках, чтобы она не тряслась.
Я пока это всё делаю не один: как продюсер и сопродюсер, наблюдаю. Только со следующего проекта я буду единственным продюсером. Я говорю про фильм, который мы снимем в Белграде. Рабочее название теперь такое — «Отель «Белград». Этот фильм, романтическая комедия, как я надеюсь, наилучшим образом покажет Белград российскому зрителю. Картина, мне кажется, удвоит или утроит количество русских туристов в Сербии. — На какой стадии находится проект «Тесла», автором и инициатором которого вы выступили? — На стадии переговоров, потому что эту схему выстроить непросто. Точно могу сказать, что сербское телевидение заинтересовано и подключается, что у нас есть российские партнёры, ещё мы ждём подтверждения от голливудского партнёра. Это тема, которая интересует всех: и верхушку правительства Сербии и, как мне кажется, продюсеров на Западе. Ведь именно Тесла привёл нас ко второй технологической революции. — Сам проект планируется как фильм или мини-сериал в стиле фэнтези? — Вся жизнь Теслы — фантастика и мистика. Много выдумывать не надо. Теслу всё время считали, может быть, иллюзионистом, но у него были и результаты. Мне кажется, это хорошая платформа для выстраивания интересного персонажа в кино.
— В 2019 году должен выйти ещё один фильм с вашим участием — «Холоп». О чём он? — «Холоп», мне кажется, — очень успешная комедия. Я посмотрел фильм и знаю все эти шутки — мне смешно. Думаю, что автор проделал очень хорошую работу. Фильм про московского мажора, отец которого не знает, что с ним делать, и решает отправить его на эксперимент по исправлению личности. Герой каким-то путём попадает в прошлое, где становится холопом. Думаю, хорошее кино получилось. — Актуальна ли для Сербии проблема золотой молодёжи? — Нет, у нас проблема в том, что молодёжь уезжает из Сербии в другие государства. Из-за ситуации после всех этих войн страна не так быстро может оправиться. Так что золотой молодёжи у нас единицы. — Вы сейчас очень популярны и в России, и в Сербии. Как вы думаете, где у вас всё-таки больше поклонников? — Больше в России. И я удивился, когда в Казахстане не смог пройтись по улице: люди хотели со мной сфотографироваться, останавливали меня. Первый раз в жизни я приехал в страну, где никогда не был, и меня там узнавали.
Это очень странно, когда я говорю про себя и свою популярность. Я чувствую себя немножко дураком. — Отличается ли организация кинопроизводства в России и Сербии? Где вам работается комфортнее? — Мы одинаково неорганизованны. Так что это наша общая черта. В России становится всё больше хороших продакшенов и киноиндустрия развивается быстрее, чем в Сербии. Кинобизнес — дорогой спорт. Чтобы сделать кино, нужны деньги. Денег в России больше, и рынок тоже больше. Поэтому кино снимается чаще, люди чаще ошибаются и чаще учатся на своих ошибках. Кино развивается здесь быстрее. Наши ребята в Сербии обслуживают голливудский продакшен. Порой у этих людей есть опыт, которого нет у россиян. Из-за этого у нас одинаковый уровень, но чуть-чуть различается подход. Думаю, через 10—15 лет Россия будет развиваться ещё больше. — В 2018 году Владимир Путин вручил вам медаль Пушкина за «укрепление дружбы и сотрудничества, плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей». Что для вас значит эта награда? — Прежде всего это большая честь и кредит, который нужно в будущем вернуть. Но и «охрабрение».
Например, сербский принц — святой Савва — ушёл в монахи. Его вдохновил, сформировал его мировоззрение и сознание русский монах. У первого русского царя Ивана Великого была бабушка-сербка — Анна Якшич. Она его учила читать житие святого Саввы Сербского из царской летописи. И святой Савва Сербский вдохновил русского царя устроить царство по модели Неманичей — нашей царской семьи. Последний русский император вступил в Первую мировую войну, защищая Сербию, и закончилось это революцией. Для многих русских в моменты, когда Россия не была их отечеством, им стала Сербия, приняла их. Для России это была трагедия, а для Сербии — спасение, поскольку мы потеряли треть населения в Первую мировую войну. Мы приняли этих людей, и они сразу получили статус, который у них был — я про белую эмиграцию в XX веке. Всем выделили зарплаты. Эта дружба на протяжении всего тысячелетия даёт очень хорошую основу. Я считаю, что международные отношения можно устраивать только через такие связи, какие существуют в Сербии и в России. Настоящие братские, культурологические, духовные связи. Это не то же самое, что глобализм, когда существует только интерес. Интерес уходит — появляется вражда. — Что нам следует делать, чтобы эти связи не терялись? — Вкладывать в культуру и беречь историю через культуру. Культура — фронт, в котором защищается человеческая душа. Если создавать проекты, которые будут говорить о настоящей ценности, объединяющей Европу и Россию, думаю, можно и начать двигаться в сторону прогресса в отношениях.
— Находясь в России, по чему сербскому вы больше всего скучаете? По языку, по кухне? — По кухне нет. По языку тоже нет. Я скучаю по людям и местам. По погоде. Приезжайте в Сербию — увидите. У нас в марте уже лето. Поэтому это в первую очередь. Белград такой уютный для жизни! То, что мы считаем пробками, в Москве — светофор. В Белграде можно сделать тысячу вещей и вернуться домой обедать. В Москве, если что-то пошёл делать, ты там остался. — Немного о русских женщинах. Бытует мнение, что они менее эмансипированы, чем на Западе. Вы так не считаете? — Это слово (эмансипация. — RT) имеет разные значения. Вы думаете, что боретесь за свои права, вы сейчас отстаиваете свои права, а может быть, просто что-то теряете.
Но с этим «иметь право» начинается диктат: если женщина этого не делает, она несчастлива, что она не состоялась. Это неправда. Потому что успешная жизнь, как все мы знаем, — не большие деньги, не дорогая машина, не карьера... Я не считаю, что женщина должна следовать каким-то стандартам эмансипации. Если сама не хочет, конечно. — Что, на ваш взгляд, объединяет русских и сербов? И какие между этими нациями есть различия? — Объединяет нас мировоззрение и система ценностей. Даже некоторых сербов и русских объединяет больше, чем сербов и русских внутри своего собственного народа. Объединяет нас любовь к жизни, к веселью, к контактам — непосредственность. Темперамент. Объединяет нас некое культурное духовное наследие. Отличает нас то, что серб просыпается, едет в другой город, и, если он повернул не туда, — он уже в Хорватии, ему понадобится паспорт. Русский может лететь на самолёте девять часов и выйти в своей стране. Поэтому серб немножко по-другому относится к жизни. Эта разница рождает множество других. Русские, например, могут поругаться. Они поругались, уехали в другой район Москвы или в другой город — и никогда больше не встретились. В Сербии некуда, просто некуда ругаться! Пространства нет. Поэтому люди ссорятся и потом снова возвращаются. Вернуться назад |