ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Частные школы Британии: как формируется элитный класс Туманного Альбиона
Частные школы Британии: как формируется элитный класс Туманного Альбиона21-10-2018, 21:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 20 октября - "Вести.Экономика". Несмотря на кажущееся стирание границ, британское общество сохраняет кастовый характер. Стать полноправным членом английской элиты иностранцу практически невозможно. Ключом к пониманию сути британского истеблишмента является представление о том, как эта элита выращивается, рекрутируется и в дальнейшем действует. Описание функционирования британской частной школы, которая во многом и формирует этот класс, - в материале журнала "Газпром".
Прежде всего необходимо определить, кто считается элитой в Британии. Здесь доминирует так называемый земельный фактор – именно представители земельной аристократии служат костяком верхних классов. Деревенская Англия отделяет традиционное аристократическое общество и членов высших классов от городской элиты, которая считает себя частью высшего круга, но таковой в полной мере не является. Городская элита – основной проводник либеральной экономической модели, поддерживаемой идеей об универсальных правах человека. Космополитизм, мультикультурализм и прогрессивные либеральные течения лишь усиливают стремление традиционных элит переезжать из города в деревенскую местность, а детей отдавать в те немногие оставшиеся частные школы, которые все еще сохраняют систему полного пансиона (Harrow, Eton, Winchester). ЗемлевладельцыДанный феномен в Англии наблюдается на протяжении многих столетий, так как переезд за город – это попытка географически и социально приблизиться к элите и одновременно оградить себя от других слоев населения. И это престижно. Историческая ценность члена высшего класса в рамках The Shire (сельская, загородная жизнь) состояла в его статусе чиновника, руководящего и порой одновременно владеющего определенным поселением или общиной. Представитель высшего класса не просто житель сельского населенного пункта, но и его владелец, отвечающий за быт и производство в своих владениях.
В престижнейших частных школах учится больше всего детей земельной аристократии и представителей Лондонского Сити. Но также есть иностранцы, в том числе русскоязычные, и представители средних, а иногда даже низших классов (благодаря стипендиям). Объект данного исследования – прежде всего дети представителей высших сословий. Традиционная культура их класса практически не меняется на протяжении веков, а практикуемые ими ритуалы и само отношение к школьному образованию и тому значению, которое оно имеет в процессе воспитания последующих поколений элиты, существенно отличается от подобного отношения у других классов. Отрыв от семьиКлючевое отличие британской элиты от элит в других странах заключается в ритуальной ссылке своих детей в частные школы в совсем раннем возрасте. Отдавая за обучение детей по 30–40 тыс. фунтов в год (что на 20–30% больше среднегодовой зарплаты в стране), отрывая их от семьи и дома, родители рассчитывают на ту перспективу, блага или качества, которые в будущем сможет получить их ребенок благодаря элитному образованию. Они отказываются от встреч со своими детьми и жизни с ними в одном доме с целью поддержать и усилить статус семьи в обществе.
В основе созданной в Великобритании в середине XIX века системы частных школ и феноменальной ее эффективности лежит убеждение, что если убрать ребенка из семьи в раннем возрасте, то его эмоциональные потребности и нужды будут направлены целиком на школу – на учителей и одноклассников. Важно понимать, почему целый класс, безусловно, один из наиболее влиятельных в мире, решает, что дети обязательно должны страдать, чтобы стать полезными гражданами. Ведь отрыв ребенка от семьи, и прежде всего от матери, в возрасте 6–7 лет не может не сказаться на дальнейшем развитии его психики. Однако именно механизмы защиты и социальной адаптации, которые вырабатываются у школьника с первых лет его обучения в частной школе, являются отличительной чертой британского высшего класса.
Нужно понимать, что жизнь в частной британской школе – это жизнь в крайне ритуалистическом, исключительно мужском иерархическом обществе. Психологи описывают выпускников частных школ, как "идущих по жизни с хорошо развитыми телами, отлично развитыми умами и недоразвитыми сердцами". Родители прекрасно осведомлены о том, что их дети будут несчастны в школе, но тем не менее все равно их туда отправляют. Часто из их уст звучит фраза: "Мы знаем, что ты был несчастен в школе, также несчастен был и твой отец, и его отец, но посмотри, чего он добился".
Обучение в частной школе можно описать как процесс, в рамках которого элита отрывает своих детей от всего общества на десять лет с целью производства "супербританца", или истинного английского джентльмена. Как отмечали многие историки и социологи начала XX века, организованный спорт и "превосходная порода" сработали в Британии. Многие из них также выделили существенные расовые отличия между представителями высших классов и остальным населением. Цели и задачиПотребность в сплоченном классе эффективных функционеров появилась в середине XIX века и была связана с расширением владений Британской империи и стремительно возрастающей нуждой в пополнении кадрами британских колоний. Изначальным планом было выращивание колониальный элиты в виде сплоченной группы всесторонне развитых администраторов, обладающих схожим набором навыков, взглядов, манер и убеждений, а также внешним видом. Их основной задачей было управление огромными территориями без обращения к грубой силе и существенных денежных затрат. Параллельно расширение Old Boys Network (широкой сети выпускников британских частных школ) выполняло другую задачу, которая стала доминирующей в последующие годы: консолидация, укрепление, а также выработка более внятной системы организации и функционирования правящего класса.
Разделение общества на классы философов, защитников и ремесленников, каким представлял себе построение идеального государства Платон, было доминирующей идеей Британской империи, оправдывающей классовую структуру английского общества. В ее основе – концепция "органического общества", воплощенного во врожденном неравенстве людей, в сакральном значении традиций и важности социальной иерархии. Именно взаимодействие классов и понимание каждым из них своего места в обществе, подкрепленное верой в сакральное значение британской неписаной конституции, обеспечивали успешность британской политической и социальной системы.
Сегодня, как и во времена Британской империи, основная задача частной школы – не предоставление каких-либо особых знаний и уж точно не предоставление практической информации, полезной для будущей карьеры, а воспитание учеников как членов определенной клики, одного целого. Представители других классов, приложив невероятные усилия, тоже могут отдать своих детей в частные школы. И хотя они все равно не будут частью элиты в полном смысле слова, их там научат патриотизму, командному духу, лидерским качествам и, что самое важное, специальным способам одеваться и говорить. Ритуализм и практические навыкиДля создания сплоченного класса необходима четкая идеология и эзотерическая составляющая, превращающая учебное заведение в сакральное место, а выпускников – в орденскую иерархическую структуру. Именно поэтому частные школы активно создавали мифы и внедряли в школьную жизнь целый комплекс символов и тотемов. Следует сказать о роли масонства в создании мифологии частных школ. Масонство было удобным для англичан с практической точки зрения, так как где бы ни был выпускник, он всегда знал, куда ему пойти, где его встретят и где он будет в своей тарелке. Англичане использовали институт масонства с целью создания собственной мифологии. Особенно это касается британских школ и университетов с множеством тотемов, практикой цветовой иерархизации, наименованием домов, названием позиций в школе, использованием символики. Так масонство было адаптировано под нужды нового проекта.
Школа стала важнейшим аспектом не только для самих британцев, но и для местных правящих колониальных классов, которые стремительно срослись с их колониальными вожаками. С одной стороны, школы призваны выращивать "рационального джентльмена", с другой стороны, когда Old Boy сталкивается с незнакомой ему ситуацией, иррациональность практически всегда берет верх. В таких случаях автоматически подключается привитая иррациональность, выраженная в системе ритуалов, символов и обычаев. Так, когда дело касалось имперской администрации, этот "школизм" был "ментальной гимнастикой", позволяющей офицерам совладать с проблемами без обращения к специалистам. Корни подобного отношения уходят в иерархическую структуру в школах, где было распространено надзирательство за младшими учениками. В школах культивировалась вера в то, что империя может быть управляема, как частная школа. Школьная атмосфера создавала уверенность в правильности всего британского.
Империи были нужны прежде всего уверенные в себе функционеры, на которых можно положиться. Например, в 1919 г. министерство по делам колоний перестало принимать людей для административных должностей в колониях по объявлениям. Вместо этого был запущен процесс рекрутирования кандидатов исключительно из числа предложенных учителями и директорами частных школ, а также преподавательским составом и руководством Оксфорда, Кембриджа и нескольких других университетов. То есть практически сразу после введения этой меры все руководство Британской империи представляло собой группу классово близких людей, имеющих одинаковые воспитание, манеры, привычки, внешний вид, мировоззрение и разделяющих одни ценности. Атлетизм и наградыВажнейший фактор в воспитании образцового английского джентльмена – атлетизм. Ничто в наследии школ или их мифологии не является таким же важным, как история атлетизма и игры. Командный спорт, в особенности крикет и регби, превратились в метафору тех ценностей и практик, которых придерживается ученик частной школы. Игры становились шаблоном для жизни. Однако не стоит путать британский школьный атлетизм с культом спорта. Мифология корней Британской империи была создана для иллюстрации парадокса: если не особо волноваться о победе, ты, скорее всего, победишь. Главным аспектом в школьном атлетизме является именно дух соревнования как процесса участия в игре, а также получение награды.
Вот случай, наглядно иллюстрирующий, насколько важное место в сознании выпускников занимает школа с ее ритуалами, обычаями и ценностями. Однажды дом губернатора Кипра, сэра Рональда Сторрза, спалила разъяренная толпа, обвинив его в симпатиях к Турции. В результате пожара Сторрз потерял практически все ценности, включая коллекцию антиквариата, драгоценности, наряды и личные сбережения. Но, как он отмечал, самой страшной утратой для него был приз за чтение поэм Гомера, выигранный им в школе Чартерхаус. История Сторрза говорит о присущем высшей элите Британии инфантилизме: Old Boy остается вечным школьником. Идеальный джентльменИдеалом выпускника частной британской школы является джентльмен, воплощающий в себе так называемое мускульное христианство, которое в британской оболочке можно описать как жесткую мужскую версию англиканства. Исследователь британских школ Алекс Рентон описывает случай, когда 13-летний ученик дает наставления новичку в школе. Прежде всего он советует не разговаривать слишком громко или дрожащим голосом, никогда не плакать и не проявлять эмоций, так как ни в коем случае нельзя показаться окружающим ребенком. Никогда не играть в каштаны, никогда не быть слишком настойчивым, так как это делает ученика уязвимым. Также важно не относиться с подлинным энтузиазмом к чему-либо, так как это делает ученика открытым к критике. Вести себя нужно обыденно, просто, не показывая, что ты можешь быть лучше, чем другие. Но самое важное – всегда держать осанку. Эти наставления, по сути, являются кодами, которые были приняты в детстве и перенесены выпускниками частных школ во взрослую жизнь.
Сами манеры, совмещенные с вежливостью и вкусом, являются доминирующей идеологией. На базе манер создан практически весь культурный консерватизм, который одновременно является и доказательством эффективности коммерческого общества (ведь джентльмены друг друга не обманут). Данная идеология абсолютно логично перешла и в школьную среду, где выращивание джентльмена, трудящегося на благо империи, стало основной задачей. Считается, что в любой ситуации самым страшным является потерять лицо, или "не соответствовать". Именно поэтому британская частная школа прививает своим ученикам прежде всего чувство необъятной уверенности в себе и в том, что по праву рождения англичанину позволено все. Тем не менее часто хорошая "порода" и наличие манер, смешанные с феноменом экстремальной сдержанности в проявлении эмоций, приобретают причудливые формы. Тотемы и атрибутыОдним из примеров проявления классового единения является привилегия надевать школьный галстук. Ношение галстука свидетельствовало не только о том, что ритуал посвящения пройден, но также означало наличие тесных связей дружбы, было символом отличия и принадлежности к элите. Школами прививалось и прививается убеждение: ношение школьного галстука означает, что мужчина должен прожить свою жизнь, неся символ своего юношества.
Английское высшее общество уделяет огромное внимание манере одеваться и говорить. Интересный пример проявления "соответствия" и привитых в школьное время манер. Майор Джеймс Кармайкл Мор, служивший британским политическим посланником в Кувейте с 1920 по 1929 гг., каждый вечер перед ужином надевал шерстяной смокинг, даже когда был лишь в компании своей жены. Как известно, кувейтский климат отличается аномально высокими температурами! Языковой фактор, символизм и эмоциональностьОтсутствие эмоциональности является важнейшей характеристикой британского правящего класса, а также ключом к пониманию его других отличительных черт и проявлений. Так, следует отметить известную английскую двусмысленность и намеренное запутывание собеседника в дебрях английского языка. Никогда "правильный" выпускник частной школы не будет откровенен до конца и не скажет, что он думает на самом деле. Он всегда оставляет место для маневра, и эта стратегия вырабатывается у него с первых дней жизни в школе как защитная реакция от издевок и унижений других учеников. По мере роста и укрепления престижа и влияния школы развивали собственные речевые диалекты.
Первой задачей после попадания в частную школу является стирание "региональных лингвистических различий" и приобретение учеником установленной манеры разговаривать. Она подразумевает употребление определенных слов, отсутствующих в речи обычных людей, усложнение предложений, использование конструкций, усиливающих эмоциональную нагрузку (ведь эмоционально они это не способны сделать), тон, скорость речи, четкость произношения. УниверситетыСледует также упомянуть о роли университета как завершающей стадии формирования элиты. Важно понимать, что образовательная функция не является доминирующей в университете. Основной задачей престижных британских университетов является последующая социализация, укрепление и расширение сети Old Boys. Более того, престижные университеты копируют структуру школ. Общежития школ перетекают в университетские колледжи, где сохраняется та же иерархическая структура, наполненная собственной мифологией, ритуалами, традициями и тотемами. Соблюдение ритуалов для представителей элиты абсолютно необходимо. Следование традициям и обычаям университета, так же как и школы, никогда не ставится под сомнение.
Университет и его колледжи, обладая своей мифологией, символами и ритуалами, соблюдают ту же систему принципов, что и школа, где манеры, атлетизм и уверенность в себе являются ключевыми достижениями. В университете существует своя система студенческой иерархии. Представители высших классов общаются друг с другом, ходят в одни и те же места, посещают определенные клубы, сообщества (прежде всего клуб дебатов Union Society), занимаются теми же видами спорта (регби, гребля, конное поло, стендовая стрельба), имеют похожую манеру общения (Public School English) и практически одинаковый внешний вид.
Прием на работу в крупнейшие компании теологов и историков скорее можно объяснить классовой солидарностью и знанием, что выбранный кандидат "соответствует" нормам и обычаям, характеризующим класс. Математики и представители технических профессий в большинстве своем ищут именно работу. Их беспокоит вопрос физического выживания, достойного и постоянного заработка. Что касается теологов, вряд ли можно сказать, что тот, кто четыре года изучал религию, надеется, что применение именно этих специфических знаний принесет ему какие-то значимые финансовые дивиденды. То, что студент выбрал изучение теологии, истории, философии и так далее, говорит о том, что для него работа остается игрой, что как раз определяет его функциональную многомерность, безразличность к вопросам физического выживания (за счет финансового обеспечения), наличие безграничной уверенности в себе (нужно быть действительно уверенным в себе, выбирая теологию и при этом надеясь на карьеру). С другой стороны, сам факт того, что студента не беспокоит социально приемлемая и хорошо оплачиваемая работа, определенным образом его характеризует. Такие кандидаты, естественно, набираются на более высокие позиции.
Конечно, существует крайне небольшая прослойка русскоязычных студентов, которые становятся немного ближе к элите посредством невероятного желания "соответствовать". Они копируют их акцент и внешний вид, имеют похожие манеры, занимаются тем же и стремятся быть "как они". Тем не менее максимально, чего может добиться такой студент, – это позиция "младшего товарища", который всегда останется русским. Вернуться назад |