Сравнительная карта Киевской митрополии Константинопольского Патриарха 1686 года в проекции на территорию современной УПЦ
Идея про возврат украинской Церкви под крыло Константинополя кажется чрезвычайно проста для всех жаждущих Томоса. Всего одним решением Константинопольского Синода все украинское Православие в одночасье возвращается под омофор Вселенского Патриарха, который уже будет волен делать с ним что хочет: принять раскольников с покаянием или без, превратить в митрополию, экзархат, автономную структуру или же даровать Томос про автокефалию. Однако у такого простого и «эффективного» решения есть некоторые проблемы. Давайте их же и рассмотрим.
Аргументы для отмены передачи Киевской митрополии банальны – она (отмена) якобы была неканоничной, а значит – и недействительной. Да и вообще, по словам Патриарха Варфоломея, Константинопольский Патриархат никому ничего не передавал: «Константинополь никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме права хиротонии Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании Вселенского Патриарха».Именно так сказал Патриарх Варфоломей после панихиды по новопреставленому митрополиту Перги Евангелу 1-го июля.
Слова Вселенского Патриарха – это типичный пример византийской казуистики. Действительно, в 1686 году Константинополь «не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо». Но дело в том, что в ХVII веке передача права хиротонии Киевского митрополита как раз и означала переход всей митрополии из одной юрисдикции в другую. О чем и написал тогда один из предшественников Варфоломея на Константинопольской кафедре Патриарх Дионисий IV Серогланис, который вместе с собором епископов (числом 21) принял решение о передаче Киевской митрополии в 1686 году. Кроме соборного определения Патриарх Дионисий написал два письма, одно – гетману Ивану Самойловичу, а другое – всем верным чадам Киевской митрополии, в которых он извещал их, что уступает митрополию Московскому Патриарху.
Аргументировать отмену передачи тем, что она была совершена с нарушением канонов, есть дело неблагодарное, поскольку оценка с этой точки зрения весьма субъективна. Опустим за скобки то, что разговоры о каких-либо «неканонических действиях» Патриарха и архиереев Констанинтинополя сами по себе оскорбительны для этой Церкви. Можно лишь рассуждать о том, насколько правильным был тогда этот шаг. Если быть до конца честным, нужно признать, что имеются как обоснованные аргументы «за», так и не менее обоснованные аргументы «против». Однако не вызывает никаких возражений то, что за более чем триста лет никто и никогда не заявлял об отмене решения о передаче Киевской митрополии, какое бы каноничное или неканоничное оно ни было.
И вот об отмене этого решения заговорили теперь. Заговорили в контексте инициативы Петра Порошенко об автокефалии и Томосе. Однако Киевская митрополия образца ХVII века и сегодняшняя Украинская Православная Церковь – это далеко не одно и то же. В состав Киевской митрополии входило совсем небольшое число епархий, а именно: Киевская, Луцкая, Львовская, Могилевская, Перемышльская, Полоцкая и Черниговская. Далеко не все они относятся к территории современной Украины и к территории, окормляемой Украинской Православной Церковью.
Киевская митрополия образца ХVII века и сегодняшняя Украинская Православная Церковь – это далеко не одно и то же.
В те времена границы епархий были определены не так четко, как сейчас. Да и разные исторические источники той эпохи в разной степени отличаются друг от друга. Но, с учетом этих оговорок, если наложить карту Киевской митрополии на современную карту украинских епархий и сопредельных Украине государств, то получается примерно такая картина.
Проекция Киевской митрополии по состоянию 1686 г. на современную карту Украины и соседних стран.Данное сравнение говорит о вполне очевидных проблемах.
Проблема первая
В Киевскую митрополию входили территории, расположенные не только в Украине. Часть из них находилась на землях нынешней Беларуси, Латвии и Российской Федерации: это Могилевская и Полоцкая епархии. В случае, если Фанар заявит об отмене Акта передачи Киевской митрополии, нужно будет каким-то образом переводить под омофор Константинопольского Патриарха и эти церковные структуры. Как это сделать – не знает никто. Еще меньшее число людей знает ответ на вопрос – «зачем?». Зачем Константинополю контроль за этими епархиями?
По словам Патриарха Варфоломея, которые содержатся в его послании Петру Порошенко по случаю 1030-летия Крещения Руси, все усилия Фанара имеют «конечной целью даровать украинской Церкви автокефалию». То есть речь идет об украинской ЕПЦ (ныне еще даже не существующей), а не российской, латвийской или белорусской. Зачем тогда Константинополю российские, латвийские и белорусские епархии? Да и несложно предположить, что духовенство и все верные чада этих епархий, услышав подобный абсурд, просто в недоумении пожмут плечами.
Еще сложнее ситуация с Перемышльской епархией. Она не только находится на территории Польши, но еще и входит в состав Поместной Польской Православной Церкви. На каких основаниях Фанар собирается забирать себе эту епархию? И опять же, зачем?
Можно, правда, сказать, что отмена передачи Киевской митрополии будет касаться только территории Украины, но тогда возникает закономерный вопрос: а на каких основаниях Константинополь делает такие различия? Почему отмена передачи одних частей Киевской митрополии будет, а других – нет? Раз уж отменять, так отменять полностью! Иначе может создаться впечатление некоторой, так скажем, особой заинтересованности Константинопольских иерархов именно украинской территорией. И если Перемышльская епархия древней Киевской митрополии сейчас находится в составе Польской Церкви и давно уже имеет автокефальный статус, то логично допустить, что Полоцкая и Могилевская епархии на землях современной России и Беларуси тоже отчаянно нуждаются в Томосе. Как быть с ними?
Проблема вторая
Территория Киевской митрополии в 1686 году не только выходила за границы сегодняшнего украинского государства. Она еще и в разы меньше современной Украины. На нынешней территории страны из той Киевской митрополии находятся только Киевская, Луцкая, Львовская и Черниговская епархии. А как же быть с остальными епархиями УПЦ, которые никогда за всю историю своего существования не входили в состав Константинопольского Патриархата? Например, такие епархии, как Одесская, Херсонская, Николаевская, Симферопольская, Донецкая, Криворожская, Луганская, Конотопская, Запорожская и многие другие? Все они учреждены уже в XVIII веке и позднее.
То есть, согласно планам нынешних церковных «патриотов-реформаторов», для того, чтобы вернуть Константинополю Киевскую митрополию, необходимо разделить Украинскую Православную Церковь на части. И ту часть, которая исторически входила в состав Константинопольского Патриархата, передать под омофор Патриарха Варфоломея, а ту, которая не входила, – оставить. Ведь у Фанара нет никаких исторических оснований и желания претендовать на те же Одесскую, Николаевскую, Криворожскую и так далее епархии. Или есть?
Но даже если каким-то фантастическим способом преодолеть две первые сложности: вычленить из УПЦ епархии, входившие в Киевскую митрополию, приплюсовать епархии из Польши России и Беларуси и передать это все на Фанар, возникает сложность третья.
Проблема третья
Внутреннее состояние этой «Киевской митрополии» тогда и сейчас. Дело в том, что 1686 год – это предпоследний год одного из самых трагичных периодов в истории Украины, названный красноречивым термином Руина (разруха). О катастрофических последствиях этого периода можно прочитать в любом учебнике истории. Вот например, цитата из учебного пособия авторства Н.Левицкой:
Н. Левицкая, История Украины
«Последствия Руины для Украины были ужасными. Она утратила территориальную целостность и государственную независимость. Национально-государственная идея уступила место региональным интересам. <…> В результате кровопролитной гражданской войны и иностранной агрессии украинские земли понесли большой материальный ущерб, массовое уничтожение культурного наследия и самое страшное – огромные человеческие жертвы»
Некоторые историки утверждают, что в результате трагических событий «Руины» население Украины сократилось на 65-70 % (!).
То есть Константинополь в 1686 году передал разрушенную, обезлюдненную территорию, исстрадавшуюся и истекшею кровью из-за нескольких десятилетий непрерывных войн и лишений.
А сегодня он заявляет (пока еще очень дипломатично) о возможности вернуть себе Киевскую митрополию в нынешнем, вполне благоустроенном состоянии. Со многими тысячами приходов, десятками монастырей, духовными школами и так далее!
Отмена передачи Киевской митрополии на юридическом языке означает реституцию. В юридическом словаре реституция в международных отношениях определяется как «форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения». То есть для того, чтобы все было справедливо и чтобы были соблюдены все юридические требования, Киевскую митрополию нужно довести до состояния 1686 года и только после этого передать обратно на Фанар?!
И наконец, проблема четвертая
Киевская митрополия, или Украинская Православная Церковь, – это что, какой-то неодушевленный объект, который можно передавать туда-сюда, совершенно не считаясь с его собственным мнением?! Епископат, духовенство и верующие – это что, рабы или крепостные крестьяне?! Это что, вещь, материальный актив или что-то подобное?! А может быть, это все-таки люди?! И, может быть, стоит все-таки узнать их точку зрения?!
Эта точка зрения была сформулирована 25-го июня 2018 года, когда практически все архиереи УПЦ единогласно приняли Заявление о том, что:
«Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская Православная Церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии. К тому же, эти попытки не вылечат, а только углубят раскол как в украинском Православии, так и в украинском обществе в целом. Архиереи единогласно подтвердили свое стремление соблюдения данной при рукоположении епископской присяге хранить верность Украинской Православной Церкви».
Украинская Православная Церковь сегодня пользуется такой самостоятельностью и независимостью, которую она не имела никогда за всю свою историю, в том числе и в тот период, когда она была частью Константинопольского Патриархата. Любое изменение канонического статуса приведет лишь к уменьшению этой независимости и к ограничению самоуправления. И даже если УПЦ получит автокефалию в том варианте, который предлагает Петр Порошенко, она будет независимой лишь формально, а на деле превратится из Церкви Христовой в один из атрибутов украинской государственности, о чем неоднократно заявлял Президент. И по факту Церковь попадет в жесткую зависимость от светских властей.
Говоря о любых пертурбациях в церковных вопросах, мы обязаны помнить, что Церковь – это тело Христово. И любые изменения статуса Церкви должны быть направлены исключительно к ее пользе и пользе ее прихожан.
Давайте зададим себе вопрос – а нуждается ли УПЦ в каких-либо изменениях извне? Она что, не способна удовлетворить духовные потребности украинцев? Прихожане Церкви не могут участвовать в ее таинствах? Может, недостаточно храмов? Все эти вопросы из разряда риторических.
Конечно, можно вспомнить членов раскольнических структур, которые стоят вне Вселенского Православия. Но каждый человек имеет полную свободу выбора. В истории Православия было немало расколов и всегда они решались тем, что раскольник возвращался к Церкви, а не тем, что Церковь приходила к раскольнику.