ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > The National Interest: Возможна ли российско-американская перезагрузка?
The National Interest: Возможна ли российско-американская перезагрузка?24-08-2017, 06:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
После
окончания Второй мировой войны буквально все президенты США пытались
перезагрузить российско-американские отношения. Гарри Трумэн признавался
в своем дневнике, что ему надоело «нянчиться» с Советами, когда те не
выполнили обязательства, взятые на себя в Ялте. Дуайт Эйзенхауэр,
действуя в «духе Женевы», пытался начать все заново с преемниками
Сталина.
Джон Кеннеди прилагал усилия по перенастройке отношений, для чего в
июне 1961 года прибыл в Вену на катастрофический саммит, положивший
начало возведению Берлинской стены и Карибскому кризису. Ричард Никсон
стремился к разрядке со все более косным брежневским руководством.
Джимми Картер в начале своего президентского срока тоже пытался изменить
условия российско-американских отношений, равно как и Рональд Рейган,
предложивший свою знаменитую новую стратегию — «мы выигрываем, они
проигрывают». Иногда такого рода перезагрузка была основана на
необходимости более жесткого поведения с Россией, а иногда она строилась
на стремлении найти взаимопонимание. Но после холодной войны все эти
усилия остались без ответа. В каждом конкретном случае возникали разные
раздражители и помехи, но в конечном итоге все эти действия потерпели
неудачу, потому что российский проект реформ в конце 1990-х годов стал
пробуксовывать. В результате Россия не стала составной частью
либерального международного порядка, а превратилась в ревизионистское
государство, чей основополагающий курс ограничивал возможности успешного
сотрудничества с Москвой. Именно поэтому перезагрузка Трампа наверняка
потерпит неудачу — что хорошо, так как удовлетворение сегодняшних
требований Кремля безусловно повлечет за собой принесение в жертву
традиционных американских интересов, пишет The National Interest.
Как и в прошлом, перезагрузка российско-американских отношений
начинается с оценки каждой из сторон интересов своей нации, как их
понимает политическое руководство. В советскую эпоху это означало
улаживание острого российско-американского соперничества ради
предотвращения просчетов, которые могли привести к ядерной конфронтации,
а то и к опустошительной войне. В такой войне с применением
термоядерного оружия масштабы разрушений стали бы просто немыслимыми.
После холодной войны возникли более прозаичные проблемы, связанные
главным образом с поддержанием и расширением нормативного, основанного
на правилах либерального международного порядка, составляющего то, что
Роберт Каган (Robert Kagan) называет «миром, сотворенным Америкой».
Поначалу в этих рамках предпринимались попытки включить Россию в
основополагающие структуры такого порядка. А в последние годы это
означает усилия по сдерживанию российских попыток оспорить такой
порядок.
Главным препятствием на этом пути является путинская
индивидуализированная система государственного управления, опирающаяся
на политическую и стратегическую культуру, которая подчеркивает глубоко
укоренившийся страх перед беспорядками, иностранной блокадой и внезапным
нападением. Такая система сосредоточена почти исключительно на
сохранении режима и на поддержке клептократии блатного капитализма,
появившейся из хаоса ельцинских лет. Легитимность этой конструкции,
которую лидер оппозиции Алексей Навальный называет «партией жуликов и
воров», зиждется на шатком фундаменте. Своим успехом путинская система
обязана представлениям о стабильности и нормальной жизни, которые
сложились в результате роста мировых цен на нефть. Это пошло на пользу
олигархам с нужными связями, поскольку правитель страны перераспределял
государственную собственность, действуя в той же манере, что и цари, а
позднее коммунистическая партия. Согласно концепции «патримониализма»
Макса Вебера, «при таком режиме права на суверенитет и имущественные
права сливаются воедино и становятся неотличимы друг от друга. А
политическая власть осуществляется таким же образом, как и власть
экономическая».
Цветные революции на российской периферии, начало которым в 2004 году
положила Украина, остаются самым серьезным вызовом для Москвы с ее
представлениями о национальных интересах. Для укрепления этой системы
потребовалось господство национальных СМИ, полировка имиджа Путина как
сильного лидера, снова сделавшего Россию великой страной, и разжигание
страхов в обществе перед тем, что Россия находится в кольце врагов (в
лице США и НАТО), вознамерившихся лишить ее законного места в мире. Это
отнюдь не значит, что Путин сохраняет полный цинизм в этом вопросе (хотя
он один из самых известных в мире циников). Однако, как любит
подчеркивать профессор Элиот Коэн (Eliot A. Cohen), проблема не в том,
что государственные деятели говорят то, во что не верят, а в том, что
они верят в то, что говорят.
Решение проблем Сирии и Украины, которые были главным яблоком раздора
между Вашингтоном и Москвой до вопиющего вмешательства последней в
американские выборы, стало бы затруднительной и даже непосильной задачей
для любого президента, особенно в силу того, что Путин смотрит на них в
контексте «цветных революций», видя их конечную цель в смене власти в
России. Чтобы удовлетворить Путина, перезагрузка потребует от США
уступок по Украине и европейской безопасности в обмен на сомнительные
российские обещания. Но президент, чей сын совершенно очевидно искал
дискредитирующий компромат на его оппонента в ходе избирательной
кампании, просто не сможет этого сделать.
И это очень хорошо, ибо уступки России наверняка повлекут за собой
действия дестабилизационного характера, какие мы наблюдаем в Сирии и на
востоке Украины.
Вернуться назад |