Если пришёл в продвинутый во всех отношениях современный театр и не
увидел на сцене россыпи резиновых фаллосов или главного героя
постановки, на котором из гардероба – обмотанное цветным скотчем
причинное место, значит театр поглощён «совком»... По крайней мере
именно такой ярлык вешается «продвинутой аудиторией».
Сел в
кресло в зале – мимо тебя пронеслась группа занятых в спектакле актёров с
початой бутылкой коньяка из буфета – а вот это уже искусство... Нет,
они вовсе не опоздали к началу действа... Это просто продвинутый
режиссёр «так видит». Театр он, понимаешь, везде – от вешалки и буфета
до зала – единое, понимаешь, пространство, и зритель должен это
прочувствовать на себе. Наркоманка в пьесе Островского – пожалуйста,
припадочная Джульетта с татуировкой в виде китайских иероглифов – тоже
пожалуйста. Педерасты, которые, простите, облизывают друг друга прямо на
сцене – тоже режиссёрское вИдение, причём таких режиссёров чаще всего
не смущает даже то, что ставят они спектакли по русской классике. Он же –
«художник». У него же такой взгляд...
Уже приходилось говорить о
том, что в современный театр ходить с ребёнком – опасная затея. Ведь
вздумаешь приобщить своё чадо к прекрасному – даже по школьной программе
– а там такие «А зори здесь тихие...» или «Братья Карамазовы» иной раз
дадут, что с режиссёром откровенно хочется поговорить по-мужски. Лучше
заранее справляться о режиссёре, чтобы не случилось так, что «по его
вИдению», старшина Федот Евграфыч Васков обязательно должен со всеми
своими подчинёнными, ну... вы поняли...
К
чему это всё? А всё к той теме, которая так активно обсуждается
общественностью после нашумевшего заявления Константина Райкина.
Началось всё с постановки «Все оттенки голубого» в театре «Сатирикон»,
возглавляемым Константином Аркадьевичем. Чтобы не вышло вариации на тему
«спектакль не видел, но осуждаю», ваш покорный слуга (автор материала)
обращает внимание не на спектакль «Сатирикона», а на заявление
К.А.Райкина по поводу якобы имеющейся в России «цензуры». Если вдруг
среди наших читателей есть те, кто не в курсе райкинского заявления, то
вот выступление Райкина на съезде союза театральных деятелей:
Несколько текстовых выдержек (публикация портала «Медуза»):
...меня
очень тревожат — я думаю, как и вас всех — те явления, которые
происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на
театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые,
агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще
всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм»,
«Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы
людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя
ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна —
дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на
свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — я не знаю, как
кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового
значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны…
Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры,
нашего искусства — наконец, был запрещён.
Я сейчас вижу, как на
это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причем
вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние
времена — в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши
начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими
сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь!
Я
помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм!
Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу
вернуться туда опять, эту мерзкую книжку читать. А меня заставляют
читать эту книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине и
народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не
верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли,
религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так
что — это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими
путями за нравственность, видите ли.
Почему
«ВО» поднимает эту тему? Ну, в самом деле, все эти потуги творческих
деятелей выставлять откровенную грязь под видом «гениальных
произведений» уже, простите за слэнг, достали. На круглых столах с
президентом деятели кивают головами, когда речь заходит о необходимости
активизировать работу в направлении гражданско-патриотического
воспитания, но как только отправляются обратно в свой мирок – играет
«гормон» - седина в бороду, бес в ребро. То несовершеннолетние
представители секс-меньшинств, к которым нужно относиться, понимаешь,
толерантно, то наркоманы, которых нужно понять и простить... То снова
фаллосы на сцене и откровенная порнуха вместо театральной постановки
русского театра.
Понятно, что бабло здесь правит бал, но ведь в
ситуации с обозлённым на всё и вся народным артистом РФ финсредства же
ещё и государственные. По данным СМИ, «Сатирикон» в 2016 году получил из
бюджета более 230 млн рублей! Для любого провинциального театра, где
ставят по-настоящему художественные произведения и не гонятся за
зрителем исключительно с помощью комедии или драмы «ниже пояса», это
астрономическая сумма. А для московского театра – норма... Так кто после
этого проплачен?.. И кем?..
Цензурой
его, понимаешь, загнобили... В юность Райкин, понимаешь, возвращаться
не желает, ибо там «сталинизЬм», «гэбня» и «мерзкая книжка, которую
заставляют читать».
Извините, конечно, Константин Аркадьевич,
всего несколько вопросов: Вы родились за колючей проволокой? Вы в
детстве и юности испытывали острую нужду?
Насколько мы –
граждане РФ – наслышаны, ваш отец – человек, которому грех было
жаловаться на советскую цензуру в частности и советскую власть в целом.
Аркадий Исаакович был по-настоящему любимым актёром, который ставил
острые пьесы, и сам в них участвовал в качестве актёра. Но чтобы его за
это «гноила кровавая сталинско-хрущёвско-брежневская гэбня» - это когда
такое было? В тот момент, когда он получал звание заслуженного артиста
РСФСР в «сталинском» 1948-м, народного артиста СССР в «брежневском»
1968-м? Или, быть может, когда становился лауреатом Ленинской премии (в
1980) и получал орден Героя Социалистического труда (в 1981).
И о
цензуре. Самое интересное заключается в том, что когда реальная цензура
в нашей стране существовала, на сцене, в кино и литературе выходили
по-настоящему гениальные произведения. – Произведения, которые и сегодня
хочется пересматривать и перечитывать. Что вышло гениального в
последние 25 лет? Если и вышло, то может быть пересчитано на пальцах
одной руки.
Что выходит сейчас? «Гениальным произведением» в
определённой среде принято считать всё то, что либо пронизано
русофобией, либо содержит откровенную низость, либо перевирает
историческую правду. Написал книжицу, в которой рассказал о «10
миллионах убитых грозненской опричниной жителей Московии за год» -
получай премию и признание от «эстетов», которым нет дела до того, что
стольких жителей при Иване IV на Руси не существовало по определению...
Снял фильм, в котором суть одна: запой, коррупция, супружеская измена,
грязь, суицид – и ты великий художник, гениальный творец...
Обратите
внимание, с каким огромным трудом продвигалось создание фильма «28
панфиловцев», но как быстро штампуются «киноочерки», в которых
«художник» представляет идею о том, что войну выиграл «генерал мороз», о
«трёх винтовках на троих» и «двух миллионах изнасилованных немок». Не
принято в нашей стране снимать фильмы и ставить спектакли о правде
бандеровских банд, польских концлагерях, в которых сгноили десятки тысяч
советских военнопленных. Ибо неформат... А что тогда формат? «Формат»
при полном отсутствии цензуры – это деньги, половой акт, извращение
ценностей, вседозволенность, безудержное потребление.
Нужно ли
возвращать цензуру? Сложный вопрос. Если для того чтобы стать зрителем
нового гениального произведения формата Бондарчука-старшего, Андрея
Тарковского, Леонида Гайдая и других мэтров отечественного искусства –
то вполне... Однако всё же хочется обратиться к современным деятелям
культуры: друзья, ну неужели у вас самих нет понимания самоцензуры -хотя
бы на предмет того, что искусство и гнилая пошлятина – разные вещи.
Есть гениальная скульптура Аполлона – и это настоящее произведение
искусство, а есть попытки акцента только на одном элементе этой
скульптуры с приближениями и смакованиями. Вот примерно второй вариант
отдельные «художники» и пытаются выдавать за озарение музы...
Автор: Володин Алексей
Использованы фотографии: http://www.liveinternet.ru
Вернуться назад