ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Амуро-Якутская магистраль — национальный проект, который неприятен либералам
Амуро-Якутская магистраль — национальный проект, который неприятен либералам7-11-2014, 14:48. Разместил: Иван1234567 |
Среди либералов, да и не только усиленно популяризируется мысль, что в современной России нет масштабных государственных проектов. А если они и есть — как например, прошедшая модернизация Сочи для подготовки к проведению Зимних Олимпийских игр — то служат исключительно для отмывания бюджетных средств, на что всячески намекали представители оппозиции. Тем не менее, такие проекты мало того, что существуют, они еще и весьма успешно реализовываются. К сожалению, о них не пишет либерально-оппозиционная пресса, не делает восторженных репортажей телеканал «Дождь». Им не находится места в блогах оппозиционеров. Попробуем восстановить этот пробел в информации, и расскажем об одном наиболее значимом инфраструктурном проекте, который был реализован в последние годы, и в то же время, пожалуй, наиболее неизвестном транспортном проекте последних лет — строительстве железной дороги до Якутска.
Так уж получилось, что строить железные дороги в условиях вечной мерзлоты — не просто сложное, а крайне сложное занятие. В советское время существовали многие проекты строительства трансполярных магистралей — знаменитые номерные стройки № 501 и № 503, которые должны были соединить железнодорожной линией Салехард и Игарку. В строительство было вложено немало средств, но, в конце концов, прокладка линии в полярных условиях оказалось слишком затратным мероприятием, даже для воистину безграничных возможностей СССР. Трансполярную магистраль так и не построив забросили, и сейчас большая её часть является разве что одним из мест для экстремального туризма. Строительство Байкало-Амурской магистрали вел с напряжением сил весь Советский Союз, она была нужна как воздух в качестве «дублёра» Транссиба, который на ряде участков подходил очень близко к границе с КНР — в то время недружественного для СССР государства. Но, если БАМ был благодаря советской пропаганде практически у всех на слуху, то не меньший по значению проект прокладки железной дороги до Якутска, который близок к завершению, в последние годы остался вне поля зрения средств массовой информации. 1239-километровая Амуро-Якутская железная дорога берёт свое начало на станции Сковородино Амурской области. В советское время был построен участок до станции Беркакит, после чего строительство магистрали было приостановлено.
Эту дорогу по праву можно назвать экспериментальной и инновационной. В процессе ее проектирования и строительства было подготовлено множество фундаментальных научных трудов, посвященных проблемам сохранения вечной мерзлоты и их решению. Ведь годовой диапазон температур в Якутии — около 100 градусов. Зимой морозы ниже 50 градусов, а летом может стоять 35-градусная жара. Поэтому на многих участках приходилось монтировать специальные установки, позволяющие сохранять отрицательные температуры в основании дороги даже летом. В итоге, строителям удалось решить все сложнейшие и интереснейшие инженерные задачи, которые поставила перед ними природа Якутии. Удалось порадовать даже экологов — сколько-нибудь серьёзных повреждений земляного полотна и экологии региона, чего очень и очень опасались защитники окружающей среды в 90-е годы — в ходе строительства не было допущено. Кроме того, проектировщики и конструкторы учли мощные паводки якутских рек, предусмотрев мосты и другие конструкции с большим запасом прочности. Всего на объекте возвели более 330 искусственных сооружений (из них — 85 мостов длиной до 100 м, 9 мостов — длиной свыше 100 м), построены станции, технические здания, разъезды и объекты электроснабжения, линии связи на всей протяжённости пути. На строительстве линии были задействованы свыше 400 единиц техники и более 3000 человек.
Амуро-Якутская магистраль стала самым масштабным проектом последних 30 лет и самым масштабным проектом, осуществлённым в последнее столетие в истории России. Специалисты ставят её в один ряд по значимости со строительством Транссиба в конце 19 — начале 20 века и БАМа в 60-80-е годы. Так почему же её так любят обходить своим вниманием либералы, оппозиционеры, критики индустриальной и экономической политики России последних лет? Скорее всего потому, что этот проект изрядно ломает шаблоны приевшихся либеральных штампов: оказывается, что далеко не всегда федеральный центр жирует за счет регионов в целом и Сибири в частности. Причём, на этом примере как раз видно, что без федерального центра масштабные проекты в регионах практически не осуществимы. Кроме того, активизация строительства пришлась как раз на годы, когда Россия свернула с губительного курса 90-х годов. И то, что не получалось построить в позднем СССР, а тем более, в либеральной России, вполне оказалось под силу в период правления Владимира Путина, который, как известно, вызывает устойчивое неприятие у оппозиционной тусовки. Не хочется признавать либералам и тот факт, что данная стройка была бы неосуществима без целого ряда научных исследований — им гораздо выгоднее считать, сколько мозгов из страны утекает ежегодно и скорбеть над гибелью российской науки. Не получится тут обвинить власти в распилах и откатах — хотя бы по причине незначительной затратной части всего проекта. Ну, а признавать его значимость и уникальность для условий развития России — не хочется либералам тем более, поскольку такое признание сразу выбивает у них все козыри обвинений нынешней власти и курса руководства страны внеэффективности.
Но, история все расставит на свои места. Несмотря на то, что Амуро-Якутскую магистраль российские оппозиционеры всячески стараются «забыть», сама дорога уже существует и будет функционировать долгие десятилетия — как напоминание о том, что современная Россия в состоянии осуществлять масштабные проекты с перспективой их дальнейшего развития.
Владимир Безбородов Оригинал публикации: http://politrussia.com/ekonomika/amuro-yakutskaya-magistral-natsionalnyy-proekt-kotoryy-nepriyaten-liberalam-749/ Вернуться назад |