ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Мем о "сырьевом проклятии": нефтяная игла
Мем о "сырьевом проклятии": нефтяная игла5-02-2014, 17:17. Разместил: Moroz50 |
|||
Россия давно и плотно сидит на нефтяной игле — это общеизвестный мем. И в каком-то смысле это правда: доля экспорта сырой нефти и газа в общем экспорте, по данным Федеральной таможенной службы, уже несколько лет держится на уровне 44—47 процентов. Но игла подразумевает бесперспективную жизнь наркомана, — с нее практически невозможно соскочить. Как только закончатся нефть и газ, Россию ждет неминуемый крах, потирая ладошки, убеждают нас недруги. К счастью, все говорит за то, что к тому времени наша страна станет другой. И сейчас мы в этом убедимся. На сайте ФТС среди данных по экспорту основных товаров есть строки "Нефть сырая" и "Газ природный". Если их сложить, мы и получим экспорт необработанных углеводородов (данные по произведенному топливу включать сюда не вполне корректно, поскольку нас обвиняют именно в экспорте сырья). Однако мне интересно, на что тратятся эти бешеные деньги. Для этого посмотрим данные из раздела об импорте основных товаров. Больше всего денег значится в строке "Машины и оборудование". То есть, мы давно и очень активно закупаем современные основные средства производства. Имея такую табличку перед глазами,
Впрочем, если оглядеться по сторонам непредвзятым взглядом, они видны уже и сегодня — по продуктовым магазинам, где продаются, в основном, наши товары, по импортным автомобилям, собранным на наших заводах (потихоньку мы их начинаем экспортировать — есть и такие данные).
На машины и оборудование приходится практически половина того, что закупалось и закупается Россией все последние годы. В прошлом году тенденция не изменилась — доля в импорте основных средств производства за 11 месяцев — 50,6 процента. Постараюсь не пропустить момент, когда на сайте Федеральной таможенной службы появятся отчеты за весь прошлый год. *** Проверить данные можно так. Заходим на сайт ФТС, далее Таможенная статистика внешней торговли — Архив — Внешняя торговля Российской Федерации по товарам. Откровенно говоря, я не особо сомневался, что деньги, вырученные от продажи углеводородов, идут на дело. Теперь убедился. Надеюсь, для кого-то эти данные окажутся полезными. Да, нам повезло, что у нас есть газ и нефть. Ничего постыдного я в этом не вижу — грех этим Божьим даром не воспользоваться. Вот и пользуемся. По-моему, вполне по-хозяйски. *** От редакции "Россия навсегда": В строку и свежий анализ Алексея Топалова ""Роснефть" сыграла на британцах". Примечательно, что Росенфть показала в 2013 году рекордные финансовые результаты, но
"Свободный денежный поток "Роснефти" вырос более чем в 4,5 раза, увеличившись с 43 млрд руб. до 201 млрд руб. Причем это без учета предоплаты, полученной по долгосрочным контрактам в 2013 году.
При этом, как пишет "Интерфакс" со ссылкой на слова Игоря Сечина, деньги, полученные в качестве предоплаты от китайской CNPC (по условиям контракта от 2013 года российская компания должна получить авансом $70 млрд из общей суммы в $270, и $20 млрд "Роснефть" уже получила), пойдут не на оплату долга, а на стратегические проекты". Именно стратегические проекты Роснефти имеют и очень сильную промышленную составляющую. Это и масштабная модернизация НПЗ, и строительство судов и танкеров.
Игорь Сечин озвучивал, что "По предварительным оценкам только для стадии "Разведка" по западно-арктическим шельфовым проектам компании Роснефть минимальные потребности в современной морской технике оцениваются в 15 платформ и 20 судов сейсморазведки; и далее, в случае коммерческого открытия, на стадиях "Обустройство" и "Добыча" — еще 106 платформ различного типа и около 400 судов обеспечения и судов другого назначения. И это только для проектов в Карском море, без учета других лицензионных участков на арктическом шельфе и на Дальнем Востоке.
Для решения данной задачи Компания инициировала программу создания специализированного инжинирингового и промышленного кластера в области судостроения, с приобретением и локализацией недостающих технологий. Новые верфи должны обеспечить строительство судов снабжения ледового класса; судов сейсморазведки; специализированных судов обеспечения; нефтеналивных танкеров до 350 тыс. т.; танкеров-газовозов до 200 тыс. м3; буровых судов; самоподъемных и полупогружных буровых установок; ледоколов.
Завершение программы строительства верфей с выходом на полную продуктовую линейку планируется к 2020 г. Приглашаем к совместной работе всех заинтересованных технологических партнеров в области создания специализированной морской техники, инжиниринга и инфраструктуры".
Таким образом сырьевые сектор становится локомотивом для промышленности и, в частности, способствует задачам экномической реинтеграции постсоветского пространства. В частности, озвучивались и проекты совместной промышленной кооперации с Украиной. На Украине Роснефть модернизирует свой Лисичанский НПЗ, актуальны и планы постройки Украиной танкеров-газовозов для России. Озвучивались планы совместных с Украиной проектов и на шельфе Черного моря. Вернуться назад |