© РИА Новости Екатерина Штукина
Вполне возможно, что стремлению России к созданию более открытой экономики приходит конец. В среду в газете «Ведомости» появилась информация о том, что после нескольких месяцев интенсивных проверок российских спецслужб страну покинул главный экономический советник российского премьер-министра Дмитрия Медведева Сергей Гуриев. Если это так, то бегство Гуриева стало далеко не первым случаем давления на ближайшее окружение Медведева. Его соратники подвергаются преследованиям, их отправляют в отставку, они вынуждены уезжать из России. В связи с этим судьба либерально мыслящего российского премьера и его амбициозных экономических реформ оказывается под большим вопросом.
За последнее десятилетие Медведев выполнял в Кремле две функции: он разрабатывал и осуществлял либеральный экономический и финансовый план перехода страны к стабильному будущему и создавал противовес воинствующим силовикам из аппарата безопасности, которые традиционно доминировали в правительстве. Когда специалист по гражданскому праву Медведев был президентом с 2008 по 2012 годы, он начал серию амбициозных экономических проектов, получивших название «программа приватизации и модернизации». Цель этой программы состояла в приватизации части крупных государственных предприятий и корпораций с целью их модернизации совместно с зарубежными партнерами при помощи иностранных технологий и денег. Большая часть этих гигантов была создана в первые два президентских срока Владимира Путина.
На протяжении всей своей истории Россия время от времени пыталась проводить радикальные экономические реформы, открываясь навстречу иностранной помощи и пытаясь добиться крупных успехов в деле индустриализации. Последняя фаза включала несколько составляющих. Во-первых, была предпринята попытка капитально изменить в лучшую сторону облик России в глазах мирового сообщества после десятилетнего периода, когда Россия вытесняла из страны иностранные инвестиции и совершала агрессивные маневры у себя на периферии. Во-вторых, Москва попыталась привлечь большие деньги. Первоначальной целью таких инвестиционных программ в 2009 году была цифра в 50 миллиардов долларов. Тогда Россия только начинала ощущать последствия глобальной рецессии и снижения цен на нефть. В-третьих, Кремль начал думать о том, как создать такую экономику, которая в долгосрочной перспективе будет более успешно выдерживать мировые потрясения, семимильными шагами идя вперед в вопросах технологий, инвестиций и менеджмента. В-четвертых, Кремль решил создать стратегические партнерства с иностранными компаниями и государствами, которые могли бы действовать в России, а также сформировать систему свободного альянса между Россией и этими государствами. И наконец, Медведев попытался создать противовес подавляющей власти и влиянию силовиков из служб безопасности, которые взяли под свой контроль многие стратегические предприятия и отрасли в России.
Медведевские реформы вызвали тревогу, особенно в российских кругах силовиков, которые опасались роста иностранного влияния, подрывающего государственную власть. Таково традиционное отношение России к экономическим реформам: интересы национальной безопасности обычно берут верх над интересами экономического развития. При поддержке Путина медведевские реформы могли перебороть такое сопротивление.
Но в последние четыре года планы либерализации Медведева столкнулся с серьезными препятствиями, среди которых рецессия в России, отсутствие интереса к ней со стороны инвесторов в Европе, погрязшей в собственном экономическом кризисе, и политическая рокировка, в результате которой Медведев и Путин поменялись местами. Тем не менее, Кремль сказал, что в 2013 году будет продолжать процесс модернизации и приватизации. В частности, он заявил о планах частичной приватизации самых влиятельных российских корпораций, таких, как нефтяной гигант «Роснефть», РЖД и банк ВТБ. Открытые торги по акциям ВТБ должны были пройти в апреле.
Некоторые события прошедшего месяца говорят о том, что планы Медведева по либерализации российской экономики - это уже удел прошлого. Во-первых, в конце марта была отложена программа приватизации ВТБ. Затем ушли либо были вынуждены покинуть свои посты некоторые главные советники и союзники Медведева, такие, как Владислав Сурков, а теперь и Гуриев. Ходят слухи, что некоторые последователи Гуриева тоже покидают свои должности. Будучи одним из медведевских технократов, Гуриев внес немалый вклад в разработку его экономических планов по развитию России. В стране также началась кампания против Медведева в средствах массовой информации, организаторы которой обвиняют премьера в экономических и социальных проблемах. А 23 мая Путин поставил Медведеву ультиматум, потребовав от него к 7 июня обеспечить выполнение всех президентских указов. Непонятно, что будет, если Медведев не сделает этого.
У всех этих событий есть такое объяснение, как идущая в стране антикоррупционная кампания и те экономические последствия, которые Россия продолжает испытывать от европейского кризиса. Кроме того, налицо постоянная борьба за власть между различными группировками внутри Кремля. В последние годы чрезвычайно ужесточилось соперничество между силовиками и группой Медведева, и оно еще больше усиливается в связи с тем, что Путин реорганизует свою элиту и начинает планировать будущее России без Медведева. Похоже, что на сей раз обычно разрозненная группировка силовиков сосредоточенно пытается перебороть команду Медведева.
Но за решением Путина допустить ослабление позиций Медведева кроются и более важные причины экономического характера. Когда Медведев начинал свою программу либерализации, Россия была сильна финансово, политически и экономически. Она могла заигрывать с идеей ослабления кремлевского контроля над страной. Кремль находился в таком положении, что мог добиваться получения в значительных объемах иностранных технологий и инвестиций за счет более или менее прозападных экономических планов. И лицом такого сдвига был Медведев – ориентированный на Запад юрист и специалист по гражданскому праву.
За прошедший год в России увеличилось число крупных коммерческих сделок, среди которых партнерства Роснефти с BP и ExxonMobil, и соглашение о сотрудничестве между РЖД и компанией Siemens. Москва также проявляет повышенный интерес к инвестициям из таких стран, как Япония и Китай. Однако России удается получать инвестиции и технологии, а также создавать партнерства, не занимаясь всерьез либерализацией.
Россия удерживает иностранное влияние под контролем, принимая жесткие социальные меры (такие, как ограничения, накладываемые на иностранные неправительственные организации, и репрессии против оппозиционного движения), и в то же время пользуется выгодами от отношений с зарубежным бизнесом. Путин нашел способ получать многое из того, что необходимо России, не прибегая к реализации либеральных реформ Медведева. Теперь вопрос заключается в следующем: сумеет ли Путин и дальше привлекать в страну иностранный капитал для обеспечения более стабильного экономического развития России, отказываясь при этом от реальных реформ, которые могут ослабить власть Кремля.
Оригинал публикации: The End of Russia's Latest Liberalization Phase
Вернуться назад
|