ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Сергей Глазьев: «Потенциал РАН недоиспользован»
Сергей Глазьев: «Потенциал РАН недоиспользован»13-03-2013, 00:30. Разместил: virginiya100 |
||
В современных условиях перехода к экономике знаний и непрерывному инновационному процессу не менее 2/3 предприятий в передовых странах осваивают инновации. Для того, чтобы этот процесс активно развивался и в нашей стране, необходимо существование и активная поддержка соответствующей научно-технологической среды. Она включает развитую базу фундаментальных знаний и поисковых исследований, институты прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, сеть опытных производств и механизмы внедрения новых технологий. В советское время эта среда функционировала следующим образом. Академия наук отвечала, в основном, за проведение фундаментальных исследований, передавая получаемые знания для прикладных исследований в отраслевые НИИ и КБ. Последние входили в научно-производственные объединения и воплощали научные знания в новых технологиях, которые «обкатывались» на опытных предприятиях и внедрялись затем на серийных заводах. В результате массовой приватизации в начале 1990-х годов научно-производственная кооперация была полностью разрушена. Отраслевая наука сохранилась только в госсекторе, главным образом в оборонной, аэрокосмической и атомной промышленности. Сложившаяся во время «шоковой терапии» ситуация напоминает положение российской науки в 1920-х годах. Тогда, в целях научного обеспечения индустриализации, было принято единственно возможное решение – создать АН СССР. В последующем, по мере вызревания прикладных научных направлений, из Академии наук выделялись отраслевые институты, которые выступали в роли организаторов разработки и внедрения новых технологий. Разумеется, в современных условиях этот опыт может быть применён в иных формах, соответствующих механизмам открытой рыночной экономики. Так, в академических институтах могут создаваться ориентированные на проведение прикладных исследований лаборатории; на их базе в последующем формироваться внедренческие фирмы, вырастающие в случае успеха в коммерческие предприятия. На основе договоров с корпорациями, венчурными и инвестиционными фондами академические институты организовывали бы специализированные подразделения, которые, приобретая затем форму венчурных кампаний, выходили бы на рынок с коммерчески успешным продуктом. Форм коммерциализации научно-исследовательских разработок может быть множество. Главным условием их успешного создания является наличие дееспособных исследовательских коллективов, обладающих глубокими знаниями и окрылённых перспективными научно-техническими идеями в своей области. В Академии наук имеется благоприятная среда для «выращивания» таких коллективов. Многие из них уже добились значимых коммерческих успехов, отпочковавшись в своё время от академических институтов. Именно в академической среде созидателей достигается максимальная отдача от государственных средств, выделяемых для стимулирования инновационной деятельности. Десятилетиями успешно работающие и концентрирующие научно-исследовательский потенциал мирового уровня наукограды являются естественной площадкой для создания мощных инновационных «инкубаторов». Академия наук является крупнейшим в стране экспертным сообществом, потенциал которого пока используется государством в незначительной степени. Между тем, в отличие от бизнес-сообщества оно ориентировано на создание и использование новых знаний и технологий, а не на максимизацию прибыли. Как свидетельствует вся история РАН, это сообщество учёных и специалистов способно выдвигать и реализовывать крупнейшие инновационные проекты, в результате которых в стране сейчас имеются надёжный ракетно-ядерный щит, авиационная промышленность и атомная энергетика, разведанные запасы природных ископаемых и системы связи, передовые медицинские и образовательные центры. Ориентация на высшие научно-технические достижения, фундаментальные знания и решение сложных проблем общегосударственного значения делает научное сообщество РАН надёжной опорой президента Владимира Путина в реализации его курса на новую индустриализацию экономики и её перевод на инновационный путь развития. Вовлечение РАН в подготовку важных государственных решений обеспечило бы их объективную экспертизу исходя из национальных интересов, позволило бы избежать ошибок и выработать оптимальные пути достижения поставленных главой государства целей развития России. В формируемой сегодня государственной системе стратегического планирования необходимо предусмотреть участие и Академии наук. Она могла бы разрабатывать долгосрочные прогнозы и давать оценку приоритетных направлений научно-технического и социально-экономического развития страны. Организовать постоянную экспертизу проектов государственных программ, прогнозов и концепций развития РФ, субъектов Федерации, единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. Следует создать систему реализации ключевых инновационных проектов, разрабатываемых лабораториями и институтами РАН, активизировать участие Академии наук в образовании и подготовке кадров высшей квалификации. РАН могла бы проводить экспертизу учебников, рекомендуемых для системы среднего и высшего образования; обеспечить подготовку учебных пособий для вузов; создать открытый академический университет, который предоставлял бы образовательные услуги также в дистанционном режиме. Важнейшее значение имеет организация глобального мониторинга результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), который могла бы обеспечить Академия наук. Незаменима её роль в популяризации новых знаний и формировании ценности знаний, для чего необходимо создание академического телевизионного канала; восстановление и развитие сети научно-популярных журналов и сайтов, включая детские и юношеские издания; организация выпуска научно-популярной видеопродукции; активизация работы общества «Знание» под кураторством РАН. Осуществление этих предложений целесообразно сочетать с оптимизацией управления научно-техническим развитием и модернизацией экономики под началом исполнительной власти. Для её ориентации на новую индустриализацию и инновационное развитие целесообразно создать специальный межведомственный орган, включающий представителей всех министерств и ведомств, отвечающих за инновационную политику в соответствующих отраслях. Этот орган отвечал бы за проведение государственной инновационной и научно-технической политики. Вернуться назад |