ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Сергей Марков: «Вакханалии в образовании приходит конец»

Сергей Марков: «Вакханалии в образовании приходит конец»


21-02-2013, 13:57. Разместил: virginiya100

Политолог Сергей Марков: «Вакханалии в образовании приходит конец»


20 февраля 18:00
 
Владимир Путин выразил несогласие с предлагаемыми новациями в преподавании русского языка и литературы, а также заявил о необходимости разработки единого учебника по истории России. Комментирует проректор Российского экономического университета им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог Сергей МАРКОВ.
Политолог Сергей Марков: «Вакханалии в образовании приходит конец» - Сергей Марков. Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».
Сергей Марков. Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».

Залог успешного развития страны Владимир Путин видит в том, чтобы «люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности, осознавали себя гражданами единой страны». Почему это заявление президента РФ, сделанное им на заседании Совета по межнациональным отношениям, приобретает особую актуальность?

 

Дело не только в достижении гармонии и согласия между нациями и народностями, представителями разных конфессий. Многих наших соотечественников давно волнует вопрос: на воспитание каких людей нацелены учебные программы в высших и средних учебных заведениях? Как известно, в январе разразился скандал по поводу разработанных в министерстве образования и науки «федеральных государственных образовательных стандартов».

 

Речь, в частности, шла о том, что это ведомство решило не включать в программу по изучению русской литературы в 10–11 классах ряд великих отечественных писателей. Других классиков старшеклассники должны были освоить в «усечённом» виде, а место известных мастеров пера второй половины XX века и реалистов начала нового столетия должны были занять некоторые экспериментаторы-постмодернисты. Мало того, Минобрнауки и Российская академия образования  предполагали «слить» в один предмет русский язык и литературу. При этом часы преподавания литературы, согласно «стандарту», резко сокращались: с 210 до 140. Возмущение общественности не заставило себя ждать. Среди протестующих оказались депутаты Государственной думы, известные журналисты и политологи. Ведь речь шла о покушении на  русскую словесность, гуманитарное образование.

Почему это стало возможным? На мой взгляд, за предлагаемыми «реформами» скрывалось  желание их авторов, рыночных фундаменталистов, «привести в соответствие» образовательную сферу с утвердившимися социально-экономическими реалиями. То есть ввести в практику подготовку  не граждан своего Отечества, а рыночную рабочую силу для работодателей. А последней, мол, не нужно знание русского языка и русской литературы в полном объёме, для неё достаточно «технических», утилитарных знаний.

 

Как показало недавнее выступление Владимира Путина, надежды радикальных реформаторов тщетны. По крайней мере, при нынешнем президенте, который считает, что плохое знание русского языка «разрушает страну».

 

«Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, – заявил Владимир Путин. – Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин России». Фактически президент призвал к позитивной, созидательной деятельности в области образования, поэтому настойчивые попытки иных либералов протолкнуть в учебные программы носителей постмодернистских и прочих антиобщественных «ценностей» заведомо обречены на провал.

 

Кроме языка и литературы «граждане должны знать подлинную историю единения народов, собирания российских земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему». Президент высказал то, что давно уже «накипело» у миллионов наших соотечественников. Вакханалиям разного рода недоброкачественных, основанных на сомнительных фактах, а то и обливающих грязью деяния наших предков «учебных пособий» приходит конец. Владимир Путин совершенно справедливо считает необходимым разработку единых учебников истории России для средней школы. Такие учебники  должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». В самом деле, историки-профессионалы могут вести дискуссии на страницах специализированных изданий. И необходимость выпуска книг с разными точками зрения для старшеклассников и молодёжи никто не отрицает.

 

Но надо понимать: история для граждан – это основа общенационального мировоззрения. Вот почему в учебниках должны быть даны консенсусные версии основных происшедших событий, показаны их главные герои и антигерои. Такой подход поможет обретению национального единства и осознанию народом, нынешним поколением своего места в истории страны и места страны в мировой истории. Нужно не только бороться с недругами России, но и развивать общественное сознание: выпускать популярные и в то же время доброкачественные исторические книги, создать серию фильмов о героях России, на которых   будут воспитываться те, кто придёт нам на смену.


Вернуться назад