ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Крах либерализма?
Крах либерализма?24-01-2013, 14:59. Разместил: VP |
Фото:
Wikimedia.org Взятие Бастилии 14 июля 1789 положило начало Великой французской революции, девизом которой стали слова "Свобода! Равенство! Братство!". Картина Жан-Пьера Уэля
За сравнительно короткий промежуток времени – последние два-три десятилетия – мы стали свидетелями сначала триумфа либерализма в международной жизни, проявившегося в укреплении международного сотрудничества, расширении политики экспорта демократии, широком признании гуманитарной составляющей внешней политики, а затем и его заката. Сегодня государства возвращаются в мировую политику, а понятие «национальные интересы» снова отодвигает на задний план наднациональные и глобальные интеллектуальные конструкты. Свидетельствует ли этот реванш государств со своим видением мира о крахе либерализма в международных отношениях? Исчерпана ли эта перспектива развития мировой системы? Сочетается ли либерализм с углублением глобализации, могут ли и должны ли глобальные проблемы разрешаться либеральными методами?
Либерализм – это свобода, равенство и...
Либерализм – это одновременно сложная и простая система взглядов на окружающий мир, которая формирует идеальный образ политической системы государства, экономики и системы международных отношений на основе принципов, исходящих из признания приоритета человеческой личности. Общие для либеральных взглядов принципы включают индивидуализм, эгалитаризм и универсализм [1]. Под индивидуализмом понимается этическое превосходство человеческой личности над коллективом; эгалитаризм предполагает всеобщее моральное и политическое равенство; универсализм отодвигает культурные, религиозные и индивидуальные различия на второй план, а главным видит общность людей между собой. Добавим, что либерализм верит в прогресс и в способность людей изменять мир к лучшему.
Фото: www.elblogsalmon.com
Конфликт между стремлением одних стран к свободной торговле и стремлением других к протекционизму мешает прогрессу в рамках Дохийского раунда переговоров по ВТО
Исторически либерализм означал скорее определенный набор философских принципов познания и изменения мира и лишь позднее стал политической концепцией, точнее набором политических концепций. Либерализм как моральная философия сегодня – это, прежде всего, признание принципов свободы и равенства, это ситуация, при которой, по А. Вулфу, как можно больше людей будут иметь возможность сами определять, как строить свою жизнь [2]. Вторая основа либерализма – честное и беспристрастное применение одинаковых правил ко всем без исключения. Третья особенность либерализма носит социально-моральный характер и трудно поддается определению. Суть ее состоит в том, чтобы больше включать и объединять, чем исключать, чаще принимать, чем запрещать, уважать, а не клеймить, сочувствовать, а не злорадствовать.
Как видим, либеральная идея обладает достаточно целостной и привлекательной моральной основой, которую трудно, да и не нужно оспаривать. Трудности и противоречия начинаются при столкновении либеральных принципов с жизнью. Признание приоритета личности может в некоторых ситуациях трактоваться как игнорирование интересов общества, эгалитаризм – как ханжество и признание власти денег, универсализм – как благословение вседозволенности, сексуальной распущенности, антисоциального поведения. Дьявол, как водится, скрыт в деталях, в том, как эти принципы реализуются на практике. Принципы либерализма часто привлекают самодостаточных, энергичных, уверенных в себе людей. Но что делать людям, черпающим уверенность в себе в своей принадлежности к тому или иному народу, государству? Противовесом либерализму выступает консерватизм, делающий акцент на ценностях традиции, порядка, принадлежности индивида к целому – государству, народу, семье. Нередко консерватизм приобретает религиозный оттенок, опираясь на морально-этические ценности той или иной конфессии.
Развитие общества и экономики строится на столкновении и взаимодействии этих базовых принципов – частного и целого, индивидуального и общественного. Международные отношения также развиваются диалектически, и либерализм здесь – одна из основных идеологий, политических философий развития. Либерализму противостоит реализм (национализм) или, другими словами, государственнические идеологии и доктрины.
Либерализм в международных отношениях
Фото: collapseofindustrialcivilization.com
Либералы считают необходимым привлекать крупные многонациональные корпорации к обсуждению и решению проблем мировой политики
Главным в либерализме как школе изучения и формирования мировой политики является то, что либеральная мысль выводит внешнеполитическое поведение государств из их внутреннего устройства. Так, демократические правительства, по логике либералов, выполняют волю избирателей, которые требуют от них мира и роста благосостояния. Избиратели не хотят посылать своих сыновей на фронт и оплачивать военные расходы, следовательно, демократические правительства будут проводить миролюбивую политику. Авторитарные (тоталитарные) государства базируются на силе и подавлении человеческого достоинства, поэтому они легко жертвуют благосостоянием и жизнями своих подданных для достижения своих целей – а их целями, по определению, являются силовое превосходство над соседями и престиж, основанный на силе.
Либерализм в международных отношениях делает акцент на роли негосударственных акторов и институтов. Либералы признают крупные многонациональные корпорации, международные правительственные и неправительственные организации полноправными участниками международных отношений и считают необходимым привлекать их к обсуждению и решению проблем мировой политики.
Либерализм рассматривает экономические интересы как основной драйвер развития международных отношений. Эта школа мысли исходит из того, что именно мировой рынок, а не государства, способен обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов и, следовательно, построить наилучший из возможных миров для жителей планеты. Либеральные исследователи и политики уделяют особое внимание экономическим (торговым, финансовым) причинам конфликтов и войн и считают торгово-экономическое сотрудничество, открытую торговлю, прямые иностранные инвестиции и свободные финансовые рынки лучшим механизмом обеспечения мира. Говоря обобщенно и упрощенно, миром, по мнению либералов, правят частная инициатива и материальный интерес, тогда как их вечные оппоненты-реалисты (националисты) утверждают, что эту роль выполняют идеи, стремление к власти и жажда престижа.
Либеральные и реалистические подходы, несмотря на кажущуюся несочетаемость, успешно сосуществуют в мировой политике. Либерализм в той или иной степени присутствует во внешней политике всех государств, даже России, с ее традиционным пониманием международной сферы как конкурентной среды, исполненной опасностей, где основную роль играют государства, озабоченные обеспечением собственной безопасности и превосходства над другими государствами.
Будущее у либерализма сохраняется. Он не может и не должен победить, он должен просто быть и развиваться, так как залог поступательного развития мира – в вечном споре либерализма и реализма.
Справедливо будет и утверждение, что, несмотря на преобладающую либеральную риторику, акцентирующую роль международных институтов сотрудничества, свободной торговли и открытых финансовых рынков в укреплении международного мира и безопасности, ни одно государство или надгосударственное объединение (например, Евросоюз) не проводит стопроцентно либеральную внешнюю политику. Во внешней политике ведущих государств всегда есть место борьбе за влияние и престиж [3], и даже те страны, которых называют «либеральной империей» [4], на деле либеральны лишь отчасти. Например, Соединенные Штаты, всерьез озабоченные ростом экономической и военной мощи Китая, считают азиатского гиганта стратегической угрозой своей национальной безопасности только потому, что КНР становится сопоставимой с США по мощи державой. Г. Киссинджер сформулировал это так: «Как только Китай станет достаточно силен, чтобы действовать самостоятельно, он откажется от нас. Несколько позже он может даже повернуть против нас, если того потребует его понимание собственных интересов» [5].
Соотношение либерализма и реализма в мировой политике со временем меняется. Так, период с 1972 г., когда президент Р. Никсон отменил золотые гарантии по американскому доллару и тем самым положил начало процессу перестройки мировой валютно-финансовой системы, был отмечен усилением либеральных тенденций в мировой политике. Они стали преобладающими после либеральной революции Р. Рейгана, М. Тэтчер и Г. Коля и особенно после окончания «холодной войны». Важнейший вопрос о курсах национальных валют, а, следовательно, и о конкурентоспособности национальных экономик ушел из-под контроля государств и был отдан на откуп рынкам. Постепенно государства отказались от контроля над перетоком капитала через национальные границы, была либерализована мировая торговля, в развитой части мира было разрешено практически свободное перемещение людей. На протяжении 1980–2000-х годов все громче звучали голоса тех, кто предсказывал либерализму окончательную победу в международной системе, мотивируя это тем, что эпоха глобализации не оставила места развитию национальных эгоистических интересов. Либеральные политики утверждали, что будущее – за сотрудничеством государств, и гарантией этого сотрудничества становятся интересы свободы и процветания граждан демократических государств, преобладающих в современном мире [6].
Фото: katiewhy.deviantart.com
Внешнеполитический либерализм подходит к своему столетию (если отсчитывать его возраст от инициатив президента США В.Вильсона) в ослабленном состоянии
Сегодня на фоне продолжающегося мирового экономического кризиса мы видим потерю либерализмом своих позиций, возвращение государства в мировую политику и его наступление на позиции рынков [7]. Усиливается государственное регулирование, вводятся ограничения на сверхсвободное перемещение капитала, государства усиленно стимулируют собственный экспорт и стараются защищать отечественного производителя. Либеральная внешняя политика отступает и по моральным причинам: многие важные вопросы международной жизни так и не были решены, нередко либеральные принципы внешней политики чудесным образом использовались для вполне «реалистической» борьбы.
Либеральной перспективе международных отношений угрожают и другие процессы, разворачивающиеся в мире на наших глазах. Во-первых, во многих странах укрепляются идеологии, способные развиться в тоталитарные и акцентировать силовой компонент в международных отношениях (наглядный пример – «арабская весна» со своими идеологическими и политическими последствиями). Во-вторых, индивидуализм, неотделимый от либерализма, входит во все большее противоречие с необходимостью решать назревшие глобальные проблемы. Отсюда – провалы таких проектов, как Киотский протокол или Дохийский раунд переговоров по ВТО.
Сохраняется ли либеральная перспектива развития международных отношений в этих условиях в принципе? Есть ли у либерализма будущее в мировой политике? Да, есть. Пока основой мировой экономики являются рынки, пока люди стремятся к счастью, процветанию, независимости и защите собственного достоинства, будущее у либерализма сохраняется. Он не может и не должен победить, он должен просто быть и развиваться, так как залог поступательного развития мира – в вечном споре либерализма и реализма.
Можно ли предположить, что баланс этих важнейших подходов в мировых делах скоро вновь сместится в сторону идей сотрудничества, личной независимости и приоритета прав личности над интересами общества? Видимо, резкого поворота в сторону либеральных ценностей в международных делах в ближайшее время ожидать не стоит.
Проводить либеральную внешнюю политику могут себе позволить богатые, сильные, уверенные в своей моральной правоте и стабильности своего статуса страны. Сегодня, когда в мире происходит стремительное перераспределение силы и богатства, а идеи политической свободы в отсутствие конкуренции несколько растеряли свою целостность, на первый план выходят охранительные инстинкты. В условиях смены ведущего технологического уклада, форм организации мировых финансов, структуры обществ (мир стремительно стареет) решение глобальных проблем вроде изменения климата, как представляется, будет отложено на потом, что, собственно, уже и произошло, а основными приоритетами станут приспособление к новым реалиям и завоевание достойного места в мировой политике и экономике. Ведущей силой в этих вопросах выступят государства, а либеральная внешняя политика будет по-прежнему ждать своего часа. Внешнеполитический либерализм подходит к своему столетию (если отсчитывать его возраст от инициатив президента США В. Вильсона) в ослабленном состоянии, но ни устаревшим, ни отжившим его считать нельзя. Просто сейчас не его время.
Вернуться назад |