Реформа техосмотра, задуманная для дебюрократизации процедуры, обернулась развалом системы инструментального контроля автотранспорта. «Невидимая рука рынка» снова оказалась мохнатой.
Фото © РИА «Новости» / Михаил Фомичёв.
Правительству предложено вернуть госструктурам контроль над проведением техосмотра автомобилей. С инициативой выступил представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко. Техосмотр проводится с нарушениями, на дорогах полно машин без диагностической карты, т.е. не прошедших инструментальный контроль, аварийность растёт, считает полпред.
Его мнение разделяют многие специалисты. На прошедшем в октябре съезде Союза организаций технических экспертов утверждалось, что техосмотра в стране не стало, его подменила торговля талонами о прохождении диагностики.
Идея реформировать прежний институт и передать контроль от Государственной автоинспекции саморегулируемой организации (Российскому союзу автостраховщиков) принадлежала Дмитрию Медведеву. Предполагалось, что свободная конкуренция предприятий, пожелавших проверять машины на «профпригодность», ликвидирует очереди, а продавцы полисов ОСАГО, уполномоченные требовать от клиентов бумаги о прохождении техосмотра, не допустят присутствия на рынке липовых диагностов.
Реформа, как и следовало ожидать, состоялась с точностью до наоборот. Вместе с очередями ликвидировался и какой бы там ни было контроль. Оставленный без внимания государства рынок заняли жулики. Среди трёх с лишним тысяч существующих на нём предприятий есть и законопослушные, но они, с квалифицированными специалистами и комплексами недешёвого оборудования, не конкуренты «гаражным» конторам, выдающим фиктивные справки, а договоры ОСАГО, не подкреплённые никакими документами о техосмотре, теперь штампуют даже крупнейшие страховые компании.
Новая схема была неработоспособной изначально, отмечает Николай Винниченко, даже если предположить повальную честность всех её участников. Страховщикам вменили контролировать автомеханику, в которой они ни ухом, ни рылом.
«Реформа», впрочем, обосновывалась ещё и необходимостью борьбы с коррупцией в прежней системе. Считалось, будто большая часть платы за техосмотр оседает в карманах милицейских начальников и владельцев аффилированных с ними пунктов инструментального контроля – ПИКов (журнал «За рулём» оценивает рынок ТО в 3,5 миллиарда долларов в год, т.е. по 100 у.е. на автомобиль, что представляется несколько преувеличенным). Теперь «коррупционную» связку заменила законная смычка лжедиагностов с «недобросовестными» (как деликатно выражаются антимонопольщики) страховщиками, и уже весь денежный поток пошёл мимо казны.
Необходимый контроль государства над системой техосмотра не означает исполнения этой функции Министерством внутренних дел. Главным по ТО может быть и Ространснадзор, и специальный уполномоченный орган, занимающийся аккредитацией ПИКов и, вероятно, ведением базы прошедших диагностику машин. Но при этом Госавтоинспекции необходимо вернуть право проверки техталонов, а водителям – обязанность возить с собой документ о прохождении ТО.
Гарантированная исправность транспортного средства – вопрос жизни не только автомобилиста, но и пассажира с пешеходом, т.е. каждого из нас.
Вернуться назад
|