ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > МИРОВАЯ ПОЛИТИКА о роли "Мягкой силы" в международных отношениях
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА о роли "Мягкой силы" в международных отношениях25-10-2012, 09:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Ольга Каменчук: Россия мало говорит о своих успехах
Как инструменты "мягкой силы" могут помочь развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, уместны ли в современных международных отношениях традиционные приемы жесткого воздействия и почему западная политика терпит неудачи на Ближнем Востоке, рассказала заведующая кафедрой социологии массовых коммуникаций МГИМО Ольга КаменчукДля слушателей старше 16 лет. Гость программы - Ольга Николаевна Каменчук, директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), заведующая кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета международной журналистики МГИМО МИД России. Ведущий - Игорь Панарин. Панарин: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Мы обсудим очень интересную и важную тему мировой политики - это проблема так называемой "мягкой силы". У меня в гостях мягкий, обаятельный человек - заведующая кафедрой социологии массовых коммуникаций МГИМО Ольга Николаевна Каменчук. Она долгое время занимается и психологией, и социологией коммуникаций, то есть той сферой, которая как раз и нуждается в неком совершенствовании с точки зрения внешнеполитической сферы. Прежде всего, вопрос такой: октябрь - начало учебного года. Как МГИМО, один из ведущих российских вузов, себя чувствует? Как начали обучение ваши подопечные? Каменчук: Недавно я пыталась выйти из центрального входа нашего вуза - так много студентов, они так активно снуют туда-сюда, что приходилось ждать, когда же можно будет выйти. Больше входят, выходят меньше. Панарин: Получается, что народ тянется к знаниям. Каменчук: Причем независимо от времени, даже вечером продолжает тянуться. Панарин: Переходя от тяги молодежи к знаниям, хочется задать вопрос, связанный с тем, что российский президент Владимир Путин, 9 июля выступая перед руководителями дипломатических представительств России, поставил ряд задач в области внешней политики. Особенно он выделил новое направление, которое связано с темой нашей передачи, сказал, что МИД России и другие структуры должны активнее вести внешнеполитическую линию на то, чтобы образ России был более привлекательным, чтобы в Россию приезжали туристы и бизнесмены, усиливать позиции России на внешнеполитической арене новыми моделями. Как вы относитесь к тому, что сказал наш президент? Каменчук: Он говорит об этом довольно давно. Впервые он более или менее активно отметил эту составляющую в 2002 году. Панарин: Получается, что это не начало процесса, а его развитие. 2002 год - отправная точка, а сейчас процесс пошел более системно. Каменчук: Да, причем мы оперируем сравнительно новым понятием во внешней политике и в теории международных отношений, хотя и оно уже тоже успело претерпеть изменения. Но, тем не менее, как раз в России с этим дела обстоят достаточно плохо. Панарин: Почему? Каменчук: Давайте объясним, что такое "мягкая сила" и что такое "твердая сила", а то, может быть, не все знают. Как правило, государства оперируют "твердой силой" (по-английски - hard power) - это военные механизмы, если их вообще можно называть дипломатией. Когда дипломаты смолкают, говорят пушки. Это военные базы, патрулирование, корабли. Есть экономические рычаги. Мы в последнее время очень активно увлекаемся различными санкциями, нам это очень нравится. Разного рода "винные войны", "молочные войны", "газовые войны". Мы это любим делать. Панарин: В последнее время мы немного остановились в этом процессе. Каменчук: Слава Богу. Поскольку военные и экономические механизмы, во-первых, затратны, причем для обеих сторон. Панарин: Помните Капицу, выдающегося ученого, который, к сожалению, покинул нас? Он отмечал, что если бы расходы на эту "твердую силу" направить на науку и образование, то человечество было бы более счастливым. Каменчук: Да, в мирное русло. Во-первых, это очень дорого, причем страдают обе стороны. Тот рынок, который мы решили чем-то наказать, лишив его газа, не покупая минеральную воду или молоко, может переориентироваться в другое направление. Не так быстро, но, тем не менее, это возможно. Это затратно, но это еще и опасно, если мы говорим о военных конфликтах. Они, во-первых, тоже затратны, плюс еще опасны и непопулярны среди населения. Мы помним, особенно люди старшего поколения, какое было отношение в Советском Союзе к войне в Афганистане. Вроде как наша страна вела боевые действия, но когда приходили цинковые гробы, большой популярности в стране не было. То же самое, мы знаем, происходит для американцев в Ираке и Афганистане. Панарин: Во Вьетнаме тоже было такое. Там были массовые антивоенные демонстрации во многих городах. Каменчук: Военные и экономические механизмы признаны достаточно затратными, тут никто не спорит. Панарин: А что вместо? Каменчук: Я предлагаю не вместо. Есть механизмы, которые называются "мягкой силой". Это то, что не заставляет человека или страну что-то делать, не подкупает, а убеждает. Панарин: Вы хотите сказать, что во внешней политике необходимо убеждение? Каменчук: Убеждать можно разными способами. Мы можем нравиться кому-то, и это убеждает. Мы можем говорить какие-то вещи, это тоже убеждает, не кулаками, а словами. Или не кулаками, а улыбкой. Можно по-разному говорить. Как правило, "мягкую силу" делят на три составляющие. Политическая привлекательность - если мы говорим о Западе, это права человека, демократия. Это потребление - Coca-Cola, Apple, iPhone. Это культура - Большой театр, "Лебединое озеро", Толстой, Достоевский, Пушкин, матрешка. Это составляющие, которые вызывают симпатию к стране или человеку... Вернуться назад |