ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Поколение «десятых»: ...всё равно выходит автомат Калашникова
Поколение «десятых»: ...всё равно выходит автомат Калашникова19-10-2012, 21:24. Разместил: Moroz50 |
«Вот какие запчасти ни тащишь с завода – как начинаешь дома собирать, всё равно выходит автомат Калашникова». Бородатый советский анекдот.
Прежде чем начать патриот-истеричное брюзжание о падших нравах современной молодёжи, хочу обратить ваше внимание на полуторагодичной давности сюжет НТВ.
Тогда, на заре несуразной «десталинизации», старшеклассникам одной из московских школ предложили написать сочинение о Сталине. Результаты оказались шокирующими и для репортёров, и для тётеньки-учительницы – по всему, ветерана перестройки. Подрастающее поколение оказалось совсем «не в струю» – и изложило своё мнение о тов. Сталине и его эпохе в более чем позитивном ключе. В общем, растерянной интеллигенции оставалось лопотать нечто беспомощное про гаджеты и отпуск в Турции.
А теперь важное. Послушайте внимательно аргументацию, так сказать, дискутирующих сторон – и вы убедитесь, что они говорят на принципиально разных языках. Ну, то есть вообще «твоя моя не понимай». И ещё более важное: на человеческом языке говорят именно школьники. Те самые, которых уже заведомо поспешили списать в «потерянное поколение» – на том основании, что они «не так» одеваются, «не то» слушают, упакованы мобильниками и тусят «ВКонтакте».
Так вот. Именно эти «бездуховные» формулируют своё мнение на заданную тему по существу. Они очень скупо упоминают персонально гр. Джугашвили И.С. и его тягу к пожиранию младенцев или гениальному сотворению чудес. Зато в обоснование своей положительной оценки его деятельности приводят свершения страны – стройки и открытия, Победу и космос (вы удивитесь – эти ребята, может, и путаются в датах, но Гагарина интуитивно безошибочно приписывают именно той эпохе).
Голос за кадром в ответ пытается что-то рассказывать о «демократии» и «уровне жизни» (безнадёжно скатываясь к айфонам и айпадам). Учительница же приводит убойный, на её взгляд, контрдовод: в те времена вы не смогли бы на каникулы ездить в Турцию. И сетует в камеру, что, мол, недостаточно ещё у нас правдыЪ об ужасах кровавого пу… то есть сталинского режима.
Детишки всю эту лабуду вежливо слушают, не понимают ни хрена – и опять за своё: заводы, сражения, мечты…
На том и разошлись отцы и дети. Каждый при своём: одни – со «свободами» и «Турцией», другие – с восхищением свершениями предков и мечтой их переплюнуть.
Откуда что берётся?
Было бы крайне безответственно разворачивать из одного сюжета сколько-нибудь значимые обобщения. Ведь на каждый случайно подсмотренный пример можно найти другой – не менее случайно подсмотренный, но противоположный по содержанию. Но выдвинуть какие-то предположения – пожалуй, можно. Тем более, что наблюдения – хоть, повторяю, и не систематизированные, но и не единичные.
В первую очередь я предложу обратить внимание на очевидный факт – настолько очевидный, что, как водится, «глубоко запрятанный» на самом видном месте. У нас как-то вдруг подросло целое поколение людей, которые не застали не только советского времени, но и первого постсоветского. Они родились уже после катастрофы, а на 90-е пришлось их счастливое детство – которое по определению счастливое, потому что детство. Сейчас это юношество – как раз «старшешкольное» или «раннестуденческое».
Совершенно естественно заметить, что это юношество росло как раз в годы пресловутой «путинской стабилизации». Из этого следует допущение (опять же – не претендуя на обобщения) о несколько ином, чем у старших, отношении к «свободам» и атрибутам «благосостояния».
Для старших это – достижения, завоевания демократии и дары невидимой руки рынка. Старшие до своих тачек, интернетов, турций и пр. – что называется, дорвались после советских дефицитов и нищеты 90-х.
Для юношества всё это – естественные и неприметные детали окружающего житейского пейзажа. Айфон – удобное (и таки да – престижное) средство коммуникации, а не ценность. Автомобиль – средство передвижения, а не ценность. Турция и даже сам Париж – строчка в расписании авиарейсов, а не ценность. Сотни телеканалов и миллионы сайтов – поток информации и развлечений, а не ценность.
А то, что не ценность, – не жалко променять на нечто более ценное.
Например, на… На что?
Фишка в том, что специально обученные взрослые в этом юношестве никаких других ценностей, кроме вышеозначенных, системно не воспитывали. А чтобы все эти ценности иметь, предписывается стандартный набор примитивных императивов: стремись к личному успеху и благосостоянию, насри на ближнего своего, не будь быдлом и не дай себе засохнуть.
Не прижилось.
Почему? Да хотя бы, допустим, из-за рациональности, к которой ребят старательно приучали. Ну, приучили: и на фига напрягаться ради того, что и так есть? Нерационально.
Вернёмся к сочинению. Откуда пиетет перед великим поколением победителей, откуда мечты? Откуда георгиевские ленточки и военные песни в День Победы? Почему это не вытравлено «Сволочами»? Почему единичные «Мы из будущего», «Брестская крепость» и «Матч» растоптали многочисленных «Утомлённых солнцем»?
А вот давайте предположим, что дети воспитываются ещё и в семье – в первичной, так сказать, ячейке общества. И здесь мы уткнёмся уже не в предположения, а в упрямую статистику, которую меньшинства назойливо пытаются подменить ложью из «Архипелага»: в каждой семье есть прадедушки и прабабушки, которые брали Берлин, строили Днепрогэс, возводили города, штурмовали космос, растили хлеб; а исторически «обиженных» – от силы процента полтора; тех же, кто не простил стране своей обиды, – и вовсе ничтожно мало.
Ну, и откуда при такой статистике и прочих объективных вводных взяться «поколению потерпевших»?
Юношество склонно к мечтам – это нормально.
Юношество мечтает о том, чего у него нет, – это тоже нормально.
Наше юношество естественным образом жаждет великих свершений – достойных той страны, в которой оно выросло.
И это нормально – потому что это дети неизлечимо великой страны. С таким историческим сознанием, с таким генокодом, в которых чего ни перемалывай – всё равно вот уже тысячу лет получается автомат Калашникова.
Это – наши дети. Лучшие в мире, разумеется.
P.S. Всё вышесказанное вовсе не означает, что наши лучшие в мире дети обойдутся бессистемным образованием «по Фурсенко». Наоборот – именно наши лучшие в мире дети диктуют заказ на осмысленную государственную культурную политику, на осмысленное человекостроение. Заметьте – они этого достйны.
Вернуться назад |