ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В. Путин: Совещание по выполнению госпрограммы вооружения в части оснащения Сухопутных войск и ВДВ

В. Путин: Совещание по выполнению госпрограммы вооружения в части оснащения Сухопутных войск и ВДВ


3-07-2012, 23:11. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Президент продолжил серию встреч, посвящённых вопросам реализации государственной программы вооружения. Глава государства указал на необходимость обеспечения сбалансированного и комплексного развития систем вооружения, активизации конструкторских и исследовательских работ в этой сфере.

Первое совещание о выполнении госпрограммы вооружения состоялось 14 июня 2012 года на авиабазе ВВС России в Кореновске и было посвящено вопросам поставок авиационной техники для армии и флота.

 

 

 

* * *

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как я уже говорил совсем недавно, мы будем проводить совещания, должны провести целую серию таких встреч, бесед, совещаний, посвящённых вопросам реализации госпрограммы вооружения. Мы должны будем посмотреть, как строится работа по каждому направлению, как налажено взаимодействие заказчиков, основных производителей военной техники.

Мы уже проанализировали ситуацию с поставками авиационных систем для армии и флота. Сегодня подробно обсудим, как обеспечиваются современным оружием и техникой Сухопутные войска и Воздушно-десантные войска.

Именно им принадлежит ключевая роль в проведении наземных операций, в решении задач, связанных с прикрытием государственной границы, нейтрализацией возможных локальных конфликтов, а также с участием в миротворческих операциях.

Основные требования, которые сегодня предъявляются к Сухопутным войскам и ВДВ, – это мобильность, умение эффективно действовать в составе межвидовых группировок, высокая мобильность и боевая готовность.

Отмечу, что практически все ведущие страны мира уделяют повышенное внимание наращиванию потенциала своих сухопутных сил, а также десантных частей и других сил быстрого реагирования. Активно ставятся на вооружение новые системы разведки, управления, высокоточные комплексы, современная бронетехника. Мы, конечно, должны учитывать все эти тенденции, делать соответствующие акценты в нашем военном планировании.

Напомню, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года на оснащение Сухопутных и Воздушно-десантных сил планируется выделить свыше 2,6 триллиона рублей. За счёт этих средств нам необходимо переоснастить части и подразделения, насытить войска новой техникой. К 2020 году её доля должна составить не менее 70 процентов.

Так, только в состав Сухопутных войск должны поступить 10 бригадных ракетных комплексов «Искандер-М», 9 бригадных комплексов армейских систем ПВО С-300В4, свыше 2300 танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 30 тысяч единиц автомобильной техники. Кроме того, планируется поставить новые системы связи, управления, перспективные комплексы разведки, комплексы индивидуальной экипировки военнослужащих.

Хочу обратить внимание присутствующих, что все графики поставок вооружения и техники должны быть выполнены в полном объёме, в срок и по согласованным ценам, что очень важно.

Теперь остановлюсь на некоторых конкретных задачах и проблемных вопросах.

Первое. Важно обеспечить сбалансированное и комплексное развитие систем вооружения. Военная техника – сложный продукт. В её изготовлении участвуют десятки смежников, а подчас даже и сотни смежников. Срыв, задержка исполнения одного из контрактов могут, по сути дела, обвалить всю работу. Например, новейшее артиллерийское орудие не может быть поставлено в войска, если не готовы боеприпасы, оптика, системы наведения или разведки.

В качестве иллюстрации приведу ситуацию с боевыми машинами десанта. Они так и не прошли госиспытания и, соответственно, не приняты на вооружение. В свою очередь, это тормозит разработку практически всех подсистем вооружения ВДВ. Хотел бы сегодня услышать, уважаемые коллеги, почему не выполнено задание госпрограммы в части разработки и поставок бронетехники для ВДВ.

Другой пример – создание единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене. Опытный образец пока не в полной мере отвечает заданным Минобороны требованиям. И хотелось бы сегодня тоже услышать, как решается этот вопрос.

Далее. Важное направление, которое хочу отметить, – это формирование заделов на будущее.

Сейчас объём финансирования НИОКР по тематике Сухопутных войск составляет менее 10 процентов от стоимости серийных заказов и ремонта. По тематике ВДВ – менее 5 процентов. При этом более 75 процентов общего объёма финансирования приходится всего на пять опытно-конструкторских работ. Это совершенно очевидный дисбаланс. Получается, что без должной ресурсной поддержки остаются многие важные направления развития вооружения и военной техники.

Обращаю внимание: нам нужны новые решения по экипировке военнослужащих, по стрелковому вооружению, по средствам индивидуальной бронезащиты и связи. Прошу активизировать конструкторские и исследовательские работы по этим направлениям.

Третье. Отдельно остановлюсь на вопросах разработки и поставки боеприпасов.

Минобороны и промышленность должны определиться не только с текущими контрактами, но и с заказами на перспективу, что не менее, а может быть, на сегодняшний день и более важно. Отсутствие долгосрочных планов в этой сфере сдерживает модернизацию отрасли боеприпасов, смежных производств, включая спецхимию, разработку и производство образцов боеприпасов, которые предназначены для новых систем вооружения.

Мы уже неоднократно обсуждали этот вопрос. Считаю, что пришло время определиться, как, на каких условиях будет строиться взаимодействие Минобороны и предприятий отрасли боеприпасов.

Знаю, что и сколько находится сейчас на складах, но мы уже неоднократно говорили: нам нужно посмотреть в будущее. Если мы сейчас это будущее не определим – хотя бы его общие параметры, – то у нас его вообще не будет.

Давайте перейдём к обсуждению этой темы.

 

Заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами

Обсуждались состояние и перспективы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

 

* * *

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы проводим первое заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в обновлённом составе.

Заместителями председателя Комиссии назначены Дмитрий Анатольевич Медведев и Сергей Борисович Иванов, секретарём – Юрий Викторович Ушаков, его заместителем – Александр Васильевич Фомин.

Не сомневаюсь, что в работе Комиссии будет обеспечена преемственность, а значит и динамичное продвижение всех ранее намеченных проектов, программ, решение системных вопросов, призванных повысить эффективность такой стратегической сферы, как военно-техническое сотрудничество.

Сегодня предлагаю в комплексе проанализировать состояние и перспективы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, причём как с нашими традиционными, так и с новыми партнёрами.

Подчеркну: мы должны ориентироваться на расширение присутствия России на глобальном рынке вооружений и военной техники. Это касается и географии наших поставок, и перечня продукции и сервисных услуг.

Кроме того, нужно в полной мере использовать механизмы ВТС (военно-технического сотрудничества) для приобретения зарубежных технологий, отдельных образцов техники, необходимых для развития нашего собственного оборонно-промышленного комплекса, для решения точечных, неотложных задач оснащения российских Вооружённых Сил.

Рынок вооружений – сложный, конкуренция здесь очень высокая. И тем весомее успехи России, которая сейчас уверенно занимает второе место в мире по объёмам экспорта вооружения и специальной техники. Считаю это важным показателем промышленных, технологических, научных, да и политических возможностей нашей страны.

«Эффективное военно-техническое сотрудничество – это действенный инструмент продвижения наших национальных интересов, причём как политических, так и экономических».

По данным Стокгольмского международного института исследования мировых проблем, Россия занимает второе место – 24 процента на мировом рынке. У Соединённых Штатов – 30 процентов по объёмам вооружений, далее следует Германия (девять процентов), Франция – восемь, Великобритания – четыре процента. То есть задел у нас достаточно солидный.

У России проверенная временем репутация первоклассного производителя самой сложной военной техники. И, что особо подчеркну, мы всегда строго выполняем все обязательства, которые на себя берём, неотступно следуем требованиям международного права, режимов нераспространения и контроля над вооружениями.

При этом исходим из того, что эффективное военно-техническое сотрудничество – это действенный инструмент продвижения наших национальных интересов, причём как политических, так и экономических. Это растущий спрос на продукцию отечественного ОПК и смежных гражданских отраслей, серьёзные финансовые поступления в государственный бюджет и новые рабочие места.

Отмечу, что экспорт российской военной продукции за первое полугодие 2012 года превысил 6,5 миллиарда долларов, что на 14 процентов выше аналогичного показателя прошлого года. Такую позитивную динамику нам, безусловно, нужно сохранить. Но в целом за последние семь лет объём ежегодных продаж продукции ВТС увеличился более чем в два раза: с 6 миллиардов в 2005 году до 13,2 миллиарда долларов США в 2011 году. В целом мы за эти годы продали вооружения более чем на 44 миллиарда долларов.

Сегодня нашу технику и системы вооружений закупают 55 иностранных государств, в том числе Индия, Алжир, Китай, Вьетнам, Венесуэла и Соединённые Штаты Америки, а в общей сложности военно-техническое сотрудничество осуществляется более чем с 80 государствами мира.

Уже в текущем году заключены новые экспортные контракты на сумму в 5,7 миллиарда долларов – на 2,4 миллиарда долларов больше, чем в первом полугодии 2011 года. В целом портфель экспортных заказов составляет порядка 43 миллиардов долларов. Это значит, что наши оборонные и смежные предприятия получат дополнительные ресурсы для развития и модернизации.

Мы сейчас направляем значительные средства на техническое обновление оборонно-промышленного комплекса и, как вы знаете, выделили из федерального бюджета на ближайшие годы на эти цели около трёх триллионов рублей. Главная задача – обеспечить готовность наших предприятий к выполнению масштабных программ перевооружения Российской армии и флота. Но, несомненно, эти инвестиции должны укреплять и экспортный потенциал нашей «оборонки».

Для того чтобы выйти на новые рубежи, нам необходимо оптимизировать работу всех участников системы ВТС. Ключевое требование – это повышение качества поставляемой продукции, обновление номенклатуры военной техники, которую мы предлагаем нашим зарубежным партнёрам. В этом плане ждём серьёзной отдачи от крупных профильных холдингов с государственным участием, таких, например, как «Ростехнологии» – компании, которая создавалась как раз для решения этих задач.

«Ключевое требование – это повышение качества поставляемой продукции, обновление номенклатуры военной техники, которую мы предлагаем нашим зарубежным партнёрам».

Кроме того, нужно серьёзно усовершенствовать систему послепродажного и сервисного обслуживания. Это очень выгодный рынок, и, конечно, его нельзя упускать. Имею в виду поставку запчастей, содействие в ремонте и модернизации техники. И в этой связи отмечу общую, системную проблему – это работа с потенциальными клиентами и заказчиками.

Подготовка контрактов, рассмотрение официальных обращений от покупателей, разного рода согласования порой тянутся слишком долго. Мы об этом много раз говорили и постоянно возвращаемся к этой теме. Нам нужен чёткий и оперативный механизм согласования и принятия решений, сами принципы работы должны стать более гибкими. На сегодняшнем заседании рассмотрим конкретные предложения на этот счёт.

Считаю обоснованными и абсолютно правильными уже принятые решения и шаги по передаче предприятиям и органам власти дополнительных полномочий в сфере ВТС, естественно, при повышении ответственности за их реализацию. Практика показывает, что такой подход эффективно работает.

Так, отдельные предприятия ОПК получили право на прямой экспорт запчастей, осуществление ремонта и обслуживания ранее поставленной техники. В результате объёмы экспорта таких сервисных услуг возросли и в 2011 году достигли 2,5 миллиарда долларов.

Качественный сервис, послепродажное обслуживание техники, обучение специалистов – это важнейший фактор продвижения нашего оружия на внешние рынки. Сегодня посмотрим, как выполняются решения Комиссии по созданию современной учебной и материальной базы для подготовки иностранных военных специалистов.

Отмечу, что по линии Минобороны проведена значительная работа: учебная база пополнилась новыми образцами вооружения (более 170 единиц), введены в эксплуатацию новые учебные классы (более 300 аудиторий). На эти цели из федерального бюджета было направлено более одного миллиарда рублей. В итоге за последние три года количество иностранных специалистов, обучающихся в вузах Минобороны России, выросло более чем на 50 процентов.

Необходимо отметить, что российская школа обучения военных специалистов широко востребована. К примеру, в рамках контракта на поставку вертолётов «Ми-17» для нужд Афганской национальной армии подготовка технического состава афганских ВВС осуществляется именно нашими преподавателями, и это естественно. Но это не единственный пример.

Считаю, что нужно подумать о разработке концептуальных подходов к подготовке в России военных кадров иностранных государств. Мы их продолжаем готовить, как это и раньше было, но эта система нуждается в совершенствовании. Нужно создать самостоятельное направление в рамках системы военно-технического сотрудничества. При этом важно исходить из того, что работать с иностранными кадрами должны высококвалифицированные социалисты – преподаватели, инструкторы, военные переводчики.

В общем, здесь вопросов много. Давайте обсудим.


Вернуться назад