ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > И тогда пересядем на лошадок

И тогда пересядем на лошадок


25-06-2012, 20:00. Разместил: virginiya100

Стоимость проезда в плацкарте становится политическим вопросом.

 

Было время, когда реформаторы 1990-х решили «аграрный вопрос», прекратив всякую помощь деревне. Результаты известны. Деревня едва не перестала существовать. Теперь Министерство финансов предлагает отменить субсидирование пассажирских перевозок по железной дороге для людей от 23 до 60 лет – то есть тех, которые ездят в плацкартных вагонах, потому что у них нет денег на купейные. Что будет со страной, если жители её регионов перестанут навещать друг друга?

Как известно, ОАО «Российские железные дороги» вошло в число крупнейших компаний, государственные пакеты акций которых правительство собирается продать в ближайшие два года. Так, планируется приватизировать 25 процентов минус 1 акцию этой компании. Но продажа блокирующего пакета акций ОАО «РЖД» не поможет решить проблему дефицита инвестиционных ресурсов компании, считает глава РЖД Владимир Якунин. Приватизация ОАО «Российские железные дороги» в 2012–2013 годах не представляется ему возможной. «Считаю, что нереально. Абсолютно», – заявил руководитель компании в кулуарах Петербургского экономического форума. Вначале, по его мнению, должен быть завершён запрограммированный этап реформирования отрасли.

ОАО «РЖД» создавалось, когда рентабельность железнодорожных перевозок МПС упала до отрицательных значений. Предполагалось, что до 2010 года грузовые и пассажирские перевозки будут разделены, попутно исчезнет перекрестное субсидирование данных направлений деятельности, большая часть этих рынков достанется частным игрокам. При этом игнорировался опыт крупных зарубежных компаний, в которых осуществляется внутрифирменное планирование и убыточность одних подразделений покрывается за счёт прибыльности других. Как отмечали ряд экспертов, либерализация «вагонного» рынка явилась чуть ли не единственным существенным результатом реформы. Итогом приватизации грузового вагонного парка стал резкий рост простоя вагонов (в три раза) и пробега порожних вагонов.

Куда успешнее оказалось осуществление программы по внедрению на железных дорогах новых высокоскоростных электропоездов. Первый из них – «Сапсан» – связал Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород. Второй – «Аллегро» – Москву и Хельсинки через Выборг. Руководство ОАО «РЖД» увлеклось проектированием высокоскоростных магистралей. Один из этих проектов, который проляжет между двумя столицами, – ВСМ–1 – фактически уже готов к реализации. Второй – ВСМ–2 – направит пассажиропоток по направлению Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург, теснее свяжет между собой российские регионы.

За последние годы стали более комфортабельными, удобными для пассажиров вагоны ряда российских поездов. Это можно только приветствовать, если бы не первые признаки предстоящего выворачивания карманов пассажиров, которое ожидает их, когда железные дороги России полностью станут частными. Поскольку Федеральная служба по тарифам не контролирует тарифы на пассажирские перевозки в купейных, спальных и VIP-вагонах (госсубсидии на эти сектора не выделяются), цены на первые из них подскочили и стали практически недоступными для рядовых россиян. Особенно стоимость проезда в купе достигает астрономических показателей в предпраздничные и послепраздничные дни – периоды повышенного спроса. Большинство наших соотечественников могут позволить себе приобрести билеты только на плацкартные места, цены на которые пока остаются доступными, поскольку частично субсидируются государством. Но даже с ростом субсидий не удаётся компенсировать убыточность этих вагонов. В качестве паллиативной меры ОАО «РЖД» планировала отказаться от дешёвых билетов для иностранцев и поднять цены на черноморском направлении.

Однако последняя инициатива Минфина, похоже, покоробила даже эту компанию. В ОАО «РЖД» уже заявили, что отмена субсидирования и государственного регулирования на плацкартные перевозки приведёт к росту цен и «вызовет социальную напряжённость среди пассажиров». Видимо, здесь опасаются, что убытки превысят доходы: многие россияне вынуждены будут отказаться и от этого вида транспорта. Таким образом, мы можем вернуться в 1990-е годы, когда из-за всплеска цен восточная часть страны оказалась изолированной от западной и демонстрировала своё недовольство протестным голосованием на парламентских выборах. Кроме того, поскольку государственные расходы в результате могли превысить доходы, приходилось секвестрировать бюджет.

Но всё это, надеемся, уже осталось в прошлом, и решимость государства выполнять социальные программы в 2000-е годы показала невозможность возвращения к временам «дикого рынка».  


Вернуться назад