ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > МИД и Госдума обсуждали нарушения прав человека в странах ЕС

МИД и Госдума обсуждали нарушения прав человека в странах ЕС


15-05-2012, 09:06. Разместил: VP

В Госдуме сегодня говорили о нарушении прав человека. В странах ЕС. Претензии депутаты высказали главе представительства Евросоюза. И предупредили - против иностранцев, причастных к ущемлению прав россиян за границей, - скоро будет принят закон.


Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Евросоюз обеспокоен задержаниями и арестами оппозиционеров, делом девушек из Pussy Riot и введением наказания за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. В Москве отвечают, что никому не позволят учить Россию демократии, но готовы расширять сотрудничество в области соблюдения прав человека.

 

"У нас есть свои озабоченности - 15 суток заключения для тех, кто участвовал в акциях протеста. Выступление трех женщин в церкви, конечно же, было оскорбительным для многих, но возможное тюремное заключение для женщин, которые могут стать молодыми матерями, естественно, нас беспокоит", - заявил глава правительства ЕС в России Фернандо Валенсуэла, выступая в понедельник в Госдуме. Среди тем, которые беспокоят ЕС, он также упомянул закон об ответственности за пропаганду гомосексуализма, принятый в Санкт-Петербурге. "Мы считаем, Российская Федерация должна вступить в конструктивный диалог с гражданским обществом. И мы намерены бороться с дискриминацией во всех ее проявлениях", - подчеркнул Валенсуэла.

 

Он также заявил, что ЕС продолжает усиливать поддержку тех, кто борется за права человека, в том числе в России. "Поэтому мы очень близко и внимательно рассматриваем случай с Политковской (журналист Анна Политковская была убита около своего дома шесть лет назад - ИФ)", - сказал глава представительства Евросоюза в России. "Ситуация на Северном Кавказе также остается большим вопросом для нас", - добавил представитель ЕС.

Валенсуэла указал на необходимость соблюдения равенства закона на национальном уровне как в странах ЕС, так и в других государствах. "В связи с этим дела Сергея Магнитского и Михаила Ходорковского по-прежнему вызывают обеспокоенность многих людей, как в России, так и за рубежом", - сказал глава представительства ЕС в РФ.

 

Российская сторона считает необходимым расширить и усилить сотрудничество с Евросоюзом по проблеме соблюдения прав человека, заявил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Открывая парламентские слушания на тему "О проблемах соблюдения прав человека в государствах - членах Евросоюза", Пушков подчеркнул, что впервые российские парламентарии выносят эту тему на полномасштабное обсуждение с участием не только депутатов, политологов и экспертов России, но и представителей посольств ряда государств ЕС. "Мы с Евросоюзом развиваем полномасштабное и многоразмерное - в рамках четырех измерений - сотрудничество, и сегодняшние слушания, я надеюсь, будут восприняты не столько как противостояние с Евросоюзом, сколько как сотрудничество с ним", - подчеркнул Пушков. Он выразил надежду, что всеми участниками слушаний они не будут восприниматься "как некий политический демарш".

 

Пушков считает, что некоторые резолюции Европарламента являются "излишне политизированными и идеологизированными". В частности, российский парламентарий сослался на неудовлетворительное положение с соблюдением прав человека в странах Балтии. "Государственная дума недавно приняла заявление о неонацистских маршах, положении неграждан и референдуме по русскому языку (в Латвии - ИФ). Здесь более 300 тыс. жителей являются негражданами, но Евросоюз оставляет это без должной оценки", - подчеркнул Пушков. Он также отметил, что Евросоюз никак не реагирует на нацистские марши в странах Балтии. "Так называемые легионеры СС воспринимаются в Евросоюзе чуть ли не как жертвы исторических процессов", - отметил Пушков.

 

"Наши западные партнеры должны отвыкать от уверенности, что у них есть монополия на обсуждение темы прав человека. Не должно также быть и двойных стандартов - это как ржавчина, которая разъедает доктрину прав человека", - подчеркнул российский парламентарий. Он предложил участникам слушаний задуматься над тем, почему "Европарламент, критикуя часто Россию, ни разу не принял резолюции по вопросу соблюдения прав человека со стороны США". Пушков отметил, что он имеет в виду политику США в Афганистане и в ряде других стран Ближнего Востока.


В МИД РФ считают непозволительными попытки политиков на Западе учить Россию демократии. "Неприемлем менторский тон, который позволяют себе некоторые политики и общественные деятели на Западе, которые пытаются учить демократии нас и другие страны. Часто они просто не утруждают себя желанием понять, что, несмотря на то, что базовые права человека универсальны, в мире существует многообразие традиций, условий, ценностей и ситуации, что нельзя всех грести под одну гребенку", - сказал директор департамента МИД РФ по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Василий Небензя на слушаниях. При этом он заметил: "Конечно, у нас в России есть проблемы с соблюдением прав человека, мы от этого не отмахиваемся и не закрываем на них глаза. Мы можем по-доброму позавидовать ЕС в достижениях в этой области. Да и нам есть чем заняться для улучшения нашей собственной ситуации с соблюдением права и свобод".

 

Источник

 

Давно  пора ставить их на место.

 

далее: Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского Союза» 14 мая 2012 года

Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского Союза» 14 мая 2012 года


 

Уважаемый Алексей Константинович,

 

 

 

Уважаемые депутаты и участники слушаний,

 

 

 

Проведение сегодняшних слушаний весьма актуально. Несмотря на традиционно декларируемую Европейским Союзом и отдельными его членами приверженность защите и поощрению прав человека на национальном и международном уровнях, ситуация в этой сфере на европейском пространстве продолжает оставаться далекой от благополучия. Более того, многие авторитетные правозащитники и международные правозащитные структуры сигнализируют о дополнительном осложнении положения дел с правами человека и обеспечением многих основных прав, свобод и демократических стандартов в странах Евросоюза.

 

 

 

На это обстоятельство аргументировано указывается в обнародованном в конце прошлого года первом докладе МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира». При подготовке данного документа использовалась только проверенная информация из авторитетных международных и национальных правительственных и неправительственных источников.

 

 

 

Нарушения прав человека, имеющие место в Евросоюзе, затрагивают весь спектр свобод – мысли, совести, религии, СМИ, собраний и ассоциаций, передвижения и др.

 

 

 

В последнее время во многих государствах-членах ЕС наблюдается последовательный рост ксенофобии, агрессивного национализма, неонацизма.

 

 

 

Среди наиболее острых правочеловеческих проблем Евросоюза – торговля людьми, в т.ч. с целью извлечения человеческих органов, недостаточная защита детей, в т.ч. от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации, порнографии, нарушение свободы передвижения, прав беженцев, мигрантов, заключенных, ограничение свободы СМИ. Регулярно телевизионные каналы показывают картинки жесткого и не всегда пропорционального применения силы при разгоне демонстраций. Непростым остается положение цыган, проживающих в ЕС. Этот далеко не полный перечень содержится, в частности, в резолюции Европарламента «О ситуации с правами человека в ЕС». Многие из упомянутых проблем дополнительно усугубляются в условиях охватившего Европу финансово-экономического кризиса. Алексей Константинович подробно говорил о теме нарушений прав человека и международных гуманитарных норм в ходе военной операции НАТО и конфликта в Ливии.

 

 

 

Абсолютно нетерпима ситуация с обеспечением прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, нерешенность позорной для европейского сообщества проблемы так называемых «неграждан».

 

 

 

Умышленное лишение властями Латвии и Эстонии гражданства русскоязычного населения носит драматический характер. В Латвии «неграждан» 15 процентов населения. При этом «неграждане» составляют более половины населения крупнейших латвийских городов – таких, как Рига, Даугавпилс и Лиепая. В Эстонии «неграждане» составляют около 10 процентов.

 

 

 

Несмотря на многочисленные рекомендации международных и правозащитных организаций, властями этих стран создаются условия для самовоспроизводства феномена безгражданства.

 

 

 

В Латвии в отношении русскоязычного меньшинства сохраняется несколько десятков ограничений в правах, включая такие основополагающие, как право избирать и быть избранным. Мы намерены держать этот вопрос в поле зрения в контексте предстоящих в 2014 г. выборов в Европарламент. Ожидаем, что Евросоюз приступит, наконец, к выработке избирательных прав для тех русскоязычных жителей Латвии, которым было отказано в предоставлении гражданства. Около 50 запретов касаются профессий, которые «неграждане» не имеют права занимать, в том числе государственные, муниципальные, судейские и прокурорские должности. Кроме того, они лишены права основывать политические партии, заключать сделки с недвижимостью без согласия муниципальных властей. И это несмотря на то, что налоги платить им великодушно дозволяется – и они это исправно делают.

 

 

 

В октябре 2011 г. латвийским правительством одобрен нашумевший документ под названием «Основные вопросы политики национальной идентичности и интеграции общества», т.е. по сути официальная программа Риги, «заточенная» на полную и безоговорочную ассимиляцию русскоязычного населения. При этом в ней говорится о приверженности европейским демократическим ценностям, к которым, в представлении Латвии, дискриминация национальных меньшинств не относится.

 

 

 

Показателем серьезности языковой проблемы в Латвии стал недавний референдум о придании русскому языку в Латвии статуса государственного. 25 процентов граждан высказались за равноправие русского языка. При том, что «неграждане» от участия в референдуме были отстранены. Это тревожный звонок официальной Риге, свидетельствующий об объективной необходимости скорейшей смены ее тупикового дискриминационного курса.

 

 

 

Схожая ситуация в Эстонии, правительство которой взяло курс на полную ликвидацию образования на русском языке. Обнародованный десятилетний план развития системы образования на 2011-2020 гг. не предусматривает обучения в государственных школах на каком-либо другом языке, кроме эстонского. Это происходит вопреки действующему эстонскому законодательству.

 

 

 

Не может не беспокоить линия стран Балтии на уравнивание нацистского и советского режимов, героизацию нацистов и их местных пособников. Это является мощным фактором нагнетания в обществе экстремистских настроений, национализма, ксенофобии и антисемитизма, расовой и религиозной нетерпимости. И все это внутри «демократического» Европейского Союза!

 

 

 

Например, при попустительстве и даже прямой поддержке официальных властей по улицам Риги и Таллина регулярно маршируют ветераны дивизий СС, СД и другие приспешники нацистов, позоря тем самым память миллионов, в том числе европейцев, погибших от рук фашистов. Такое потакание пропаганде неонацистских идей вызывает серьезную обеспокоенность, в первую очередь в плане перспектив, которые ожидают молодые поколения жителей этих стран.

 

 

 

Возмутительны предпринимающиеся в некоторых государствах ЕС попытки фактически переписать решения Нюрнбергского трибунала. Считаем это откровенным вызовом всей системе международного права и вопиющим нарушением обязательств по целому ряду фундаментальных международных договоров и конвенций.

 

 

 

Особую обеспокоенность и непонимание вызывает отказ стран ЕС, включая бывших союзников по антигитлеровской коалиции – Великобританию и Францию, поддержать ежегодно принимаемую ГА ООН по российской инициативе резолюцию «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

 

 

 

Несколько конкретных – отнюдь не исчерпывающих – «страновых» примеров. Неблагоприятной остается ситуация с соблюдением прав человека в Великобритании, которая, если судить по недавнему докладу МИД этой страны «О состоянии демократии и прав человека в 2011 г.», как и прежде пытается взять на себя роль верховного арбитра в сфере прав человека и демократических свобод.

 

 

 

Положение с правами человека в Великобритании отмечается существенными проявлениями расизма и ксенофобии, имеют место признаки ущемления прав христиан (всем известна дошедшая до ЕСПЧ история с запретом на ношение нательных крестиков), продолжается депортация мигрантов в страны, где им априори грозят пытки и преследование со стороны властей.

 

 

 

В фокусе внимания международного сообщества остаются серьезные перебои в британской пенитенциарной системе, участившиеся летальные случаи в центрах временного содержания иммигрантов, факты истязания британскими спецслужбами лиц, подозреваемых в терроризме, попытки внесения новых элементов госрегулирования на медиарынок в связи с незаконным прослушиванием телефонов.

 

 

 

Рассчитываем, что Лондон с полной серьезностью и ответственно будет относиться к озабоченностям, проявляемым правозащитными организациями в связи с серьезными правочеловеческими проблемами в Великобритании и приступит к добросовестному выполнению рекомендаций, вынесенных британской стороне Советом ООН по правам человека и другими международными структурами.

 

 

 

Неоднозначно обстоят дела с соблюдением прав человека в Дании, в которой в последнее время заметно усиливается ксенофобия. Это – один из результатов чрезмерного ужесточения датчанами миграционной политики. Регулярными стали случаи насильственной депортации из Дании граждан Румынии, Венгрии и других стран Восточной Европы. Нежелание датчан устанавливать контакты с выходцами из других стран привело к возникновению районов с преимущественно этнически недатским населением – своеобразные «гетто».

 

 

 

По информации Датского института по правам человека, отмечаются случаи нарушения Данией международных конвенционных стандартов. Правозащитники призывают Копенгаген наладить более тесное сотрудничество с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В период с 2004 по 2010 гг. Дания не только отказала в гражданстве десяткам беженцев из Палестины, но и скрыла данную информацию от УВКБ.

 

 

 

В СМИ появились сведения о том, что в Нидерландах и Бельгии действуют специальные интернет-сайты, нацеленные на сбор «компромата» на иммигрантов, живущих в этих странах.

 

 

 

Накапливаются проблемы в правочеловеческой ситуации в Польше, которая в прошлом году была отнесена Парламентской Ассамблеей Совета Европы к числу стран, имеющих серьезные проблемы с выполнением постановлений Европейского суда по правам человека. Это касается судебной волокиты, необоснованного применения временного задержания и его неоправданно долгие сроки, переполненность тюрем и недостаточный уровень медицинского обслуживания заключенных.

 

 

 

Нелицеприятным для европейского имиджа страны является история с секретными тюрьмами ЦРУ, расположенными на территории Польши. Есть сведения о грубых нарушениях в этих тюрьмах правочеловеческих норм и стандартов, включая применение пыток.

 

 

 

Учитывая внушительный список правочеловеческих проблем в ЕС, обращают на себя внимание институциональные изъяны, присутствующие в Евросоюзе в плане обеспечения прав и демократических свобод граждан, в частности, отсутствие адекватного мониторинга и поиска практических решений проблем.

 

 

 

Защита и продвижение прав человека в ЕС отнесены к сфере прерогатив государств-членов. При этом функции Еврокомиссии, а также основных мониторинговых структур Союза – таких, как Агентство ЕС по основным правам человека, омбудсмена Евросоюза, – носят ограниченный характер. Соответственно, пока нет должного критического анализа положения дел в отдельных странах ЕС, что приводит к накапливанию проблем и разрастанию их масштабов.

 

 

 

В этом контексте мы внимательно следим за ведущейся в Евросоюзе проработкой вопроса учреждения должности Специального представителя ЕС по правам человека. Есть информация, что это решение ожидается в течение июня с.г. Пока однако, не до конца понятны будущие функции и круг обязанностей Спецпредставителя. Было бы логичным, чтобы этот институт был ориентирован в том числе на конкретное решение накопившихся в Европе проблем с обеспечением прав человека и демократических свобод.

 

 

 

Российская сторона открыта для диалога с будущим Спецпредставителем ЕС по правам человека, который мог бы стать дополнительным каналом наших контактов с Евросоюзом по гуманитарно-правочеловеческому досье.

 

 

 

Отмечу, что наша задача – не критика ради критики. Мы настроены на равноправный, конструктивный диалог с Евросоюзом по вопросам прав человека и основных свобод, демократического развития, который в полной мере отвечал бы складывающимся отношениям стратегического партнерства между Россией и ЕС.

 

 

 

Проблемы с правами человека в ЕС должны обязательно рассматриваться в профильных структурах ООН, прежде всего в Совете по правам человека, а также в рамках ОБСЕ и Совета Европы. Многие из этих проблем носят трансграничный характер, а значит, требуют сложения усилий государств с целью максимально эффективного решения. Россия готова к обоюдовыгодному взаимодействию с членами ЕС во всех форматах. Такое взаимодействие существенно выиграет, если европейские коллеги откажутся от политики навязывания своих приоритетов, перестанут свысока смотреть на интересы других партнеров и создавать искусственную классификацию международных правочеловеческих обязательств.

 

 

 

В качестве Уполномоченного готов вносить в решение этой задачи посильный вклад, развивая контакты с европейскими коллегами на двусторонней основе, на многосторонних площадках и с мониторинговыми структурами ЕС.

 

 

 

Мероприятия, аналогичные сегодняшнему, было бы полезно проводить на регулярной основе, с участием представителей ключевых международных структур в сфере прав человека, а также представителей гражданского общества. Полезным было бы анализировать реальную ситуацию с соблюдением прав человека и в ряде других «развитых демократий».

 

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/96F23A1EBD7E8623442579FE0057760F

 

Выступление директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России В.А.Небензи в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему«О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского союза» 14 мая 2012 года


 

969-14-05-2012

 

 

 

 

 

Уважаемый Алексей Константинович,

 

 

 

Уважаемые коллеги,

 

 

 

Задача сегодняшних слушаний, идее которых, надо это признать, нас научили наши партнеры из Евросоюза, как мне представляется – не вывести кого-то «на чистую воду», не дать «симметричный ответ», не прийти к банальному выводу: «А ты на себя посмотри». Задача понять, что нас разделяет. Почему у нас – европейцев (а Россия – это Европа, это аксиома) подчас диаметрально противоположные подходы к концептуальным и актуальным проблемам правочеловеческого досье.

 

 

 

Я думаю, нашим друзьям из ЕС непросто будет понять, откуда проистекают многие сегодняшние проблемы в наших взаимоотношениях, если не обратиться к не столь давнему прошлому конца 80-х – начала 90-х годов.

 

 

 

Правочеловеческая тематика стала важным фактором мировой политики. Озабоченность ситуацией с правами человека становится предлогом и поводом для вмешательства, вплоть до вооруженного, во внутренние дела суверенных государств и, одновременно, методом продвижения своих внешнеполитических и экономических интересов. Именно поэтому многие страны, наученные горьким и пока еще чужим опытом, настораживаются и напрягаются, когда накаляется градус правочеловеческой риторики в их адрес. Не понимать того, что права человека стали оружием, подчас летальным, значит не понимать логику противодействия напористому продвижению правочеловеческой тематики в ее западной интерпретации.

 

 

 

В массовое сознание внедряется тезис о разделенности правочеловеческого пространства на «оазисы благополучия» на Западе и «зоны бедствия» на Востоке и Юге. Тематика прав человека инкорпорируется в различные направления многостороннего сотрудничества: преступность, терроризм, свобода передвижения, здравоохранение, экология, торгово-экономические отношения.

 

 

 

Одновременно на Западе в последнее время еще более усилилась тенденция абсолютизации прав человека на основе неолиберальных догм, игнорирующих сам фундамент западной цивилизации, основанной на христианстве и традиционных ценностях.

 

 

 

На передний план в качестве приоритетных и краеугольных для измерения правочеловеческого рейтинга выдвигаются сомнительные с точки зрения приоритетности досье (например, права сексменьшинств или наркоманов), а многие важные задачи, связанные с соблюдением социально-экономических, культурных, религиозных прав уводятся на второй план.

 

 

 

Неолиберализм на Западе превратился по сути в тоталитарное мышление, нетерпимое к инакомыслию. Все точки зрения, противоречащие догмам неолиберализма, отвергаются с порога.

 

 

 

Критика в свой собственный адрес на Западе воспринимается болезненно. Очевидные тенденции роста ксенофобии, нетерпимости, неонацизма, антисемитизма замалчиваются или списываются на «свободу слова» и «демократию». Вопиющие факты дискриминации русскоязычного населения Прибалтики, позорный феномен массового безгражданства по сути игнорируются.

 

 

 

Тихой сапой идет опасный процесс пересмотра решений Нюрнбергского трибунала. Попытки поставить на одну доску гитлеровскую Германию и Советский Союз, разделить между ними ответственность за развязывание Второй мировой войны, очевидное нежелание ссылаться на решения Нюрнбергского трибунала, заложившего основу послевоенного мироустройства, постановление по делу «Кононов против Латвии» ЕСПЧ, голосование США, Великобритании, Франции – наших союзников по антигитлеровской коалиции – против принятой по инициативе России резолюции 66-й сессии ГА ООН «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» – звенья в этой цепи.

 

 

 

Нам пытаются сказать: «Вторая мировая война – это прошлое. Мы живем уже в другом мире. Надо быть терпимее, шире, спокойнее относиться к выражению мнения, не совпадающего с вашим собственным». Слова эти вроде бы правильные, да применяют их только к нам.

 

 

 

Мне кажется, нашим партнерам в Евросоюзе необходимо понять, что до тех пор, пока от наших озабоченностей будут по сути «отмахиваться», списывать беспокоящие нас явления на проявления «свободы слова и демократии», до тех пор, пока в ЕС не осознают, что профанация темы Великой Отечественной Войны и роли Советского Союза в победе над фашизмом оскорбительна для российского национального самосознания, до тех пор мы будем смотреть с недоверием, когда нас будут «учить» правам человека. И об этом надо сказать прямо.

 

 

 

Я вовсе не пытаюсь, говоря это, обвинить Запад в огульном лицемерии. Необходимо отдавать себе отчет в том, что идеи свободы, демократии и соблюдения прав человека впитаны на Западе «с молоком матери» и составляют там основу мировоззрения и мировосприятия, искренне ассоциируются с социальной справедливостью. Евросоюз по праву может гордиться выработанным в нем массивом правочеловеческого инструментария, защищающего права простого человека перед лицом государства.

 

 

 

Однако непоколебимая уверенность наших западных партнеров в собственной правоте часто ведет к почти фанатичному упорству в отстаивании не только истинных, но и мнимых, а иногда и ложных ценностей.

 

 

 

Конечно, у нас в России есть проблемы с соблюдением прав человека и мы от этого не отмахиваемся, не закрываем на них глаза и не отказываемся их обсуждать. Мы здесь можем искренне и по доброму позавидовать достижениям ЕС в этой области, да и нам есть чем заняться для улучшения нашей собственной ситуацией с соблюдением основных прав и свобод. Законы, как известно, у нас хорошие, но вот с их имплементацией есть немало проблем.

 

 

 

Но что неприемлемо – тот менторский тон, который позволяют себе некоторые политики и общественные деятели на Западе, пытаясь учить демократии нас и другие страны. Часто они просто не утруждают себя желанием понять, что, несмотря на то, что базовые права человека универсальны, в мире существует многообразие традиций, условий, ценностей и ситуаций, и что нельзя «грести всех под одну гребенку», не учитывая это.

 

 

 

Одна из проблем заключается в том, что с нами и с другими странами не хотят серьезно, концептуально говорить о правах человека. Да, собственно, в мире, как это ни парадоксально, и нет такого форума.

 

 

 

Совет ООН по правам человека, как раз и задуманный как форум, где можно было бы неполитизированно и уважительно говорить на эту тему, на наших глазах превратился в «арену баталий», инструмент политического давления и «показательной порки» несогласных, неугодных и строптивых. Какой там «неполитизированный диалог», когда наши западные партнеры, пользуясь своим численным превосходством в Совете, едва успевают созывать экстренные сессии СПЧ и «штамповать» резолюции, осуждающие Сирию, Иран, Мьянму, и того, кто попадется им под руку. При этом в резолюцию по ситуации с правами человека в Ливии последней 19-й сессии СПЧ поправки об озабоченности положением с правами человека уже при новых властях наши партнеры вносить почему-то отказались, мотивируя это тем, что новые ливийские власти заняты сейчас построением «светлого будущего», а недавнее прошлое что вспоминать? «Кто старое помянет, тому глаз вон»! Стоило Шри Ланке возвысить свой голос против чьего-то там «империализма», как ланкийцы тут же были «примерно наказаны» принятием «ретроспективной» резолюции по событиям в Шри-Ланке трехлетней давности, несмотря на то, что в стране достаточно успешно идет процесс национального примирения.

 

 

 

Мы выступаем в принципе против эксплуатации страновых сюжетов в СПЧ. Против того, чтобы использовать СПЧ для оппортунистической отработки заказов и наказов влиятельных на Западе лоббистских групп и реализации через Совет сиюминутных политических интересов. Мы за то, чтобы использовать Совет для осмысленного межцивилизационного диалога, сближающего а не разделяющего страны в понимании проблематики прав человека с учетом местных условий, особенностей и традиций.

 

 

 

Вот, например, Россия выдвинула в СПЧ инициативу по традиционным ценностям. Во исполнение резолюции 12-й сессии СПЧ 4 октября 2010 года в Женевском отделении ООН состоялся семинар на тему «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества», собравший многих ученых, философов и общественных деятелей. Сопредседателем этого семинара была Н.А.Нарочницкая, которая в своем докладе прекрасно, интересно, умно осветила философские, культурологические, историософские основы традиционного мировоззрения. Семинар вызвал большой интерес. Приглашенные эксперты и заинтересованные страны говорили о концептуальных основах традиций, о необходимости разумного консерватизма, об уважении к различию культур, а им в ответ – мол, «бросьте, есть универсальные ценности и не морочьте нам голову ценностями традиционными. Все это – просто уловка, чтобы отвлечь наше внимание от более актуальных проблем», таких, например, как т.н. «дискриминация сексменьшинств».

 

 

 

В нашей Конституции права человека закреплены развернуто и эксплицитно. Международные обязательства являются составной частью российской правовой системы. Россия не сделала ни одной оговорки при ратификации международных правозащитных договоров.

 

 

 

Многие страны Евросоюза не спешат брать на себя международные обязательства. А одновременно нас Евросоюз призывает ратифицировать конвенции, которые еще не ратифицированы некоторыми его членами. Рядом государств ЕС сделаны оговорки к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Международному пакту о гражданских и политических правах. Не ратифицирован целый ряд протоколов к Европейской конвенции о правах человека, конвенции о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей, другие важные инструменты.

 

 

 

Нам следует рекомендовать партнерам по Евросоюзу активно работать над расширением и укреплением своих юридических обязательств. Это необходимо делать на всех уровнях – парламентском, двустороннем, в ходе Универсального периодического обзора в рамках СПЧ.

 

 

 

Существует значительный массив рекомендаций в адрес Евросоюза со стороны международных контрольных процедур в области прав человека – в рамках ООН или Совета Европы. Отнюдь не все эти рекомендации претворяются в жизнь. Некоторые игнорируются, отвергаются или не исполняются десятилетиями. А, между тем, контрольные механизмы высвечивают реальные проблемы и, как правило, предлагают разумные пути их решения.

 

 

 

Одна из проблем нашего двустороннего внешнеполитического диалога по правам человека с Евросоюзом – отсутствие четкого разделения ответственности между государствами ЕС и евроструктурами, а также недостаточная работа партнеров в отношении наших озабоченностей. Если мы ставим острую проблему, в ответ, как правило, разводят руками и ссылаются на то, что это, мол, компетенция государств, а не Еврокомиссии.

 

 

 

В заключение хотел бы сказать, что у России и Евросоюза общий набор приоритетов – демократия, сотрудничество, уважение к правам человека. Нам необходимо вместе стремиться к тому, чтобы человек, его достоинство, права и свободы были высшей ценностью, чтобы общество и государство обеспечивало условия для полного и гармоничного развития человеческой личности. Права человека – это цель и ценность, а не только инструмент внешней политики.

 

 

 

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D34A888399FD87E3442579FE0055F28A




Вернуться назад