ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Почему старые моторы гораздо надёжнее современных

Почему старые моторы гораздо надёжнее современных


Сегодня, 09:01. Разместил: Око Политика



Современные автомобили вызывают столько претензий, что редко какая модель не вызывает критику со стороны водителей. Причём немалая часть претензий касается силовой установки. Перегрев, частые поломки одних и тех же деталей, общая нестабильность работы, маленький ресурс и многое другое портит жизнь автовладельцев.

Так почему ещё несколько десятилетий назад моторы служили гораздо дольше, а работали лучше?



1. Чем сложнее, тем хуже



Двигатель Volvo V8./ Фото: drive2.ru



Когда-то конструкция двигателей была гораздо проще, и лишь на дорогостоящие автомобили устанавливались по-настоящему сложные моторы с увеличенными характеристиками. Если с мотором в массовой модели случалась какая-нибудь не очень существенная неприятность, то водитель, который не желал переплачивать за пустяковый ремонт, вполне мог взяться за ключ и самостоятельно решить проблему. Сейчас такое провернуть смогут лишь единицы. Сложность силовые установки стали гораздо сложнее, деталей в них намного больше, и каждая из них со временем изнашивается. Как следствие — чем сложнее двигатель, тем больше шанс на его поломку, и причина для этого может быть по-настоящему смехотворной. Сложная конструкция, тем более с использованием многочисленной электроники и датчиков, неизбежно ломается чаще, а вот диагностика и ремонт могут стоить немалых денег. Это общая проблема, и касается она всех современных двигателей без исключения.


2. Чем меньше, тем хуже



Geely Coolray с трёхцилиндровым мотором./ Фото: iz.ru


На самом деле, половина всех проблем современных двигателей происходит из стремления сделать «как лучше». Главных же причин всего три: сделать автомобиль дешевле, уменьшить расход топлива и снизить количество выбросов в атмосферу. В это сложно поверить, но источник всех бед — желание сэкономить и улучшить экологическую обстановку. Сейчас производители поголовно уменьшают объём двигателей, а вместо больших и мощных V8 используют более экономичные шестицилиндровые моторы. Таким образом снижается и расход топлива, и количество вредных выбросов, а попутно силовая установка становится меньше и легче. К страдающим от даунсайзинга моторам можно добавить и совсем бюджетные, имеющие всего три цилиндра. И те, и другие имеют общую черту — им глобально не хватает мощности. Первые предназначаются для довольно дорогих машин, которые просто не будут продаваться без турбины, а вторые маломощные и без турбонагнетателя машину вытянуть не могут. Как итог — они все страдают от повышенного износа.


3. Чем мощнее, тем хуже



Система турбонаддува Porsche./ Фото: pinterest.com


Турбина – бич современных двигателей, а в широком её использовании виноваты любители погонять на трассе на пару с маркетологами. Первым просто нравится ездить с ветерком, наплевав на все ограничения. Они покупают мощный автомобиль с турбонаддувом и радуются мощному мотору. Вторые же рады были воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы широко разрекламировать силовые установки, из которых выжимают лошадиные силы по максимуму. В идеале же на обычной машине вообще не нужен турбонаддув, она хорошо будет ехать и без него, а вот ресурс у атмосферника ощутимо выше. В свою очередь, турбонагнетатель переводит мотор в жесткий режим эксплуатации. Давление в цилиндрах при этом больше, а нагрузки выше, к тому же эксплуатация наддувных двигателей связана вызывает целый ряд побочных проблем и ведёт к лишним расходам на техническое обслуживание.


4. Чем экологичнее, тем хуже



Задиры на цилиндре./ Фото: drive2.ru


Правительства некоторых стран вовсю поддерживают нефтяных и автомобильных магнатов, они даже лоббируют законы в их интересах, что, в принципе, и явилось одной из причин настолько плачевной экологической ситуации. Теперь же на автопроизводителей давят всё сильнее, заставляя вводить более жесткие экостандарты. В своё время именно по этой причине в машинах и появились каталитические нейтрализаторы, а в не столь далёком прошлом его улучшили и передвинули гораздо ближе к двигателю. Теперь он находится в непосредственной близости от выпускных клапанов, что причиняет определённые проблемы и снижает ресурс мотора. В процессе эксплуатации керамические элементы нейтрализатора начинают разрушаться, а образующаяся крошка понемногу попадает в цилиндры через приоткрытые выпускные клапаны. Ни к чему хорошему это не приводит, и на внутренней поверхности появляются задиры.


5. Чем легче, тем хуже



Блок цилиндров./ Фото: vseprodvigateli.ru


На протяжении всей истории автомобиль пытались сделать как можно легче. Среди прочего, так можно было увеличить его скорость и уменьшить потребление топлива, что для конечного потребителя было очень важно. Что только для этого ни делали: использовали облегчённые сплавы и делали пространственные конструкции вместо сплошных. Одним же из способов стал пересмотр конструкции двигателя и отказ от использования чугуна для изготовления блока цилиндров. Чугунный двигатель был очень тяжёлым, особенно если речь заходила о шести- или восьмицилиндровых моторах. В итоге вес силовой установки составлял немалую часть веса всего автомобиля. Использование более лёгких, но прочных алюминиевых сплавов позволило решить эту проблему, но появилась новая – снижение общего ресурса мотора.


Треснувший цилиндр./ Фото: stroitelsport.ru


Современные двигатели строятся из отдельных цилиндров, не связанных друг с другом, и в этом их большой недостаток по сравнению с чугунными двигателями. Поскольку сам алюминий гораздо мягче, чем чугун, и не может выдерживать слишком большие нагрузки, для цилиндров делают чугунные вкладыши или же внутреннюю сторону покрывают более прочным и твёрдым напылением. В любом случае жёсткость такой конструкции намного меньше, чем у классического чугунного мотора. В процессе эксплуатации из-за постоянных нагрузок в полной мере проявляется усталость металла, и цилиндры начинают деформироваться. Причём в целом ряде случаев это происходит уже через 100-150 тысяч километров пробега.


6. Снижение трения. Тоже плохо?



Оппозитный 6-цилиндровый двигатель./ Фото: carfromjapan.com


Прописная истина: чем ниже трение, тем лучше и дольше должен работать двигатель. В первую очередь это касается непосредственно цилиндров, ведь из-за трения они больше изнашиваются и быстрее выходят из строя. Это же касается и остальных узлов. Они находятся в постоянном движении, а значит, соприкасаются друг с другом, нагреваются и теряют свой ресурс. С этой проблемой инженеры справляются не только при помощи хорошей смазки, но и уменьшением площади трения. Вот только в этом случае уменьшить площадь трения — значит сделать меньше саму деталь.

Поршневые пальцы, шейки коленчатых валов, подшипники, вкладыши и многое другое было уменьшено ради этой цели. Благо, одновременно с этим стали применять более прочные сплавы, но только для части деталей, из-за чего уменьшилась общая прочность и способность выдерживать сильные нагрузки. К тому же это потребовало дополнительных шагов, например, использования более жидких смазочных материалов. В совокупности это самым болезненным образом ударило по ресурсу двигателей.


Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit.



Вернуться назад