ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Шоссе Энтузиастов в Москве. Каких таких "энтузиастов"?
Шоссе Энтузиастов в Москве. Каких таких "энтузиастов"?12-08-2022, 22:16. Разместил: Око Политика |
Шоссе Энтузиастов — одна из крупнейших магистралей Москвы. Но почему оно так странно называется? Кто такие энтузиасты?
Изначально, это была дорога на Владимир. Она появилась примерно в 15 веке, чтобы соединить Москву с этим городом. Это был новый более удобный и короткий путь. Раньше дорога уже существовала и проходила в другом месте — через село Стромынь. До 17 века новое «шоссе» также использовали, для того чтобы возить продовольствие, продукцию из льна и другие необходимые для царской жизни вещи село Измайлово. Однако среди обычных жителей, со временем, эту часть Владимирского тракта стали называть просто «Владимирка». Так как это место с 17 века стало начальным пунктом отправления заключённых на каторгу в Сибирь. Путь тяжелее самой каторги. В в колоннах двигались участники крестьянских восстаний, декабристы и другие противники самодержавия. Причём шли они пешком, закованные в кандалы. Группа передвигалась не по проезжей части, а по разбитым грунтовым тропам, которые располагались рядом. Каторжники были обязаны проходить в месяц более 533 километров пути. Например, такими темпами, они могли дойти до города Нерчинска примерно за полтора-два года. Интересно, что время «путешествия» в основной срок каторги не засчитывалось. Многие арестанты считали, что путь был сложнее самой каторги. В том числе потому, что Владимирский тракт работал круглый год. Здесь ходили здесь и в сильные морозы, и во времена весенних половодий, и в летнюю жару. Причём «проходимость» у дороги была не маленькой. Число ссыльных по документам Тюменского приказа с 1853 по 1862 гг. составило более 100 тысяч человек. И каждый год цифра увеличивалась, превысив в 1890-м отметку в 260 тысяч ссыльных. Кто такие энтузиасты? Своё значение «Владимирка» потеряла лишь в конце 19 века, когда ввели в строй Транссибирскую магистраль. Тогда каторжан перестали водить до места ссылки пешком. И стали отвозить в Сибирь по железной дороге. После этого местность стала застраиваться предприятиями. Появлялись рабочие посёлки. Например, предшественник знаменитой Дангауэровки в районе современной станции метро Авиамоторная. Но москвичи ещё долго помнили, что раньше происходило на этой дороге. Даже некоторые писатели упоминали Владимирский тракт. Например, А.П. Чехов характеризовал дорогу, как «горестную и безнадёжную». А многие революционные агитаторы в начале 20 века использовали историю «Владимирки», чтобы показать жестокость самодержавия. Большевики решили расправиться с дурной славой этих мест. Поэтому в 1919 году по инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского дорогу переименовали в Шоссе Энтузиастов. Под последними предложили понимать революционеров, которые пожертвовали своей свободой, но не отказались от тех идей, в которые верили. Т.е. в честь революционеров и политических заключённых, которые были отправлены царским правительством в ссылку и следовали туда по этой дороге Сейчас о мрачной истории шоссе Энтузиастов уже ничего не напоминает. А многие москвичи и не задумываются, кто эти самые энтузиасты, в честь которых магистраль получила название… Вернуться назад |