ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Виктор Мараховский: Большая мечта
Виктор Мараховский: Большая мечта10-05-2011, 13:33. Разместил: VP |
|||
«Почему поляки не любят Россию? Потому что они сами хотели стать Россией».
Уважаемые читатели! Нам необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем его членам всестороннее развитие их физических и умственных способностей; чтобы члены общества имели возможности получить такое образование, которое позволит им стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу разделения труда, к какой-либо одной.
Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени для образования. Нужно также коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату минимум вдвое, особенно путем систематического снижения цен. Только после выполнения всех этих предварительных условий можно будет надеяться, что труд будет превращен в глазах членов общества из обузы «в первую жизненную необходимость», что общественная собственность будет расцениваться как незыблемая и неприкосновенная основа существования общества.
…Если вам кажется, что автор, написав это, лишний раз доказал, что он ни фига не понимает в экономике, социологии, психологии и эффективном менеджменте – то лучше почитайте что-нибудь актуальное, про низшие классы. Если же перечисленные выше задачи, поставленные перед соотечественниками стареньким председателем Совета министров СССР за год до смерти, в 1952 году, кажутся вам не лишенными смысла – давайте об этом поговорим.
Чему сегодня, спустя 60 лет, мы можем позавидовать в этом тексте? Тому, что в нём на полном серьезе обсуждаются технические аспекты реализации Большой Мечты. И эта мечта обозначена ясно и чётко: обязательное и всестороннее развитие -- для всех.
Сегодня в нашей реальности легально существуют, по большому счёту, лишь два вида мечты – упорно делающих вид, будто они пребывают в жестокой нанайской борьбе, хотя на самом деле взаимодополняющих. Это, коротко говоря, мечта «Шанс для любого» и мечта «Возможности для каждого». И обе, если честно, дрянь.
Первый вариант мечты известен как Большая Американская. По ряду причин она профункционировала достаточно долго, чтобы в неё продолжали верить жители страны, недавно кинувшей своих граждан на пенсии, задолжавшей всему миру денег как тридцать Африк, воюющей на четырёх континентах и имеющей порядка 800 тыс. детей-бомжей. Они и верят в неё до сих пор.
Но, как показала отечественная практика – нам такая мечта не подходит, хотя её по-прежнему пытаются внедрять разного уровня мыслители в галстуках. Дело в том, что эта мечта – экспортная и эмигрантская по сути своей: обнаружить в себе востребованный моментом ресурс и свалить на большие деньги туда, где в данный момент эта самая востребованность есть. То есть такая мечта годится для людей, воображающих себя никелем или углеводородами. А 200-миллионному народу с обоснованным самоуважением – поголовно считать себя экспортным сырьём невозможно.
Кстати, Большая Американская Мечта -- эмигрантская не только у нас или в стремительно пустеющей под ее влиянием Восточной Европе. В самой Америке она тоже эмигрантская, да еще как. Вспомним оскароносный художественный фильм «Умница Уилл Хантинг» 1997 г., где лучший друг главного героя (математического гения, живущего в гетто) от всей души желает ему «однажды утром исчезнуть отсюда». То есть эмигрировать из вечного, не поддающегося изменению гетто в приличный мир.
Большие Американские мечтатели не настолько тупы, чтобы верить, будто в казино успеха могут выиграть все. И они никогда даже не пытались надеяться на ликвидацию гетто.
Второй вид мечты – «возможности для каждого» - до последнего времени был известен как «европейское социальное государство». И представлял собой как бы альтернативу первому. Ну вы знаете: это когда всем безработным – пособие и обучающие курсы фотошопа, наркоманам - чистый шприц и метадон, а студентам - бесплатное образование и скидки. От любого миллиардного выигрыша, не важно чьего, отщипывается кусочек -- и всем достаётся гарантированный, более или менее жирный, минимум.
У этой мечты две проблемы. Во-первых, это вообще никакая не мечта, а так -- условия содержания.
А во-вторых -- она сейчас не в лучшей форме. Сегодня, после «латентных дефолтов» в Греции, Португалии и Ирландии, после обрубания социалки в Британии, Германии и Франции с Италией -- говорить о «социальном государстве как цели» можно разве что применительно к маленьким Швеции и Финляндии. Но это тоже можно говорить только от недоинформированности: в обеих странах происходит медленный, нордический, но неуклонный демонтаж социального государства, рассчитанный лет на пять-десять. Потому что их «коллективную ренту» в остальном мире скоро некому станет обеспечивать, и Швеция с Финляндией это знают.
…И есть, наконец, третий вид мечты. Сегодня он – не то чтобы нелегальный, а просто неприличный, и поэтому как бы несуществующий. Основные положения его процитированы мною в самом начале. Эта мечта говорит не «о шансах для любого» и не о «возможностях для каждого» -- а об обязательном и всеобщем развитии для всех.
Эта мечта как само собой разумеющееся предполагает, что цивилизация должна быть достойна людей – и что люди должны, обязаны быть достойны своей цивилизации. Тем самым эта мечта противостоит как Большой Американской, ничего особенного не требующей от системы, так и Европейской Социальной – ничего особенного не требующей от человека.
Эта мечта предполагает, например, что люди должны быть образованны – и что их образование должно применяться на Родине, а не быть пропуском на другую, чистую половину глобуса. Что «Лады» должны быть полноценными, мастерски сделанными машинами – и что те, кто их покупает, должны быть мастерами каких-нибудь реальных дел, а не «сеошниками и сммэсниками» (а противном случае они только «тазиков» и достойны – даже если рассекают на паркетниках, они просто спекулянты). Что у властей должна быть власть – и прилагающаяся к ней ответственность, равная уровню власти. Что прямое участие во власти (и ответственности) должно быть осознаваемой обязанностью каждого гражданина. Что конечной целью, наконец, должно стать непрерывное развитие всех – в том числе тех, кто сегодня бомжует по малолетству, тех, кто обучается на сеошников, и тех, кто никому не верит, потому что все вокруг сволочи и гады.
Этой мечты о будущем для всех -- сегодня у нас ещё нет. Её только предстоит вспомнить и сформулировать по-новому.
Но когда мы с вами, уважаемые читатели, будем её формулировать – не следует забывать, кто, не стесняясь, мечтал её до нас. Вернуться назад |