ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > 300 комсомольцев на 6 вёрст узкоколейки, Осударева дорога и электросамокаты в 1958 году
300 комсомольцев на 6 вёрст узкоколейки, Осударева дорога и электросамокаты в 1958 году3-07-2021, 18:20. Разместил: Око Политика |
1. К эпизоду строительства узкоколейки в романе «Как закалялась сталь» нашлись новые вопросы. Не только с точки зрения здравого смысла и общей организации процесса, но в чисто технологическом плане. Напомню фабулу: вредители в 1921 году отправили трудармию рубить дрова в лесах под Киевом. Затем вредители складировали их там, где нет железной дороги для вывоза. Другие вредители не озаботились проблемою дров вплоть до самого наступления зимы. И вот, чтобы город не замёрз, доблестные партийцы послали комсомольцев строить дорогу. Читатель alexey_zharikov цитирует анализ этого эпизода писателем Михаилом Веллером: https://olegmakarenko.ru/2173399.html?thread=809767639#t809767639 Про узкоколейку. Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои? Добавлю, кстати, от себя, что для временных перевозок раньше использовали даже не узкоколейку, а так называемую «декавилевскую колею». Такая временная дорога прокладывается вообще моментально: https://ru.wikipedia.org/wiki/Декавилевская_колея Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Будучи сыном фермера Арманда Декавиля, Поль занимался производством свеклы для своего винокуренного производства. Ненастная погода, превратившая все грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы порядка 9 тысяч тонн на своих полях заставили искать выход. Декавиль придумал изготавливать рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов, каждый из которых весил немного, но при этом легко монтировался и демонтировался. Для спасения урожая с полей этого оказалось вполне достаточно — были сделаны небольшие вагонетки, передвигаемые вручную. На историческом форуме, однако, нашёлся пост, в котором метод строительства «по Веллеру» раскритиковали и предложили свою версию, почему комсомольцы так долго и тяжело строили: http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=6713 Веллер строил временную ветку для колхоза или леспромхоза. Это совершенно точно видно из описания – 9 человек в глуши строят дорогу. Без понимания технологий. Явно по этой дороге не собираются пускать ничего серьёзного. 2. Для сравнения, вот как строили в диком 18 веке. Когда во время Северной войны Петру I понадобилось построить дорогу на месте нынешнего Беломорканала (чтобы перевозить грузы из Балтики на Белое море и обратно), задачу выполнили в два счёта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Осударева_дорога Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, строительство вели около 5 000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Работы производились двумя строительными группами — северной и южной, продвигавшимися навстречу друг другу. Северный участок (94 версты) включал строительство пристани на мысе Вардегорский Белого моря и сухопутный участок до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Южный участок составил 80 вёрст. Получается в среднем один крестьянин на 37 метров за 20 дней. Конечно, стройка велась летом и технические требования к дороге были невысокими (легенда гласит, что по ней даже перетащили два корабля-фрегата – но это, вероятно, всего лишь легенда). В любом случае, организовать столь грандиозную стройку и прорубить столь длинную дорогу в суровых северных лесах за столь короткий срок – выдающееся достижение. 3. Писатель-историк Сергей Цветков приводит пророческую карикатуру из журнала «Крокодил» от 1958 года: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/1702966.html Согласитесь, весьма похоже на нынешнюю доставку дронами и сегвеи/электросамокаты (на картинке показаны выхлопы, но давайте не будем сильно придираться к инженерам-карикатуристам). Очевидно, более 60 лет назад в Советском Союзе были люди, которые понимали, в каком направлении следует развивать технологии, чтобы сделать повседневную жизнь людей лучше, а перемещения по городу проще. Безусловно, было и огромное количество талантливых технарей, которые могли бы эти идеи воплощать в жизнь. Жаль, что золотые руки наших Кулибиных были крепко связаны социалистической экономикой, где не было ни свободных капиталов, ни хотя бы материалов и инструментов для технических хобби. Советские Форды не могли открывать собственные стартапы, не могли доводить свои изобретения до коммерческой реализации. Вернуться назад |