ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Хотите поговорить серьёзно об образовании?
Хотите поговорить серьёзно об образовании?12-05-2021, 17:56. Разместил: Око Политика |
Ладно, поговорим! Но не в виде лозунгов и размахивания транспарантами, а системно и обстоятельно
Никто же не говорит, что советская система образования не была лучшей. Была. На своё время и для своих задач. Проблема в том, что времена изменились, обстоятельства и задачи тоже.
Но это не являлось панацеей тогда, и тем более не будет панацеей теперь. Потому что и тогда советская система не давала критического и логического мышления всем. Поэтому я и писал про «заряжателей воды от Чумака» и верящих журналу «Огонёк».
Впрочем, давайте системно.
На эту тему толстые книжки написаны профессорами психологии, и во всей полноте я в маленькой статье её, конечно, не раскрою. Если кратко, то одни учителя сами по себе эту мотивацию дать не могут. Бывают, конечно, уникумы типа Макаренко, но там и обстоятельства были уникальные – те учителя заменяли беспризорникам отсутствовавшие у них семьи.
А в нормальных, не экстремальных случаях мотивировать к получению знаний должны, прежде всего, родители. В том числе личным примером.
Как там, много взрослых у нас продолжает регулярно учиться? Или школу/универ закончил и «я своё уже отучился»?
А ведь потребность в перманентном личностном развитии – это естественная штука, в норме исчезать не должна. Как там дедушка Ленин говорил? «Учиться, учиться и учиться».
Для меня вот личным примером был дед, который даже на пенсии продолжал до последнего дня много работать (в том числе физически) и много читать.
И эту часть вы никак на школу не должны и не можете спихнуть – вы, и только вы должны быть примером для ваших детей. И в учёбе, и в жизни. Это персональная ответственность каждого.
А. Существенно выросло количество информации, которое необходимо усвоить школьнику/студенту. Количество знаний выросло по сравнению с, например, 30-ми годами прошлого века в разы.
Б. Существенно выросло количество информации, которое приходится обрабатывать каждому из нас в течение дня. Плотность информационного потока выросла многократно.
Могут ли справиться с этими вызовами старые методики обучения (какими бы хорошими они ни были в своё время)? Давайте будем честными – нет, не могут.
Вот я – профессиональный аналитик, который заточен под обработку больших массивов информации в ежедневном режиме. И то, иногда не справляюсь, чувствую, как меня захлёстывает и перегружает.
А подавляющее большинство не обучено и не готово к таким потокам. Особенно дети и подростки.
В результате – перегруз, потеря интереса, рассеянное внимание и апатия.
В результате – фрагментарность и бессистемность получаемых знаний, чрезвычайно низкий уровень остаточных знаний (того, что остаётся в голове после сдачи экзаменов).
В результате – утомляемость и низкая работоспособность.
Что, я разве говорю какие-то сложные или оторванные от реальности вещи? Никто с таким никогда не сталкивался?
А когда вы в последний раз слышали, чтобы кто-то озвучивал это в качестве обсуждаемой проблемы? Когда кто-то обсуждал, какими способами и методами можно повысить скорость и качество усвоения информации учениками?
Как научить отличать правдивую информацию от фейков? Как перепроверять информацию из разных источников? Как не подпадать под манипуляции? Как отличить беспристрастные факты от оценочных суждений? И многое другое.
Когда кто-то вообще в последний раз обсуждал методологию преподавания, а не методологию оценивания? Потому что ЕГЭ – это именно методика оценивания, а не преподавания.
Более того, когда кто-то говорил о том, что ученикам нужно не только правильно учиться, но и правильно отдыхать? Вы вообще слышали дискуссию о методах и способах рекреации учащихся?
Рекреация – комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. Не, не слышали о таком.
Эффективно учиться и эффективно отдыхать – вот о чём должно идти обсуждение образовательного процесса.
Проблема в том, что об образовании сплошь и рядом пытаются рассуждать те, кто учебник педагогики не видел в глаза, а может только таращить глаза и кричать «Отмените ЕГЭ! Верните советскую систему!», то есть заниматься голым бессмысленным популизмом.
Они же даже не знают, как формулируется основная задача педагогики. Всего двумя словами: научить учиться!
Вместо разговора по существу безудержный популизм, бич современности. Лозунговое мышление, для жертв устаревших методов образования (шутка, но не совсем).
P.S: Я, кстати, не знаю правильных ответов. Но я хотя бы пытаюсь задавать правильные вопросы.
Вернуться назад |