Текстовая версия (но лучше смотреть видео, для полноты восприятия):
Социально-экономический анализ «Киберпанка» – задача, скажем прямо, нетривиальная. Потому что слишком просто скатиться в набор банальностей типа «Капитализм убивает», а в результате так и не сказать чего-то нового и оригинального. Поэтому мы и не торопились, стремясь для начала поглубже погрузиться в этот мир, проникнуться его атмосферой и лором. И, скажем честно, собраться с духом перед таким ответственным делом. Поехали.
Жанр киберпанка в целом характеризуется наличием двух признаков – high-tech и low-life. То есть это мир, в котором высокие технологии не привели ни к росту духовности, ни к росту материального благополучия большинства жителей.
Мир «Киберпанка» – это постоянный контраст между небоскрёбами и трущобами, между технологиями и суевериями, между голодом и пресыщенностью, между человеком и техникой. Высокие технологии есть, но они доступны не всем, а только определённой ограниченной корпоративной элите. И эти технологии не снижают эксплуатацию человека человеком, а только увеличивают социально-экономический разрыв между богатыми и бедными.
Так было, например, в «Изменённом углероде», где одни живут на парящих в небесах облаках, обладая фактическим бессмертием, генно-модернизированными телами и скопированным на резервный сервер на спутнике сознанием, а другие получают больное стариковское тело «из неликвида» и вынуждены прозябать таким образом в непрерывных мучениях.
Во многом схожая ситуация и в «Киберпанке-2077», где крупнейшие корпорации разрабатывают проекты личного бессмертия с копированием сознания на специальный чип. Но не для всех, а только для глав этих самых корпораций и их ближайшего окружения.
Собственно, одна из первых миссий в игре, обучающая – это как раз спасение такой девушки из элиты, которую похитили торговцы органами, и у которой «платиновая» страховка. Платиновая – это в том числе специальная летающая «скорая помощь» с квалифицированными медиками и вооружённой охраной. И дальше на протяжении всей игры нам будут показывать этот контраст между богатством и гламуром одних, и нищетой других.
При этом огромное благосостояние и власть не даёт счастья. В верхах корпоративного общества плетутся бесконечные интриги, никто никому не доверяет, нет места любви и дружбе, сыновья убивают отцов, а братья сестёр – и всё это ради денег и влияния.
И, наоборот, где-нибудь на улицах города или в пустоши среди номадов живут дружными семьями (не без проблем и ссор, конечно), заботятся друг о друге, искренне переживают боль утраты. Здесь есть место и любви, и дружбе.
Мир «Киберпанка» – это мир, в котором описанное ещё Гегелем противопоставление государства и корпораций завершилось победой корпораций. Государство превратилось в формальный придаток при корпорациях, которые реально имеют собственные армии и спецслужбы, контролируют целые регионы планеты (как в недавно вышедшей «Outer Worlds») и ведут между собой такие же войны, как ранее вели между собой государства. Вплоть до использования ядерного оружия.
Опять же, по миру «Киберпанка» разбросаны информационные чипы и планшеты, из которых мы лучше узнаём историю этого мира. О брошенных на произвол судьбы ветеранах корпоративных войн, об экспериментальных наркотиках, о разгромленных профсоюзах и многом другом. А ещё оттуда же мы узнаем, что где-то в этом мире сохранился Советский Союз с бесплатным образованием, бесплатной медициной и прочей социалкой. Но для жителей киберпанка он что-то типа далёкой несбыточной сказки.
Главным действующим лицом этого мира, конечно, является Джонни Сильверхенд и его бунт против корпораций. Джонни не любит людей, не сочувствует и не сопереживает им, не пытается помочь кому-то и сделать их жизнь лучше. У него нет чёткой идеологии, нет видения будущего, нет представления, как можно улучшить этот мир. Он не пытается создать партию, организацию, движение, контрсистему. Несмотря на наличие ситуативных помощников – он одиночка. Его переполняет ярость, ненависть и жажда разрушения.
И бунт его такой же – слепое стремление уничтожать, убивать, разрушать. Не задумываясь о последствиях. Собственно, именно поэтому его попытка взорвать башню одной из корпораций в прошлом ни к чему не привела. Да и не могла привести.
Даже если бы ему удалось уничтожить данную конкретную корпорацию (вернее, её руководство, потому что сама корпорация слишком большая, и не помещается в одной башне), то это бы ничего не изменило в картине мира в целом. Освободившиеся рынки и ниши сразу же захватили бы другие аналогичные корпорации, а общая Система осталась бы прежней. Просто вместо продукции корпорации «Оросака» все бы покупали продукцию корпорации «Выкусака». Возможно, худшего качества. Возможно, дороже. Возможно, руководство этой корпорации было бы ещё более жестоким и аморальным.
Но Джонни Сильверхенду это не важно. Он не думает о результатах и последствиях. Джонни слишком эгоистичен для этого. Джонни упивается своим гневом и чувством своего морального превосходства. Зачастую мнимого, потому что он сам не может объяснить, чем он лучше – он, как и корпорации, несёт разрушение и смерть. И, как и корпорации, продаёт эмоции – только посредством своей музыки. Поверхностное, эмоциональное, безответственное поведение – это чётко выраженный инфантилизм Джонни (как и его постоянные рассказы о том, у кого длиннее). Джонни Сильверхенд – это избалованный ребёнок этого мира.
Реагировать, а не думать. Протест ради протеста. Странно, что когда он закладывал бомбу, то не выложил это в «тик-токе». Ставьте лайк, если хотите, чтобы я взорвал это чёртово здание! Хотя нет, самолюбованию Джонни не нужны чужие лайки, он для этого слишком нарциссичен. И его «Нас ждёт город, чтобы его сжечь» – это восприятие города (и социума в целом) как игрушки, которая существует для развлечения великовозрастного мальчика и успела ему надоесть.
Бунт Сильверхенда – это манифестация себя, а не манифестация «Другой мир возможен». Сильверхенд не предлагает альтернативу, его суть – это голое отрицание, нигилизм. Альтернативы не видно, и это самое страшное, что есть в этом мире.
В нашем мире тоже был аналогичный персонаж – Огюст Бланки. За свою жизнь осуществил пять или шесть революций, много лет сидел в тюрьмах (причём зачастую его туда бросали бывшие соратники, которых он приводил к власти), но так ничему не научился и ничего не осознал. Даже придумали особый термин, «бланкизм». То есть действие ради действия, не имеющее чёткого плана и конкретных социально-экономических и исторических целей.
У братьев Стругацких в «Трудно быть богом» тоже был похожий персонаж – Арата Красивый. Тоже устраивал крестьянские восстания, убивал феодалов, непрерывно воевал, но так ничего и не добился.
Конечно, писать манифесты и программы, разрабатывать теоретическую базу и программы реформ, создавать партию и собирать в неё единомышленников, пропагандировать и убеждать, организовывать и направлять – это слишком долго, сложно и скучно. Вылезти на картонный броневичок с лозунгами «Мы здесь власть», «Капитализм убивает» или «Йа кросаучег» гораздо проще и веселее. Вот только это не даст долгосрочного результата. Впрочем, детям (любого возраста) результат и не важен, их больше интересует сам процесс. Чтобы модно, весело, молодёжно, тусовка и драйв.
Но вернёмся к нашему «Киберпанку». Как формируется такой мир и можно ли найти из него выход? Коллективный выход, а не личный эскапизм в форме бегства в алкоголизм, наркотики, виртуальность или отшельничество в удалённых уголках пустоши…
«Киберпанк» формируется в условиях доминирующей идеологии социал-дарвинизма и абсолютизации свободного рынка. Неолиберализм в чистом виде. Мы видим проявления этого в последнее время, например, как высказывания в стиле «Частные корпорации могут осуществлять цензуру, как им вздумается».
Или в проявлениях так называемой «культуры отмены». Когда за неправильное слово или действие человек фактически вычёркивается из общественной жизни – его самого увольняют, осуждают и преследуют, его фильмы, песни или картины изымаются из ротации, их выкидывают из галерей и музеев, перестают записывать и снимать и так далее. Причём даже в том случае, когда то, что он совершил в прошлом, было приемлемым тогда и перестало быть приемлемым уже потом. То есть законы государства обратной силы не имеют, а на репрессии SJW и «культуры отмены» юридические нормы не распространяются.
Более того, вообще не существует какого-то формального свода «законов» этого движения, список «преступлений» постоянно дополняется. И ещё вчера ты невинно троллил ту толстуху или этого лысого, а сегодня ты абьюзер, расист и токсичная цисгендерная мразь. Сегодня на Западе быть белым стало «привилегией, которую нужно стыдиться», а завтра преступниками объявят голубоглазых или рыжих. Или слишком высоких. Предложив укоротить их «на целую голову».
Многие не осознают, но «культура отмены» – это и есть форма корпоративного террора. Когда жадные до денег грантоеды, изображающие из себя «борцов за права меньшинств», атакуют и преследуют тех, на кого укажут их корпоративные боссы и спонсоры.
В результате всего этого, во-первых, целые идеологии и направления философской мысли становятся «токсичными», запретными и осуждаемыми, что убивает пространство мысли. А во-вторых, любое инакомыслие убирается из публичного пространства, преследуется и загоняется в подполье. И не могущее реализовать себя в легальном поле инакомыслие порождает Джонни Сильверхендов, бессмысленных и беспощадных. «Колумбайны», «посталы» и массовые расстрелы. Опять же, невозможность публичной дискуссии ввиду наличия «единственно правильной мейнстримной точки зрения» приводит к невозможности даже просто озвучивать существующие проблемы, не говоря уже об их осмыслении и поиске решения.
Поэтому мир будущего «Киберпанка» – это мир без будущего. Где даже новые технологии не приводят к изменениям, а воспроизводят «как сегодня, но с лазерами и звездолётами».
Вы чувствуете, что в обсуждении «Киберпанка-2077» мы как-то всё время сваливаемся в нашу современную реальность? Может быть потому, что киберпанк, со всем его абсурдом, постмодернизмом и постреализмом, местами уже наступил?
P.S. С этого ролика через полчаса после выкладывания сняли монетизацию с формулировкой "за антикапиталистическую пропаганду". И с намёком, что если мы будем продолжать, то канал выпилят. Впрочем, мы делали его не ради монетизации, так что пофиг. А как там с монетизацией у всяких вместолевых блогеров с Ютубчика? Нормально? Видимо, фразы "Капитализм убивает" капитализму не страшны...
https://alexandr-rogers.livejo...
Вернуться назад
|