ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Киборги на горизонте

Киборги на горизонте


3-03-2011, 16:18. Разместил: VP

Елена Деменкова, Георгий Петров

 

Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма.

 

Часть 1 …


 

Время, когда сбываются сны

 

...Помните, в одной из «Хроник Нарнии» герои, путешествующие на корабле, попали в страшное место, где сбывались сны? Так вот, в реальности это место называется даже не «Россия», а планета Земля. Время - начало XXI века. Сны, которые видели фантасты на протяжении всего XX века, начинают сбываться. Только пока мы - я имею в виду не только жителей нашей страны, - не спешим выплыть на чистую воду, более того, нам почему-то очень хочется досмотреть этот страшный сон до конца.


В начале января я раздала своим знакомым текст брошюры, подготовленной к печати новосибирскими журналистами с целью проверить, как воспримут факты, изложенные в их исследовании, люди, далекие от проблем форсайт-проекта, ювенальной юстиции и прочего, будоражившего умы авторов на протяжении минувшего года. Факты, действительно, ошеломляющие, с трудом поддающиеся осознанию «простых» людей. Тем не менее, мне хотелось, прежде чем печатать это исследование, определить, насколько авторы смогли обосновать свои выводы, сделанные ими после нескольких месяцев кропотливого изучения материалов почти сотни интернет-сайтов. А выводы такие: в настоящее время в мире происходит глобальное внедрение идеологии трансгуманизма, которая является ни чем иным как «инновационной» разновидностью фашизма. Причем бациллой этого «техногенного» фашизма оказались заражены государственные структуры, а также академии наук разных стран. Россия здесь - не исключение, и ярким доказательством тому является лексикон высших государственных деятелей, пестрящий словами «инновации», «нанотехнологии», «перезагрузка» и прочее.

 

Международная конвенция о правах ребенка, форсайт-проект «Детство-2030», «Школьный проект» С. Черникова и еще многое другое, о чем даже не догадывается большинство наших сограждан - все это части единой, глобальной, хорошо продуманной программы действий, долженствующей привести мир к тому, «чему надлежит быть», по слову Господа нашего Иисуса Христа, то есть воцарению антихриста.

 

Я долго ждала ответа от своих знакомых по поводу этого исследования, но материал оказался для них слишком тяжел. Поэтому я решила не торопиться его печатать, а вынести на широкое обсуждение читателей Русской народной линии - все же он того стоит. Предлагаю провести совместное обсуждение приведенных фактов и указать, если нужно, авторам на недостатки их работы. Они против такого необычного рецензирования не возражают, напротив, полагают, что взгляд «со стороны» будет лишен той субъективности, которая является непременным атрибутом слишком глубокого погружения в тему.

Галина Пырх, редактор газеты «Новосибирский епархиальный вестник»


 * * *

20 ноября 2010 года состоялось учредительное собрание нового общественно-политического объединения «Народное движение России». Председателем НДР единогласно был избран председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов.


В основу нового движения были положены идеи трансгуманизма и научного прогресса, а базовым документом организации стал проект новой Конституции РФ, центральное место в которой занимает человек, его права и свободы, в том числе право на лучшее качество жизни и всеобщий доступ к современным научным достижениям.


Впервые в истории в предложенном и разработанном Ассоциацией адвокатов России за права человека проекте Конституции закреплены трансгуманистические права на продление жизни и борьбу со старением человека.


Одним из учредителей нового движения стал Николай Плесовских, председатель Рязанской региональной общественной социально-экологической организации «Социально-экологический комитет Мещеры».


(По информации сайта www.rusadvocat.com)

 

Введение


Прежде всего, что же это такое - форсайт-проект «Детство-2030»?

 

На одноименном сайте в разделе «О проекте» в статье «Идеология Общественной программы «Детство» сказано:

 

Форсайт-проект«Открытое сознание ребенка безоблачно и объективно, способно переходить границы реальности. Поэтому увидеть мир детскими глазами - это увидеть картину нашего будущего. Многие идеи, воспринимаемые как невозможные сегодня, становятся вполне реальными спустя несколько десятков лет, благодаря тому, что дети, фантазируя, создают этот уникальный образ будущего в своем воображении. Раскрыть и познать это детское видение и, ориентируясь на него, готовиться к будущему уже сейчас - основная идея проекта.


Ведь взгляд взрослого и ребенка на будущее значительно различаются, поэтому взрослые не могут проектировать будущее для своих детей. Они лишь могут своими конкретными решениями и своевременными действиями создать условия и пространство для самостоятельного формирования детьми лучшей жизни.


Мы живем в эпоху изменений, когда социальные процессы протекают в режиме повышенной интенсивности. Общество третьего тысячелетия меняет системы ценностей и норм несколько раз за время жизни одного поколения. Поэтому готовность детей к инновациям и изменениям, а также к тому, чтобы самим создавать новое и управлять этим, становится основным условием прогрессивного развития.


«Полноправное включение детей в общественные отношения уже сегодня», «Детство это жизнь - а не подготовка к ней», «Ответственность временем, образованием, успешностью взрослых перед детьми» - это далеко не полный перечень тезисов, отражающих идеологию Общественной программы «Детство».


Запомните эти слова, мы еще не раз будем обращаться к форсайт-проекту, и вы сможете понять истинный смысл, заключенный в них.

 

Далее следуют «Концептуальные основы Общественной программы "Детство"»:

 

ФИЛОСОФИЯ


1.              Образование и воспитание возможно только внутри общей работы, смысл и цели которой не скрываются от детей.

2.              Нравственность задается общей жизнью взрослых и детей, общением разных наций и культур.

3.              Быстроменяющийся мир - существенное условие современной жизни. Мы уже не можем жить в настоящем - мы обязаны жить в прошлом, настоящем и будущем. Связь времен, миров, наций и поколений - основа современной идеологии и философско-исторического тренда.

 

ЦЕЛИ

1.              Перераспределение общественного богатства и активности взрослых в пользу детства.

2.              Сделать детство, а через него будущее приоритетом национальных стратегий развития.

3.              Предоставление ребенку возможности реализации собственного жизненного пути из многих альтернатив.

4.              Подготовка взрослых к совместной деятельности с детьми.

 

ЗАДАЧИ

1.              Смещение правовых и этических норм в пользу детства.

2.              Создание дружественной детям среды

3.              Развитие воспитательно-деловых сообществ

4.              Широкое обсуждение альтернатив будущего

 

СФЕРЫ,

в которых сегодня и завтра будут концентрироваться усилия по переопределению места и роли детства.


1.              Демография и миграция

2.              Семья

3.              Архитектура и градостроительство

4.              Масс-медиа

5.              Образование

6.              Право

7.              Медицина

8.              Социальные службы

9.              Экология

10.         Бизнес детских товаров и услуг

 

По замыслу авторов Общественной программы «Детство», для ее реализации необходимы существенные условия.

«Создание условий для формирования конкурентоспособного человеческого потенциала, воспитания творческого, креативного поколения принесет преимущества, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. В технологии «форсайт» этап выработки такого подхода называется формированием «существенных условий». Существенные условия выражаются в качественных показателях, достижение которых приведет желаемой трансформации существующего положения дел.


Выработка существенных условий в рамках Общественной программы «Детство» позволила выявить актуальные для России проблемные зоны, регулирование которых становится критически важным для трансформации отношения к детству.

 

1.              Демография.


В настоящее время демографы выделяют две тенденции, которые характерны только для российского общества: с одной стороны, сокращается средняя продолжительность жизни граждан, а с другой - увеличивается средний возраст населения. То есть люди живут меньше, но средний возраст населения все равно растет. Эксперты отмечают, что при сохранении этих тенденций, через 15-20 лет Россия может превратиться в «экономического карлика» - страну, не способную на равных конкурировать с крупнейшими экономиками мира, в силу отсутствия достаточного количества населения. Кроме того, экспертные исследования показывают, что «старение» населения приводит к консервации общества - общество становится неспособно воспринимать изменения и новации, реагировать на вызовы времени, оно становится статичным и закоснелым.

 

2.              Распределение общественного богатства.


До недавнего времени специалисты фиксировали, что в развитых странах (в основном в странах ЕС и США) за счет пенсионных систем общественное богатство смещено в пользу старости. Сегодня для развитых стран вопрос о том, куда должно оно должно быть смещено является одним из ключевых: старость становится все дороже. Приходится повышать налоги на работоспособное население, тем самым, сокращая их уровень доходов и возможностей. Для России вопрос о перераспределении общественного богатства является одним из важнейших - будет ли оно перераспределяться в пользу стариков, и тогда богатым можно стать только к старости, работая на это всю жизнь, будет ли оно концентрироваться в среднем поколении (30-50 лет), либо будет перераспределено в пользу детства.

 

3.              Освоение передовых технологий.


Одним из эффектов инновационной экономики является то, что на рынке все чаще появляются новые продукты и технологии. Квалифицированное использование их становится обязательным условием для каждого, кто стремиться жить в современном мире. Тот, кто не освоил компьютер и интернет, сегодня не может быть конкурентен и автоматически записывается в маргиналы и отстающие. Как сделать возможным включение общества в процесс освоения высокотехнологичного мира, где старые технологии все быстрее заменяются новыми - один из важнейших вопросов развития человеческого капитала.

Обозначенные зоны показывают, что для изменения отношения общества к детству и для вступления в конкурентную борьбу за качество человеческого капитала, необходимы конкретные действия и решения по следующим направлениям:

Омоложение нации. Демографическая ситуации России требует радикальных мер по сокращению среднего возраста населения. Это не означает, что надо сократить продолжительность жизни населения и убивать стариков (этот ход очень показательно продемонстрирован у Кристофера Бакли в его книге «День бумеранга»). Это означает, что необходима смена отношения к рождению детей в обществе. Дополнительным ресурсом для омоложения нации при правильном подходе могут быть и миграционные потоки.

Перераспределение общественного богатства в пользу детства. Если мы хотим увеличить человеческий капитал и конкурентоспособность населения, то необходимо сместить общественное богатство в сторону детства. Максимальное вложение средств в создание современных, оснащенных в соответствии с передовыми технологиями воспитательных и образовательных сред, приведет к повышению уровня конкурентоспособности вырастающего поколения.

Максимальное оснащение детства. Стремление конкурировать на равных в инновационной экономике сегодня требует того, чтобы дети массово попадали в максимально современную технологически оснащенную среду (и это не только вопрос оснащения школ компьютерами и микроскопами), учились быстро осваивать самые передовые технологии. Конкурентные преимущества для детей должны быть сформированы с самого детства, догнать высокотехнологичный мир они уже не успеют. «Креативный класс» не вырастет среди игрушек прошлого столетия и 486 ПК» (http://www.2010-2030.ru/536/545/).

 

Пусть не смущают читателя туманные выражения типа «общество третьего тысячелетия меняет системы ценностей и норм несколько раз за время жизни одного поколения», и не ставят в тупик такие заковыристые формулировки как «качественные показатели, достижение которых приведет к желаемой трансформации существующего положения дел», «стремление конкурировать на равных в инновационной экономике сегодня требует того, чтобы дети массово попадали в максимально современную технологически оснащенную среду» - все становится ясным, если взглянуть на этот документ (форсайт-проект) под определенным углом зрения - с позиции трансгуманизма.

 

Не откроем Америки, если скажем, что каждое мало-мальски организованное движение - социальное, политическое и т.д. - является лишь видимым, физическим отражением некой философской системы. И чем она глубже, тем большее влияние оказывает это движение на человеческие умы.

 

Когда в прошлом году сторонники введения в России ювенальной юстиции пошли в наступление, было ясно, что столь масштабный план по коренной перестройке базовых ценностей нашего народа должен зиждиться на прочном фундаменте. И дело даже не в Европейской социальной Хартии, вокруг ратификации которой было сломано столько копий. И она, и разрекламированный Общественной палатой РФ и лично руководителем ее аппарата А. Радченко форсайт-проект «Детство-2030», при всей чудовищности его целей, и, тем более, ювенальная юстиция - не главное. Все это средства, а не цель, верхние, так сказать, слои реальности. А вот если заглянуть поглубже...

 

В конце сентября 2010 года в Доме Пашкова в Москве Фонд поддержки гражданских инициатив «Стратегия-2020» провел форум под названием «Социальное измерение модернизации». В числе выступающих был доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института физических проблем им. П.Л. Капицы, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству С.П. Капица. Он, в частности, сказал:

- Весь мир сегодня переживает кризис вовсе не экономический, а демографический. В течение миллиона лет мы жили по принципу «больше»: больше детей, больше мяса, больше всего, что можно вообразить. Теперь это оборвалось по главному параметру: население мира в целом переходит на постоянное население. Это демографический переход, он займет меньше ста лет для всего мира. Мы проходим через демографическую революцию, это самый существенный кризис во всей жизни человечества. Ни Первая, ни Вторая мировые войны не сравнимы с тем, что сейчас происходит. Если бы не это, на Земле жили бы сейчас 10 миллиардов людей, а не шесть с половиной. Три с половиной миллиарда людей - вот цена вопроса. Связано это с очень глубокими изменениями. Если сравнить мир с вычислительной машиной, то он сейчас делает великолепное «железо»: промышленность работает очень эффективно, сельское хозяйство в странах занимает 1-2 процента населения, в производстве работают 15-20 процентов населения. Сделать машину - это занимает 10-20 рабочих часов на современном заводе... И кризис современного общества - это, грубо говоря, кризис «софта», а не «железа». У нас нет ни идеологии, ни мысли, что мы хотим делать. Мы потеряны сейчас. Эти вещи развиваются гораздо медленнее, чем выпуск современной промышленности. Ее можно легко экспортировать, сталь можно выплавлять в любой стране по тем же принципам, а вот то, что мы - человечество в целом, - не можем справиться с его «софтом», с «программным обеспечением», это, с моей точки зрения, причина кризиса. И в России кризис связан именно с этим... Поэтому мне кажется, что организация нашей жизни - в смысле управления государством, в смысле тех ценностей, которые мы проповедуем, очень важна (sionstar.blogspot.com/2010/11/2020.html).


Так вот, создание Народного движения России, основанного на идеологии трансгуманизма, в этом контексте - еще одна довольно зловещая попытка ввести наших сограждан в заблуждение и навязать не просто чуждую систему ценностей, а систему антихристианских, более того - античеловеческих ценностей в самом буквальном смысле этого слова, со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

Идеология технобудущего


Итак, что такое трансгуманизм?

 

Этот термин впервые был использован биологом Джулианом Хаксли (Julian Huxley) в 1957 году. Он назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями, но при этом остается человеком. Но в те годы это понятие не получило широкого распространения. Начиная с 1980-х годов, термин «трансгуманизм» используется в ином, современном, значении, имеющим фактически противоположный смысл: трансгуманисты хотят не «остаться людьми», а наоборот, перестать ими быть, став более совершенными существами. Некоторые особо подчеркивают это, называя себя не трансгуманистами, а трансхьюманами (transhuman, во избежание ассоциаций с гуманистами), или же нелюдями. (http://ru.science.wikia.com)


На сайте Российского трансгуманистического движения дана такая формулировка ТГ: «Трансгуманизм - это новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но, скорее, - началом эволюции вида Homo Sapiens. Это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека».

 

«В настоящее время происходит активное осмысление практически всех сторон действительности с трансгуманистических позиций. Все большее число ученых, философов и социальных мыслителей разделяют идеи трансгуманизма... (в частности, в России это В.Н. Анисимов (НИИ онкологии имени проф. Н.Н. Петрова Минздрава РФ), А.И. Деев, председатель Московского отделения Геронтологического общества РАН, - его выступление на междисциплинарном семинаре по трансгуманизму и научному иммортализму опубликовано на сайте РТД; академик РАН Николай Мясоедов, замдиректора Института молекулярной генетики РАН, ведущий научный сотрудник Института биохимической физики РАН Алексей Оловников, сотрудник Института экономики РАН Игорь Кирилюк (см. его статью «Семинару по трансгуманизму - пять лет» / И. Л. Кирилюк // Вестник Российского философского общества. - 2010. - N 2 (54). - С. 65-67) и многие другие - прим. авт.).

 

Семинар Российского трансгуманистического движения (РТД) зарегистрирован как первичная ячейка Российского Философского общества при Российской академии наук». Причем на некоторых сайтах особо подчеркивается, что трансгуманизм - это материалистическое философско-мировоззренческое учение, и для многих, материалистически мыслящих, людей идеи ТГ звучат очень заманчиво - хотя порой и слишком фантастично.

 

«В последние годы трансгуманизм распространяется по всему миру экспоненциальными темпами. В настоящее время существуют две международные трансгуманистические организации, Институт Экстропии (Extropy Institute) и Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация (World Transhumanist Association), обе публикующие он-лайновые журналы и организующие конференции по вопросам трансгуманизма. Во многих странах существуют местные трансгуманистические группы, а в США практически в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы».

 

«Трансгуманизм можно описать как продолжение гуманизма, от которого он частично и происходит. Гуманисты верят, суть людей в том, что лишь отдельные личности имеют значение. Мы можем не быть идеальными, но мы можем улучшить положение вещей и содействовать рациональному мышлению, свободе, терпимости и демократии. Трансгуманисты согласны с этим, но они также придают особую важность тому, кем мы потенциально можем стать. Мы не только можем использовать разумные способы улучшения положения человека и окружающего мира; мы также можем использовать их, чтобы улучшить себя, человеческий организм. И доступные нам методы не ограничены теми, которые обычно предлагает гуманизм, такими как образование. Мы можем использовать технологические способы, которые в итоге позволят нам выйти за пределы того, что большинство считает человеческим...» (www.transhumanism-russia.ru).

 

Что же это за способы? Молекулярные нанотехнологии, биотехнологии, генная инженерия, направления когнитивной науки (технологического контроля над своим разумом), создание роботов, киборгов, искусственного интеллекта (а в будущем и сверхразума), загрузка сознания в компьютер, лекарства для изменения настроения, терапия против старения, нейроинтерфейс, программы для управления информацией, лекарства для улучшения памяти, носимые компьютеры, экономические изобретения, такие как фьючерсы на идеи (рынок, на котором люди будут делать ставки на научные гипотезы или предсказания о будущем, таким образом формируя согласованное общее мнение. - Hanson, 1990), совместная обработка информации и так далее... Кое-что из перечисленного выглядит достаточно фантастично, но многое уже сейчас активно претворяется в жизнь.

 

К слову, само название пресловутого форсайт-проекта «Детство-2030» означает следующее. По мнению футурологов, где-то к 2030-му году наступит так называемая технологическая сингулярность - «гипотетический взрывоподобный рост скорости научно-технического прогресса, предположительно следующий из создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами либо значительного увеличения возможностей человеческого мозга за счет биотехнологий. Сторонники теории технологической сингулярности считают, что, если возникнет принципиально отличный от человеческого разум (постчеловек), дальнейшую судьбу цивилизации невозможно предсказать, опираясь на человеческое (социальное) поведение» (http://ru.wikipedia.org/wiki). Так как именно в это время наиболее активной частью населения будут те, кто родился в 90-е и 2000-е годы, их сознание надо уже сейчас готовить к жизни в технобудущем.

 

Часть 2 …

 

Право на «быть» или «не быть»


Одной из главных проблем современного человечества, по мнению трансгуманистов, является проблема бессмертия. Теперь уже ясно, что простого увеличения продолжительности жизни человеку недостаточно. Очень хочется жить вечно. Причем не просто жить, а быть даже в престарелом возрасте молодым и здоровым. Впрочем, «очень скоро медицина лишит это понятие смысла, сделав жизнь человека практически неограниченной. Бессмертие сделает человека по-настоящему свободным, избавив его от самого главного экзистенциального страха и одной из основных причин несчастья и страданий на Земле». По замыслу сторонников ТГ, каждый будет иметь право самостоятельно выбирать, когда и как он хочет умереть. Предлагается два выхода: первый - добровольная эвтаназия, второй, для более обеспеченных, - крионика. А можно не умирать вообще, поскольку быстрыми темпами развиваются трансплантология, имплантология и прочее.

 

Правда, есть опасность возникновения из-за этого перенаселения планеты. Поэтому уже сейчас, отмечают трансгуманисты, «следует поддерживать программы планирования семьи и распространения противозачаточных средств, особенно среди семей в бедных странах, где население растет быстрее всего. По мнению трансгуманистов, постоянное лоббирование некоторыми религиозными группами в Соединенных Штатах прекращения этой гуманитарной помощи является серьезной ошибкой...»

 

Конечно, можно надеяться на то, что со временем - причем это время не так уж и отдаленно, считают адепты трансгуманизма, - будет развита колонизация близлежащих планет, и часть населения отправится туда, но это - полумера. «Единственное долгосрочное решение - это контроль населения, ограничивающий число новых личностей, создаваемых каждый год. Это не означает, что население не может расти, только что рост должен быть полиномиальным, а не экспоненциальным.

 

В технологически развитых странах супруги обычно заводят меньше детей - ниже уровня воспроизводства. Единственный источник роста населения в большинстве стран Запада - это иммиграция. Как показывает опыт, предоставление людям большего рационального контроля над своей жизнью (в особенности, предоставление образования и равных прав для женщин) приводит к тому, что они заводят меньше детей.

 

Если относиться серьезно к идее ограничения продолжительности жизни для контроля над уровнем населения, почему бы не действовать активнее? Почему бы тогда не поощрять самоубийство? Почему бы не убивать каждого, дожившего до 75 лет? Это просто абсурдно (данное высказывание почти дословно повторяется в форсайт-проекте «Детство-2030», раздел «Существенные условия/омоложение нации» - см. во Введении).

 

Продление человеческой жизни не должно усугубить проблему перенаселения в большей степени, чем повышение безопасности на дорогах или на производстве, или снижение количества тяжких преступлений.

 

Когда трансгуманисты говорят, что они хотят увеличить продолжительность жизни, они имеют в виду, что они хотят увеличить продолжительность здоровой жизни. Нет никакого смысла в том, чтобы прожить лишних десять лет в состоянии старческого слабоумия. Это означает, что дополнительные человеко-годы будут производительными и принесут экономическую выгоду обществу» (из статьи Валерии Прайд на сайте РТД).

 

Кстати, главная особенность авторов всех материалов по ТГ, выложенных в Интернете, заключается именно в сочетании смелых проектов на 2030-2050-е годы с трезвым сиюминутным расчетом. Причем своих далекоидущих целей сторонники трансгуманизма добиваются очень последовательно и, главное, в течение вот уже нескольких десятков лет - взять хотя бы введение во многих странах закона об эвтаназии. К настоящему времени «право на легкую смерть» имеют граждане Голландии, Бельгии, Израиля, Швеции, Финляндии, Швейцарии, некоторых административных образований в Австралии, американских штатов Орегон, Вашингтон и др. (http://temadnya.ru/spravka/30apr2002/1290.html). Что касается закона об эвтаназии в России, то дискуссии об этом ведутся где-то с начала-середины 2000-х годов.

 

Начиная с 90-х годов, в нашей стране также идет настойчивое продвижение идеи развития центров планирования семьи, введения закона «О репродуктивном здоровье», программ детского «секс-просвета», с детсадовского и вплоть до подросткового возраста, теперь вот рассуждают о предоставлении детям права «на построение собственного жизненного пути» (Декларация о праве детей на будущее, раздел «Принцип равноправия», ст. «Право на разнообразие и равноправие жизненных путей», www.moe-pokolenie.ru/385/386/). В интерпретации ТГ, это - моральное право «тех, кто этого хочет, использовать технологию для расширения своих умственных и физических возможностей и увеличения контроля над собственной жизнью».

(http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/#overpopulation)


В результате всего этого, не готовое бороться за жизнь и развращенное новое поколение, занятое собой и своим личным «технологическим оснащением», не будет ориентировано на массовое деторождение, следовательно, даже в случае бессмертия избранной части человечества, перенаселение Земле не грозит.

 

А теперь расшифруем, что конкретно кроется под выражением «право «на построение собственного жизненного пути».

 

Вперед, к семейным инкубаторам!


Футурист Ф.М. Эсфендиари, впоследствии сменивший имя на FM-2030, «человек-легенда», с деятельности которого в 1970-х годах и начался современный этап развития трансгуманизма, введший, собственно говоря, сам термин «трансчеловек» (transhuman) - «переходный человек», называет такие признаки трансчеловечности: улучшение тела имплантантами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность, т.е. модифицированность до такой степени, что получившееся в результате этого существо уже не является человеком.

В упоминавшейся Декларации о праве детей на будущее, в разделе «Право на современность», сказано:

«Дети имеют право на освоение современных технологий и включение в современные процессы общества. Дети не обязаны проходить весь эволюционный путь человечества, а будущую современную жизнь откладывать на потом - они должны быть с самого рождения включены в современные условия и пользоваться всеми предоставляемыми возможностями здесь и сейчас, а не через десятки лет «когда подрастут».

 

Далее читаем в форсайт-проекте «Детство-2030», рубрика «Участие детей в организации жизни»:

 

«Формирование способности жить в новых условиях неизвестного будущего и постоянно оснащать себя. В ближайшем будущем человеку придется неоднократно изменяться, трансформировать себя, и соответствующие практики должны быть освоены».

 

И далее, в подразделе «Технологические инновации будущего» дается расшифровка туманных определений типа «оснащать» и «трансформировать себя»:

«Уже ни для кого не новость, что инновации, как предвестники трансформаций, и социальных в первую очередь, вызывают сопротивление части общества, которое, осознано или нет, предчувствует изменение привычного уклада жизни, нарушение ясности и стабильности.

 

Тем не менее, современные тенденции таковы, что общество уже включено в инновационные процессы и должно, так или иначе, адаптироваться к среде с «повышенной турбулентностью», развивать инновационное сознание.

 

Безусловно, пока еще сложно воспринимать информацию о «чипизации мозга» или виртуальной имитации жизненных процессов спокойно, без эмоций. Даже, несмотря на то, что эти темы уже давно обосновались в научных кругах. Однако, если закрывать на это глаза, подобные процессы без общественного и государственного регулирования могут уйти в теневую зону. Это увеличит риски того, что дети получат возможность вживлять себе чипы «неизвестного производителя» без согласия взрослых, как сегодняшние подростки имеют возможность тайком от родителей сделать себе «пирсинг».

С появлением технологических инноваций возникают возможности с участием как родителей, так и детей проектировать детское пространство и среды в совершенно новом ключе, и в первую очередь - безопасном. И хотя такое альтернативное проектирование будущего нередко противоречит уже заданными стереотипам, оно, тем не менее, намного более соответствует требованиям времени, так как учитывает не только последние разработки ученых, но и социально-экономические и культурные преобразования, с ними связанные».

Ниже идет перечисление этих инноваций: дешевый ноутбук для школьников, устройство, позволяющего передавать вкусовую, обонятельную и тактильную информацию человеку (за счет прямого соединения с мозгом), устройство загрузки информации на кору головного мозга, возможность 100-процентной роботизации и автоматизации разных сфер жизни человека (услуг и сервиса, производственных сфер, вождения автомобиля, медицины и др.), робот-ребенок, робот-няня, чипизация и генные модификации человека (за счет технологий генной модификации станет возможным радикальное изменение физических и интеллектуальных возможностей человека. Причем изменения будут возможны как на стадии эмбриона, так и после рождения) (www.2010-2030.ru/library/534). То есть перечисляются все «технологические способы», которые позволят детям в ближайшем будущем стать трансхьюманами, то бишь нелюдями.

 

Что касается «бесполости» и «искусственного размножения» людей, упоминающихся в определении трансчеловека FM-2030, то ответ на вопрос, что подразумевают под этим трансгуманисты, дает статья В.В. Косарева, опубликованная в сборнике «Международные чтения по теории, истории и философии культуры» (Дифференциация и интеграция мировоззрений). Физико-технический институт РАН А.Ф.Иоффе, СПб.: 2004, №20, С. 296.

«Сегодня, благодаря успехам в области биотехнологии; нейросетей и суперинтеллекта; нанотехнологии; контактов микрочип/нейрон; методов сканирования мозга и продления жизни и т.д., наши видовые изменения вполне вероятны, в результате чего может возникнуть новый биологический вид Homo Sapientissimus или Homo Sapiens plus (Человек более разумный или усовершенствованный). Подобные прогнозы появились еще в последние десятилетия прошлого века (например, американский генетик М. Барнет). В начале большинство философов и ученых считали подобный сценарий развития событий если и возможным, то крайне нежелательным. Однако в последние годы среди ведущих ученых в области компьютеров, нейробиологов, нанотехнологов и исследовательских центров переднего края технического развития все более начала утверждаться новая парадигма, расширяющая понятие «человека» на «пост-человеческое» общество, уже выходящее за биологические пределы человеческого существования. Стремление людей сохранить свой род в неизменном виде является здоровым консерватизмом и это вполне понятно, но рано или поздно такой переход должен произойти обязательно.

 

Одной из причин этого является хотя бы несовершенство механизма нашего воспроизводства, унаследованного от животных и рассчитанного на условия, весьма далекие от цивилизации. Между тем вот уже более ста лет в цивилизованных странах роды, представляющие опасность, как для жизни матери, так и для ребенка, проходят в роддомах.

 

Если в прошлом веке женщины-аристократки нанимали кормилицу для своего ребенка, то сегодня есть возможность имплантации искусственно осемененной яйцеклетки в тело другой женщины, которая может выносить и родить ребенка. Возможно, что вскоре женщины освободятся и от этого, и эмбрионы человека можно будет выращивать прямо в инкубаторе.

 

Здесь можно исключить родовые травмы, довольно частые в обычном случае, и выполнить требования, необходимые для рождения нормального потомства, поскольку многие патологии связаны именно с нарушениями этих требований со стороны родителей (алкоголь, болезни, стрессы). В инкубаторе эмбрионы можно выращивать в идеальных условиях, причем в течение 12 месяцев или более, чтобы новорожденный сразу же мог ходить, а возможно, и общаться с внешним миром.

 

Клонирование открывает новые возможности для тиражирования наиболее удачных с генетической точки зрения индивидуумов, хотя последние данные науки говорят о том, что клонирование человека и даже приматов невозможно по технологии, разработанной для других млекопитающих. Для разработки более тонкой технологии понадобится еще немало времени, рано или поздно она появится.

 

Сочетание этого метода с генной инженерией после расшифровки генетического кода человека в не столь отдаленном будущем даст возможность создавать новых людей с заданными качествами, устраняя накапливающийся генетический мусор и ведя планомерную работу по евгенике - улучшению вида, поддерживая при этом оптимальную численность новой популяции. Значение этого шага будет сравнимо лишь с появлением разделения на два пола у многоклеточных организмов.

 

В результате всех этих изменений человек сможет перейти из класса млекопитающих Mammillae уже в совершенно новый класс Artificially borning или технородящих. Возможно, что уже недалеко то время, когда люди будут отличаться друг от друга не этносом или расой, а, подобно автомобилям и телевизорам, маркой фирмы изготовителя, предлагающей желающим иметь ребенка семьям все более совершенную продукцию. Эволюционный прогресс после этого пойдет настолько быстрее, что каждое новое поколение людей будет представлять собой новый биологический вид, подобно поколениям компьютеров. Произойти это может в том случае, если индустриальные методы воспроизводства будут давать результаты, лучшие, чем те, что получаются обычными кустарными методами. Это неизбежно приведет и к изменениям в организации самой семьи.

 

Возможно, что люди будут производиться сразу семьями: если сегодня мы всю жизни вынуждены искать свою половину, то в будущем можно будет сразу рождать людей, которые психологически созданы друг для друга. При этом секс полностью утратит свое значение как средство деторождения. Хотя он мог бы и впоследствии выполнять роль скрепляющего семью фактора, сохранение такого сильнодействующего наркотика столь же опасно, как и пищевого.

Поэтому вполне вероятно, что эти программы будут блокированы, а вместо них скрепляющую функцию примут на себя поведенческие программы любви или духовной близости. В такую семью будущего как элементарную ячейку общества может входить по несколько человек, как мужчин, так и женщин.

 

Таким образом, человеческая семья по спирали может снова придти к групповому браку, где члены семьи будут чем-то средним между братьями, сестрами и супругами. Воспроизводство же и воспитание следующего поколения будет уже не их функцией. Учитывая возможность исключения из генетического набора недавно открытого гена старения и существенного продления времени жизни, воспроизводство новых особей станет «штучным товаром» и особо ответственным делом, которым займутся фирмы-производители.

 

Профессионалы фирмы под руководством суперинтеллекта справятся с этими задачами лучше, чем сегодня справляются родители: сколько бы они ни отдавали времени воспитанию - они все равно остаются дилетантами, зачастую пожинающими плоды своих ошибок или слепой отцовской или материнской любви»

(www.transhumanism-russia.ru/content/view/656/144/).

 

 

Часть 3 …

 

Утопическая реальность, или реальная утопия


Это - прогнозы на отдаленное будущее. А вот то, что мы имеем уже сейчас.

 

В «Российской газете» - Федеральный выпуск №5206 (127) от 11 июня 2010 г. была опубликована заметка Натальи Решетниковой «Ребенок с гарантией. В Академгородке открылся центр репродуктивного здоровья»:

 

«Медучреждения, подобного тому, что открылось на базе Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, в настоящее время за Уралом больше нет. Центр репродуктивного здоровья создан на стыке фундаментальной науки и практической медицины, оснащен самым современным оборудованием: генетическими анализаторами, новейшими микроскопами, системами лазерной микрохирургии и визуализации, ультразвуковыми сканерами...

 

По словам директора института академика Валентина Власова, здесь будут использоваться новейшие разработки сибирских ученых, касающиеся репродуктивного здоровья, определения состояния организма на этапе планирования беременности и процедуры экстракорпорального оплодотворения. Планируется применять в полном объеме донорские программы и технологии, позволяющие определить «носительство» более двухсот наследственных заболеваний и мутаций в генах».

 

Информация с разных сайтов:


«Чтобы оценить масштабы прогресса в этой области, достаточно отметить, что в США с 1996 по 2004 годы количество детей, родившихся с помощью ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий. - прим. авт.), выросло вдвое, причем, в 2004 году их было уже около 1% от общего количества детей, появившихся на свет» (http://myhealth.kz/aggregator).

 

«Согласно статистике, в России каждый пятый брак является бесплодным. Цифры по Западной Сибири близки к общероссийским: около 17% супружеских пар не имеют детей. Современная медицина способна творить чудеса, наполнять жизнь новым смыслом и радостью. На помощь приходят центры репродукции человека и современные методы искусственного оплодотворения.

 

В настоящее время искусственное оплодотворение становится все более распространенной процедурой, помогающей решить проблему зачатия ребенка.

Многие врачи отделения ЭКО прошли обучение в лучших клиниках Голландии, Швейцарии, Австрии.

 

Клиника ЭКО центра «Авиценна» - это современные методы лечения мужского и женского бесплодия:

 

·                 экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);

·                 искусственное оплодотворение единственным сперматозоидом (ИКСИ);

·                 искусственная инсеминация;

·                 банк донорской спермы;

·                 донорство яйцеклетки;

·                 суррогатное материнство;

·                 замораживание эмбрионов.

 

Сегодня в мире насчитывается уже более миллиона детей, родившихся в центрах репродукции благодаря применению метода ЭКО. А общее число детей, родившихся с использованием метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в центре «Авиценна» на сегодняшний день составляет более 1183 малышей! И эта цифра постоянно растет!» (http://www.avicenna-nsk.ru/reproductive/eko/).


Следующей информации уже более двух лет. В сентябре 2008 года в Великобритании был принят новый закон о биоэтике, согласно которому врачи получили право химическим путем прививать нерожденному младенцу свойства, которые пожелают его родители.

 

«Проблема отцов и детей - на уровне эмбрионов. По новому закону о биоэтике, детей теперь можно делать на заказ - в том случае, если родители смогут доказать медикам свою правоту. Любимый тезис британских парламентариев - «пусть цветут все цветы, мы за любую самобытность» - привел к тому, что химическим путем теперь можно воздействовать на эмбрион, чтобы он стал таким же, как папа с мамой. Первыми за это ухватились глухие от рождения - они смогли доказать, что слышащий ребенок в семье - это целая трагедия.

 

Противники закона уверяют: право быть разными - это важно. Но если родители с альтернативным зрением (или слепые), с альтернативным ростом (или маленькие), решат растить детей только по своему подобию, это скорее будет напоминать эксперимент над природой человека, чем соблюдение его прав».

http://nnm.ru/blogs/Ostapas/liberalnoe_obwestvo_razreshilo_urodovat_deteiy_v_chreve/


Эта информация с сайта форсайт-проекта «Детство-2030», со ссылкой на источник: Министерство промышленности и торговли РФ и ЭКСПЕРТ ТВ. Для информации дана ссылка на документ «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года»:

 

«Российскими специалистами разработана линейка нейро-игр нового поколения, которые помогут для диагностики и лечения людей и нарушениями центральной нервной системы.

 

Приоритетным направлением для Компании ООО «Инновационные Технологии (ИнноваТех)» является разработка и создание на основе технологии интерфейсов мозг-компьютер (ИМК) линейки компьютерных (в том числе он-лайн) и видеоигр нового поколения (нейро-игр), управляемых исключительно сигналами головного мозга.

 

Особенности ИМК позволяют создавать абсолютно новые игровые концепты, ориентированные специально под «умственное» управление. Одна из главных задач специалистов «ИнноваТех» - создание и выведение на рынок нейро-игр нового поколения. Создание нейро-игр приведет не только к существенному расширению рынка компьютерных и видеоигр, но и к появлению принципиально новых приложений - например, для реабилитация детей, страдающих аутизмом; диагностика и лечение людей с различными нарушениями центральной нервной системы (синдром Дауна, болезнь Альцгеймера); создание виртуальных тренажеров-симуляторов для водителей, пилотов, космонавтов, военных».

 

Страсти по клонам


20 декабря 2010 года представители Российского трансгуманистического движения провели Акцию против запретов на пути биотехнологий, то есть против положений законопроекта «О биомедицинских технологиях». Позднее на своих сайтах отечественные трансгуманисты организовали сбор подписей против положений законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности, ст.. 12, в которой прямо говорится:

 

«1. Клонирование человека - создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека - запрещается.

 

2. Ввоз на территорию Российской Федерации клонированных эмбрионов человека запрещается.

 

3. Лицо, нарушившее запреты, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

 

В свою очередь, последователи трансгуманизма настаивают на том, чтобы исключить эту статью из текста законопроекта. Их аргументы: «Российская Федерация не присоединялась к «Дополнительному Протоколу к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ» от 12 января 1998 г., и не несет никаких обязательств по непременному запрету клонирования человека.

 

Более того, такие страны как Бельгия, Швеция. США и другие, ранее запретившие у себя репродуктивное клонирование человека, разрешают работать с эмбриональными стволовыми клетками, четко разделяя эти направления. Австралия в 2006 году после голосования в парламенте сняла запрет на клонирование человеческого эмбриона, а в 2008 выдала первую лицензию на право создавать клонированные эмбрионы человека для получения эмбриональных стволовых клеток.

 

Заметим также, что результаты исследований в данной области могут однозначно принести позитивные результаты, существенно сократить расходы на здравоохранение и решить задачи, стоящие перед Министерством здравоохранения и социального развития, определенные в Постановлении Правительства РФ от 02.06.2008 №423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства»). Согласно ему, Минздравсоцразвития выполняет функции по «оказанию медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи». Сам по себе такой запрет противоречит инновационному направлению развития страны, заданному Президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию РФ в 2009 г. Именно работы в области клонирования могут принести нашей стране научное признание и успех, сделав ее лидером в исследованиях по репродуктивному и терапевтическому клонированию в масштабах всего мира» (http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/752/11/).

 

Что же такое терапевтическое и репродуктивное клонирование? Не вдаваясь в излишние подробности, процитирую определение из Википедии:

 

«Различают полное (репродуктивное) и частичное клонирование организмов. При полном воссоздается весь организм целиком, при частичном - организм воссоздается не полностью (например, лишь те или иные его ткани)» (http://ru.wikipedia.org/wiki).

 

За долгие годы дискуссии о допустимости клонирования в нее включались - с той или иной стороны - весьма известные ученые. Например, сторонниками этой технологии являются академик РАМН, президент Восточно-Сибирского научного центра РАМН Сергей Колесников и член-корреспондент РАМН Геннадий Сухих, которые еще в 2006-м году заявили, что клонирование человеческих эмбрионов в лечебных и научных целях вполне допустимо.

 

«Я не вижу никаких проблем, чтобы работать с эмбрионами до 14 дня их развития», - заявил Колесников. Он напомнил, что стволовые клетки эмбриона, впервые выделенные в 1998 году, в процессе своего размножения и развития «могут давать практически любые клетки человеческого организма». В упрощенной схеме терапевтическое клонирование выглядит следующим образом: из женской половой клетки извлекается ядро, а на его место помещается ядро соматической клетки другого организма. Например, ядро клетки взрослого человека, который страдает циррозом. Развивающийся эмбрион извлекается на 14-м дне своей жизни, до внедрения в стенку матки, а затем из него извлекается культура стволовых клеток, которые могут быть использованы для заместительной терапии, восстановления утерянных функций различных органов.

 

По словам представителей РАМН, с помощью таких «выращенных» стволовых клеток можно восстановить функцию печени, функцию поджелудочной железы, сосудов, сердца, нервной и опорно-двигательной системы человека.

 

«Если в отношении детей с ДЦП (детский церебральный паралич) интенсивную терапию стволовыми клетками начинать очень рано, то огромная их часть может прийти к первому году жизни без этого диагноза», - сказал руководитель лаборатории клинической иммунологии Центра акушерства, гинекологии и перинатологии Геннадий Сухих» (www.rol.ru).

 

В марте 2010 года, когда Госдума РФ продлила действие закона «О временном запрете на клонирование человека», при этом разрешив «проведение отдельных экспериментов по выращиванию органов для трансплантации, клеток в исследовательских целях», генеральный директор медицинской корпорации «Система управления здоровьем», в прошлом - заместитель директора Института стволовой клетки и клеточных технологий РАМН, директор Национального центра регенеративной медицины, лауреат премии Правительства РФ Дмитрий Шаменков в своем интервью корреспонденту интернет-газеты «Правда.Ру», в частности, сказал:

 

«Технологически клонирование человека в России полностью осуществимо - есть соответствующие специалисты, методики и даже сильные организации, способные решить данную задачу. Однако на сегодняшний день основная цель исследований состоит в создании оптимальных решений для развития области тканевой инженерии. Именно это направление сейчас является одним из наиболее перспективных, и существующие правовые ограничения на терапевтическое клонирование не должны мешать развитию данной области медицины.

 

Вопрос клонировать или не клонировать человека упирается в более важный - зачем это делать? Реальной надобности в этом нет. Успехи тканевой инженерии создали все предпосылки для выращивания совместимых органов в пробирке. Развитие нанотехнологий в ближайшее время облегчит трансплантацию органов и продлит жизнь пациентов. Таким образом, надобность в клоне, как в инкубаторе для выращивания органов, отсутствует. Другой необходимости в создании биологических копий людей пока нет» (http://www.pravda.ru/science/mysterious/present/11-03-2010/1021875-clone-0/).

 

А вот в этом с ним категорически не согласен футуролог Сергей Каменев, который предлагает решать с помощью терапевтического репродуктивного клонирования проблему личного бессмертия. Мы бы не стали приводить здесь его точку зрения, после высказываний серьезных ученых, если бы не то, что этот метод давно и довольно широко обсуждается в обществе. Мало того, еще в 1973 году в Женеве французским гонщиком Клодом Ворлионом (Раэлем) было основано Движение раэлитов, членами которого на сегодня являются около 80 тысяч человек в разных странах. Раэлиты выступают за использование новых технологий во всех сферах жизни, за увеличение финансирования научных исследований, одной же из главных своих задач считают достижение человеком бессмертия при помощи науки, в частности, клонирования.

 

Методика, сторонником которой является С. Каменев, заключается в следующем. Из тела «оригинала» берется стволовая клетка и помещается в суррогатную мать. В дальнейшем на человеческий эмбрион осуществляется генетическое воздействие с целью прекращения развития мозга. В результате на свет, по мнению футуролога, появляется уже не человек, а животное, тело которого можно использовать для омоложения без этических проблем.

 

Читаем описание этой гипотезы, размещенное на сайте http://trendclub.ru/4191:

 

«...это животное можно вырастить в клетке до размеров взрослого человека. Следующим шаг - это пересадка головы оригинала на тело животного.

Что мы получаем в итоге?

 

Возьмем, например, человека, который дожил до 50 лет. В возрасте 50 лет он заказывает такое клонирование. Соответственно, получается животное, по интеллекту примерно как свинья или обезьяна. Оно растет в клетке около 20 лет. В 70 лет человеку-оригиналу производится операция по пересадке головы на тело клона. Приживаемость абсолютная, нет никакого отторжения, потому что ДНК одно и то же.

 

Получаем серьезный эффект омоложения. Примерно на 50 лет.

 

В пользу этой, пока еще фантастической, идеи говорят следующие факты. На мышах было доказано: когда старым мышам переливали кровь молодых, у них регенерировала печень, улучшалась работа многих органов, они омолаживались. И это только от переливания молодой крови. Какой же колоссальный омолаживающий эффект будет от полностью молодого тела!

 

Были опыты и на людях. Еще в 19 веке некоторые ученые вкалывали себе гормоны обезьян, и наблюдался кратковременный эффект омоложения.

 

Кратковременный, потому что тело все равно уже было изношено. Гормоны выступали лишь в роли определенного допинга, но не могли все системно омолодить.

 

Самый важный фактор омоложения, на мой взгляд, - это то, что в молодом клонированном теле очень много стволовых клеток. Известный факт, что у обычного человека число стволовых клеток с течением времени уменьшается. В старости их намного меньше, чем в молодости. Соответственно, падает способность тела к самовосстановлению.

 

После операции человек в 70 лет получает новое тело. И он может еще 50 лет прожить молодым. Он вернет себе давно забытые радости: здоровье, хорошее самочувствие, секс, сон и потеряет все свои болезни, если они, конечно, не затронули его головной мозг.

 

Голова будет старая, но она омолодится: кожа разгладится, исчезнут морщины, зрение улучшится, отрастут волосы.

 

Нервные клетки восстанавливаются - это уже доказанный факт, поэтому улучшится работа головного мозга.

 

Фактически, эту операцию можно делать несколько раз и жить столько сколько захочешь. Возможно, как раз около 300-500 лет.

 

Если же для оригинала важно и выглядеть на 20 лет, то с уже ненужной головы животного через какое-то время можно пересадить кожу, скальп и ушные раковины. Но это все косметика, и без которой будет колоссальный омолаживающий эффект.

 

Получив новое тело, останется нужным только заботиться о том, чтобы поддерживать в порядке свой омолодившийся мозг. Это намного проще, чем поддерживать в работоспособном состоянии весь организм с помощью различных технологий омоложения и тюнингов...

 

Профессор Роберт Вайт считает, что пересадка головы будет новой эпохой в мировой медицине и, безусловно, даст уникальные возможности бесконечно продлевать жизнь человеку, подбирая новые и здоровые тела клонов или тех людей, чья жизнь оборвалась по случайности или по неосторожности».

 

Кстати, на сайте Ассоциации адвокатов России за права человека (напомним, ее руководитель - председатель недавно созданного Народного движения России) прямо указано, что «в перспективе можно ожидать необходимости решения таких юридических проблем как права клонов, искусственных личностей, киборгов, «интеллектуально улучшенных» животных и т.д. - необходимо, чтобы законодательство было готово к их появлению»

(http://www.rusadvocat.com/node/242).

 

 

Часть 4 …

 

Мутанты вокруг нас

 

Есть еще один очень интересный аспект современной трансгуманистической глобальной политики - это детская массовая культура.

 

«Детское сознание уникально благодаря ничем не ограниченному воображению, восприимчивости к новому, внимательности к мелочам, - говорится на сайте форсайт-проекта «Детство-2030», раздел «Обсуждения/культура и творчество». - Уже сегодня, да и в обозримом будущем исследователи предрекают востребованность именно этого в людях. Выявление, развитие творческих способностей, знакомство детей с культурой и искусством важны не только для становления личности ребенка, но и для самой культуры в плане ее обогащения и развития.

 

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Мозг ребенка особенно интенсивно формируется в первые годы жизни. Этот период - время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей для развития. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

 

В раннем возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо» (http://2010-2030.ru).

 

А это - цитата из речи эксперта форсайт-проекта «Детство-2030», одного из авторов мультсериала «Смешарики» Анатолия Прохорова на вручении ему Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области литературы и искусства 12 июня 2009 года в Кремле:

«Детство сегодня - это колоссальный инновационный ресурс развитых стран. Эксперты считают, что инвестиции в детство на долгосрочной основе сильно окупаются для общества. И действительно, мы считаем, что детство должно стать одним из приоритетных направлений инвестирования вместе с биотехнологиями, вместе с нанотехнологиями. Ведь именно человеческий потенциал, именно качественные характеристики нации, именно готовность нового поколения отвечать на вызовы будущего - это то фундаментальное, что сохранит и сделает Россию одним из лидеров мира» (http://www.moe-pokolenie.ru/411/).

 

К слову, термин «инновация» происходит от латинского novatio, что означает «обновление» (или «изменение») и приставки in, которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно, Innovatio - «в направлении изменений».

 

Инновация - это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс)» (http://ru.wikipedia.org/wiki).

 

В уже упоминавшемся разделе «Участие детей в организации жизни» авторы форсайт-проекта, или Программы «Детство», как они ее называют, отмечают: «Растущее самосознание детей в эпоху быстрых изменений требует того, чтобы профессионалы взрослого мира - дизайнеры, архитекторы, конструкторы вещей и технологий успевали осуществить и спроектировать адекватные современному детскому сознанию игрушки и технологии».

Что же сейчас предлагается ребенку? Какие «инновационные» образы владеют юными умами?

 

Мы, взрослые, с детства усвоили, что, к примеру, мультики обязательно должны быть добрыми и поучительными, что журналы-комиксы (типа «Веселых картинок», «Мурзилки» и т.д.) и детские игрушки не только развлекают, но и развивают мышление ребенка, что в детских энциклопедиях, настольных и других играх по определению не может быть ничего недозволенного. Так и было - до какого-то времени. Собственно, так происходит и сейчас, вот только критерии добра и зла здесь несколько видоизменились, как и сами игры, мультфильмы, журналы, игрушки.

 

В настоящее время самыми любимыми мультфильмами в нашей стране являются все же не «Смешарики», хотя они - часть культурно-образовательного проекта «Мир без насилия», реализуемого в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе», причем производство анимационного сериала осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а один из его авторов, как мы помним, - эксперт форсайт-проекта «Детство-2030».

 

Более популярны среди современных детей и подростков «Человек-паук», «Черепашки ниндзя», «Шрек». На «раскрутку» этих персонажей в России уже затрачены миллионы долларов, и конца тому не видно. Благодаря навязчивой рекламе их можно встретить везде, начиная с обертки жвачки и кончая обложкой школьных тетрадей. Причем идет реклама не только самих человека-паука, черепашек и Шрека - образцом для подражания становятся их образ мыслей, а также друзья и враги, окружающие героев.

 

Чтобы нас не заподозрили в необъективности и «трансгуманомании», давайте еще раз вспомним определение трансчеловека:

 

«Трансчеловек - переходное звено в эволюционном процессе от человека к постчеловеку. Человек, модифицированный технологически с целью усиления старых способностей и обретения новых. Изменения тела влекут за собой изменения сознания. Психология трансчеловека может значительно отличаться от современной человеческой. Возможно формирование иных ценностей, другого поведения - как индивидуального, так и общественного» (http://t-human.com/wiki).

 

С помощью чего человек модифицируется? Молекулярных нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии и т.д. А как по-другому он тогда называется?

 

Правильно: монстр, мутант, существо, киборг, андроид... Узнаёте? Да, это всё они, герои популярных детских комиксов и мультсериалов «Человек-паук», «Черепашки ниндзя». «Шрек» тоже выполняет свою задачу по формированию «нового детского мышления», но в данный момент он нас не интересует.

 

Наиболее характерными «трансгуманистическими» чертами обладают именно герои комиксов компании Marvel Comics и «великолепная четверка» антропоморфных черепах-мутантов вкупе со своим «учителем»-крысой, созданные двумя американскими художниками Кевином Истмэном и Питером Лэрдом еще в 1984-м году.

 

Издатели и художники Marvel Comics специализируются на популяризации разного рода монстров, начиная с 1939-го года, когда ими впервые был выпущен комикс, в котором действовали супергерой-андроид Человек Факел и его враг - мутант Нэмор Подводник (http://ru.wikipedia.org/wiki/Marvel_Comics).

 

Перечислять всех героев «Вселенной Marvel», думается, нет нужды, да это и не входит в нашу задачу. Суть не в этом. Замысел этих историй состоит не только в том, чтобы показать битвы монстроидальных героев, олицетворяющих «добро» с такими же монстрами, но играющими роли злодеев. Главное - популяризация существ, не являющихся людьми как таковыми, внедрение в детское сознание представлений о том, что мутанты, киборги, андроиды - это нормально, подсознательного желания быть такими же, как они - суперсильными, суперсмелыми, бессмертными, обладающими массой НЕ-человеческих качеств.

 

Наряду с этим, к примеру, в тех же «Черепашках ниндзя» - мультсериале 2003 года, исподволь не только пропагандируются нанотехнологии, возможность 100-процентной роботизации (доктор Стокман), создание мутантов с помощью генных модификаций (Шредером, Бишопом и другими злодеями), но и навязываются некоторые стереотипы поведения. Например, весьма характерен образ Караи, приемной дочери Шредера. Молодая девушка, по силе и ловкости не уступающая своему отцу и учителю, напрочь лишена каких бы то ни было признаков женственности. Мало того, во многих сериях в схватках она неизменно получает удар в живот, или лоно, что само по себе достаточно символично: бесполость, как мы помним, - один из признаков трансчеловека.

Суровые мускулистые героини с автоматом, копьем или базукой наперевес стали излюбленными персонажами комиксов, сотовых и компьютерных игр. Их неуемная агрессивность и сила, во многом превосходящие агрессивность и силу героев-мужчин, также формируют у детей и подростков подсознательно-негативное отношение к женщине. Причем этих особей женского рода никоим образом нельзя даже заподозрить в возможности быть матерью, хотя некоторые из них - особенно в комиксах Marvel Comics, - не только изображаются со всеми «атрибутами» женщины, но и вступают в определенные отношения с мужчинами (таковы, к примеру, Черная Кошка, она же Фелиция Харди, вид: человек, усиленный биохимической формулой; Женщина-Халк, она же Дженнифер Уолтерс, вид: человек\гамма-мутант; Невидимая Леди, она же Сьюзан Шторм-Ричардс, вид: человек/мутант и другие).

(http://ru.wikipedia.org/wiki/Marvel_Comics)

 


Любопытно, что мрачная агрессия и смещение понятий добра и зла свойственны всем без исключения персонажам, обладающим «инновационными» качествами. Впрочем, более предметный разговор об этом будет позже.

 

«Что посеешь, то и пожнешь»


Мы позволим себе утверждать, что большинство взрослого населения земного шара, не зараженное исследовательским энтузиазмом ученых, которые в пылу познания готовы, как мы видим, зайти очень далеко, навряд ли согласится с ролью трансгуманистической «распределенной индивидуальности» - даже в обмен на бессмертие. Думается, это прекрасно понимают и сторонники ТГ. Поэтому, вместо того, чтобы убеждать «широкие массы» носителей старых морально-этических «предрассудков» в благотворном влиянии на тело и сознание человека различных инноваций, им гораздо проще воспитать новых адептов из представителей молодого поколения и, особенно, из тех, кому сейчас от пяти лет и выше. При этом трансгуманисты действуют в строгом соответствии с известной поговоркой «что посеешь - то и пожнешь». «Семена» нового «инновационного» мышления сеются везде: в мультипликационных и игровых фильмах, детских программах, в комиксах, компьютерных играх. Даже в школьную программу предлагается ввести урок, посвященный все той же проблеме клонирования (http://www.deliberating.org/Lessons_RUS_Cloning.pdf).

 

На сайте «Вечный разум» еще в 2006-м году небезызвестный футуролог Данила Медведев, один из создателей Российского Трансгуманистического движения, председатель Совета директоров российской криокомпании «КриоРус», постоянно эпатирующий публику своими «нечеловеческими» заявлениями, опубликовал Второй выпуск любопытных ссылок на трансгуманизм в Сети, который включал в себя первым пунктом такую ссылку:

«О будущем для молодежи - трансгуманизм и загрузка для самых маленьких.

 

Сайт Острова знаний (http://shepilo.ru, http://treeofknowledge.narod.ru) - просветительский ресурс, ориентированный на детей и подростков. Он содержит информацию об устройстве мира, философских и научных вопросах, стремясь помочь молодым читателям сформировать правильное мировоззрение.

На главной странице написано, что этот сайт:

 

«для девчонок и пацанов, которые любят реальность и хотят

 

·                 иметь доступ ко всем тайнам;

·                 изменить мир так, чтобы жить вечно;

·                 получать от природы и друг от друга только желаемое;

·                 делать все что хочется.

 

Взрослые скажут, что так нельзя, не бывает. Не слушай их. Вселенная наша, будущее за нами. Хочешь знать все о мире, в котором родился, о прошлом, настоящем и будущем природы и человека, о том, что нам предстоит сделать? Ищи в океане информации на островах знаний, размещенных на http://shepilo.ru».

 

Трансгуманизм - это идеология 21-го века. Молодежь, наиболее устойчивая к шоку будущего, - наша самая восприимчивая аудитория. Давайте всегда помнить об этом».

 

Но все дети разные, и нет полной уверенности в том, что «всходы» трансгуманистических «семян» везде взойдут одинаково дружно. Поэтому в силу вступает давно и хорошо зарекомендовавший себя метод селекции: эксперимент по созданию «отборных» трансхьюманов, которые в будущем и станут во главе строителей техногенного «рая», легче всего проводить на «опытных делянках». Что является такими «делянками»? Прежде всего, различные детские и молодежные инновационные программы, фонды, типа Благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение», на сайте которого и размещены материалы форсайт-проекта «Детство-2030».

 

В Новосибирске с марта 2007 года Некоммерческим партнерством «Сибирское методологическое агентство развития территорий - Концепт» по заказу управления по делам молодежи Новосибирской области реализуется программа «Территория развития». На ее сайте, в частности, сказано:

«Территория детства - задача молодых!

 

Общественные институты, определяющие отношение общества к детям и формирующие среду «детства», имеют огромное влияние на развитие человеческого потенциала страны и региона, определяют «стартовый» уровень человеческого капитала каждого из нас. Задача формирования института «детства», адекватного реалиям современной России, должна стать одной из ключевых для молодого поколения» (http://www.novoterra.ru/).

 

В 2007-2008 годах в 12 регионах России Международным форумом лидеров бизнеса (IBLF), объединением предпринимателей «Деловая Россия» и Центром развития некоммерческих организаций при финансовой поддержке Европейского Союза реализовывался проект «БУДУЩЕЕ - В ТВОИХ РУКАХ! Партнерство бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) для вовлечения молодежи в социально-экономическую жизнь». Пилотная стадия проекта проходила в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в течение июня 2008 - апреля 2009 гг. в рамках проекта опыт распространялся в 10 регионах страны.

 

Заметим, акцентирование внимания на будущем, на инновациях - главный признак продвижения трансгуманистических проектов.

 

14 декабря 2010 года корреспондент Софья Шулепова на сайте «Большой Новосибирск» опубликовала заметку с броским заголовком «Дети помогают взрослым внедрять инновации», где говорится о том, что «Развитие наукоемкого производства в Новосибирске невозможно без создания системы профессиональных кадров для всех этапов процесса внедрения инноваций. Поэтому 17 октября 2008 года мэр нашего города Владимир Городецкий подписал распоряжение о создании муниципального автономного учреждения «Городской центр проектного творчества». Его цель - подготовка креативной молодежи для обеспечения всех этапов цикла «исследование - разработка - производство». Одно из приоритетных направлений центра - «Ранняя подготовка инновационных кадров», которая входит в городскую программу «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности до 2020 года». Ее участники - дети разных школ города в возрасте 9-15 лет, которым предлагается решать серьезные проблемы. Заказчиками на разработки детских проектных идей выступают структуры мэрии, предприниматели, управленцы, экономисты, маркетологи, ТОСы и др.».

На сайте Астраханского государственного технического университета помещена информация о приеме работ на X Международный конкурс компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер-2011» (DigitalWind). Турнир проводится Саратовским государственным техническим университетом при поддержке Министерства образования и науки РФ и компании AptechWideWorld. Соорганизатор конкурса и организатор региональных туров -компания Softline. В конкурсе принимают участие школьники и студенты РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Возраст участников - от 7 лет до 21 года.

 

Задачами конкурса «Цифровой ветер» являются развитие творческого потенциала в области ИТ, приобретение участниками навыков работы с интернет-технологиями, компьютерной графикой и анимацией. В рамках конкурса проводятся мастер-классы ведущих специалистов в области современных информационных технологий (http://astu.org/Pages/Show/884-Kaspiiskii-innovacionnii-forum).

 

Опять же предупреждая обвинения в том, что авторам чудится опасность там, где ее нет, и не все компьютерные конкурсы и инновационные программы воспитывают детей и молодежь как будущих трансхьюманов, отметим, что, конечно же, страшны не инновации сами по себе, страшна идеология, которая, беря на вооружение достижения в области высоких технологий, насаждает среди молодого поколения нечеловеческие ценности, противные всей предшествующей истории развития нашей цивилизации.

 

В связи с этим очень характерно интервью ведущего программы «Будущее где-то там» радио Финам.fm Александра Неклессы с Сергеем Поповым, президентом Международной методологической ассоциации, вице-президентом благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» «Поколение 2030: вызовы российскому обществу», опубликованное 20 декабря 2010 года на сайте форсайт-проекта «Детство-2030». Оно стоит того, чтобы привести его здесь с некоторыми купюрами.

 

«НЕКЛЕССА: Я так понимаю, Сергей, что поколение 2030 - это практически только что рожденные детишки.

ПОПОВ: Ну да, те, кому сейчас 5, 6, 8.

НЕКЛЕССА: И через 20 лет они станут... Вот кем же они станут?.. Новое поколение, кто они? Как вы с ними собираетесь... Слово «работать», наверное, не самое удачное, «выращивать», может быть, уже лучше. Вообще, производить новизну.

Как вы видите будущее? И как вы вырастите эти нежные детские организмы к этому будущему?

ПОПОВ: Выращу не только я, а все общество в целом, поскольку...

Основная, как мне кажется, проблема здесь, именно проблема, а не такое светлое будущее, она состоит в том, что, и, опять же, название «Вызов российскому обществу», она состоит в том, что общество и взрослые не успевают за детьми и могут их сильно затормозить. Собственно, это и происходит...

НЕКЛЕССА: Разве это не универсальная ситуация? Мне кажется, дети попадают всегда в ситуацию, когда от них требуют, от них хотят, чтобы они шли по стопам родителей.

ПОПОВ: Конечно.

НЕКЛЕССА: А это же новизна, новые люди, новое поколение. И вот у них всегда эта развилка: идти след в след или протоптать какую-то свою новую тропинку, новую дорожку.

ПОПОВ: Вы знаете, я думаю, нынешняя ситуация конца ХХ - начала XXI века, главное ее отличие состоит в том, что скорость изменений в обществе такова в мире, что на протяжении одного поколения мы практически проходим одну или две технические революции.

Но есть более уникальные революции. И мы с вами, например, прошли несколько социальных укладов. Мы жили при Советском Союзе, теперь мы живем при капитализме, и лет через 10-15 мы будем жить совсем в другом строе. И, собственно, проблема состоит в том, что дети теперь сразу попадают в новое будущее и, в общем, они не будут похожи на нас. Это создает очень сложный конфликт, и уже сейчас социологи и все отмечают, что вся линейка возраста, к которой мы привыкли, она ломается. Появляются новые возрасты, появляются совершенно новая ситуация.

НЕКЛЕССА: Что такое «новые возрасты появляются»?

ПОПОВ: Дело в том, что было время, когда было младенчество, потом сразу появлялись подростки, а потом уже взрослые люди. Детство появилось не так давно, оно появилось с появлением школы, когда возник разрыв между младенчеством, где воспитывали детей, и уже трудовой деятельностью.

НЕКЛЕССА: А сейчас вечные юноши!

ПОПОВ: Да. Знаете, есть такая проблема на Западе, называется «кидалты», то есть люди, которые до 30 лет живут в семье, не женятся, не работают, а все учатся и учатся. То есть, они еще в 30 лет... Но есть и прямо обратная тенденция. Если вы знаете, например, в Соединенных Штатах насчитываются тысячи фирм, учредители которых выступают 14-летние дети. А это, между прочим, и есть новый возраст, и зафиксированный...

НЕКЛЕССА: То есть не просто детство, юность, отрочество передвигаются по шкале вперед, вот то, что вы говорили, до 30 лет, а происходит и обратный процесс. То есть, взрослость опрокидывается на детишек, которые только с горшка встали, прошу прощения.

ПОПОВ: Да, да. И это все очень сильно меняет. И самая большая проблема - это как раз взрослые. Поэтому, когда я формулировал тему, то вот и это выступление, у меня есть доклад по этому поводу, оно и состоит в том, что, справится ли наше общество с тем, чтобы наше следующее поколение было конкурентно в мире, было жизнеспособным, радостным и на острие.

НЕКЛЕССА: Я вас слышу. Потому что проблему действительно я вижу сразу как очень сложную. Потому что если такие молодые деятельные существа, а раз деятельные, успешные деятели, значит, с чувством собственного достоинства, с каким-то уже внутренним стратегическим целеполаганием, и они попадают... Ну, скажем, дети - сразу ассоциация с образовательной системой, дисциплинарной. Конфликт неизбежен.

ПОПОВ: Он уже есть. Так вот, возникает довольно сильный разрыв. И по нашим исследованиям, где-то в 11-14 лет большинство детей реально уходят из семьи и школы. И если они не уходят, то с ними возникает проблема, они становятся вот этими кидалтами. Что значит «уходят»? Это означает, что они перестают вообще общаться с родителями по важным вопросам, они в сообществах, они в новых технологиях, они на будущее. А родители, как мы знаем, это уже отстой.

<...> наша схема восприятия детей, она строится как? Есть семья, есть школа и есть улица. Это с советских времен.

НЕКЛЕССА: Двор.

ПОПОВ: Да, двор тогда был, а сейчас уже, между прочим, не двор - сейчас Интернет и всякого рода другие вещи. Так вот, просто исследования, в том числе и в нашей стране, они показывают следующую вещь: 70% того, чему дети учатся, они учатся не в школе и не в семье.

НЕКЛЕССА: На улице.

ПОПОВ: В Интернете, в кино


Вернуться назад