ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Отмена виз и оптимизм Фраттини. Реплика Максима Соколова

Отмена виз и оптимизм Фраттини. Реплика Максима Соколова


9-12-2009, 14:42. Разместил: VP

Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини рассказал, какую конкретную и даже, возможно, скорую выгоду предоставляет России новая конституция или как бы конституция ЕС, то есть вступивший в действие Лиссабонский договор. По словам итальянского министра, "очень хорошие новости ожидают нас в 2010 году в том смысле, что вопросы либерализации визового режима будут решаться квалифицированным большинством голосов, а не по принципу единогласия. Это даст возможность такой стране, как Италия внести предложение и сказать, что она считает, что россияне заслужили право безвизового передвижения по территории ЕС".

 

Фраттини объяснил, почем только теперь стали возможными хорошие новости: "Сейчас другие страны, то есть любая из 27 стран-членов ЕС, могут наложить вето и заблокировать любое решение. В будущем это станет невозможным, потому что вопрос будет решаться квалифицированным большинством голосов, и я думаю, что наберется достаточное большинство для того, чтобы ввести безвизовый режим для россиян в 2010 году".

 

В речах министра наблюдается парадокс. Обыкновенно требование квалифицированного большинства (т. е. не просто больше половины, но больше 60%, больше 2/3 и так далее) по какому-либо вопросу - есть требование консервативное и направленное на сохранение существующего положения дел. См., например, таковые требования в случае внесения конституционных поправок, причем практически во всех конституциях мира.

 

Бывают, конечно, такие учреждения, и мы их знаем, где собрать две трети голосов по любому вопросу не представляет проблемы, но, как все прекрасное, такие учреждения редки. В обыденной же практике - это серьезный барьер.

 

Однако все познается в сравнении. Собирание квалифицированного большинства представляется делом достаточно легким и простым по сравнению с достижением единогласия. А после стремительного расширения ЕС посредством принятия туда наших бывших социалистических братьев требование единогласия привело к прогрессивному параличу этой межгосударственной структуры. Принцип единогласия, работавший прежде среди немногочисленных партнеров, притершихся друг к другу и понимающих опасность злоупотребления свободным вето, перестал работать, когда воцарилось произвольное "Не дозволям" времен польского сейма XVIII века.

 

Когда ведущие и по экономической мощи, и по народонаселению страны ЕС - такие как Германия, Франция, Италия - согласны, а, допустим, Латвия, чья экономическая мощь и народонаселение существенно меньше, при этом не согласна, и после этого решение не принимается, это тот случай, когда собака на сене делается тираном мироздания. Созидать она ничего не может, но блокировать может все.

 

Оптимизм министра Фраттини понятен. Кроме того, что отношения между Россией и Италией не омрачены особыми противоречиями, кроме того, что у больших стран ЕС принцип свободного вето давно стоял поперек горла, у Италии есть и конкретная заинтересованность. Это страна уникальных памятников истории и культуры, для которой туризм - одна из серьезных статей благосостояния. Отсюда и желание максимально свободных границ со странами, чье население достаточно платежеспособно для туристических поездок. Очевидно, в Риме Россию таковой страной считают.

 

Дело, конечно, не только в туризме - объем деловых, познавательных и прочих поездок вообще важен для улучшения отношений и для большего взаимного доверия.

 

Проблема только в том, что в полной мере положения Лиссабонского договора будут работать лишь с осени 2014 года, а до сей поры будут действовать довольно сложные переходные нормы, которые предоставляют нашим бывшим социалистическим братьям влиять на отношения ЕС и России по принципу: "Сам не ам, и тебе не дам". В том числе и по визовому вопросу. Так что стопроцентной уверенности в том, что после 2010 года - взял и поехал, покуда нет. Будем, впрочем, надеяться, что оптимистический Фраттини все-таки окажется прав.


Вернуться назад