ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Журнализм либерального мозга

Журнализм либерального мозга


10-08-2013, 08:44. Разместил: kassade

В "Ведомостях" вышла очередная статья в рамках, мягко говоря, странной серии материалов про российские железные дороги. Автор сравнивает Якунина и Сечина, а потом, на основе этого сравнения выстраивает какую-то странную теорию заговора, в которой есть недовольные китайцы, доходы от продажи нефти и правительственные миллиарды, которые срочно надо вернуть в распоряжение кабмина, а также намеки на бесполезность железных дорог и всех попыток их модернизировать. Основной посыл таков - дескать, Сечин приносит деньги, а Якунин - только тратит, поскольку обладает поддержкой на самом высоком уровне. Очень странные умозаключения у автора, мягко говоря. В целом, конечно, Якунина и Сечина сравнивать можно, но не надо забывать, что монополии бывают естественными и не естественными. И уж всяко лучше, что миллиардные вложения идут в "железку", а не в "нефтянку".                  

Тональность автора статьи понятна - будучи журналистом очень трудно быть патриотом или сторонником модернизации. Гораздо интереснее и быть критиком и обличителем. А уж с учетом мощной кампании против Якунина, ведущейся в данный момент -  так еще и выгодно. Впрочем, причины этой кампании понятны - кому-то очень не нравится влияние главы РЖД и инвестиции на развитие ж/д сети.                        

РЖД - стратегически важная компания для России, любые изменения в этой отрасли так или иначе отражаются на экономике страны. Дело ведь не в китайцах и привлекательности РЖД для иностранных инвесторов, а в том, что Россия была и остается гигантской страной, в которой транспорт играет важнейшую связывающую роль. Ежегодно РЖД перевозит свыше 1 млрд. пассажиров и 1 млрд. тонн грузов. Кроме этого, не стоит забывать, что РЖД обеспечивает более миллиона рабочих мест для россиян, потребляет до 10% всей производимой в России электроэнергии, строит социальное жилье и прочее-прочее-прочее.                   

Такими цифрами в отрасли не может похвастаться только США и Китай. Следовательно, строительство железных дорог, расширение полотен, модернизация и электрификация путей - это самый очевидный и правильный способ увеличения этих цифр, а следовательно - лучший способ наращивания экономики страны. И уж точно даже школьнику понятно, что на эти цели должны тратиться очень большие средства. В первую очередь - государственные. И эти миллиарды, заметьте, не утекут в офшоры или будут разворованы олигархическими структурами, как в начале 90-х - они будут служить России не одно десятилетие. Так что, когда Якунин "выбивает" на строительство той или иной железной дороги очередную круглую сумму - надо радоваться, что деньги уходят в "железку". Потому что лучше уж увидеть через несколько лет, как ходят скоростные поезда в Казань и Красноярск, и сокращаются сроки перевозки грузов из одного конца страны в другой, чем смотреть, как эти деньги горят в фондах и сомнительных проектах по инновационной модернизации.                                                                      

О быстрой самоокупаемости масштабных строек по линии РЖД речь не идет - это в Бельгии или Люксембурге государству надо вложить несколько десятков млрд евро и вся страна покрыта современными дорогами, а в России транспортные компании никогда не выступали в роли высокодоходных корпораций, заточенных только на извлечение прибыли. РЖД обладает почти 90 тысячами километров железных дорог и основная историческая цель этих дорог - сохранять целостность страны, как бы высокопарно это не звучало. Стройки ВСМ и планы по модернизации Транссиба и БАМа - это не прихоть Якунина, как человека, увлеченного строительством, а один из этапов развития России. И если есть возможность на это тратить миллиарды - то надо непременно тратить. Иначе будет поздно.


Вернуться назад