ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Система образования как способ управления миром
Система образования как способ управления миром4-05-2013, 08:05. Разместил: virginiya100 |
|||
Система образования как способ управления миром
В рамках проекта "Финансово-экономическое, информационное и научно-манипулятивное латентное управление миром" мы продолжаем изучать, каким образом ведется латентное управление миром. В прошлый раз речь шла о глобальном управлении посредством скрытого военного присутствия. На очереди — образование. Система образования формирует не только багаж знаний, но и восприятие мира, мышление, мотивации, ценности человека. Кроме того, образование играет важнейшую роль в установке отношения гражданина к своей стране. Поэтому те, кто захватывает доступ к управлению системой образования (тем более управлению неявному), получает механизм форматирования всего населения по выгодному им сценарию. Это дает прекрасную возможность клубу бенефициаров усилить централизацию своей власти над миром. В рамках проекта авторы проанализировали некоторые тенденции, наблюдающиеся в последние десятилетия в глобальном образовательном пространстве. Одна из тенденций — западоцентризм в сфере образования, внедрение стандартов западной системы образования во всех странах мира, в том числе и в России. Даже сами западные страны не считают свою систему образования лучшей. Еще в 1983 году в докладе Национальной системы США по проблемам качества образования говорилось о том, что качество американского образования "несет угрозу будущему государства и народа" [The National Commission on Excellence in Education. A Nation at Risk: The Imperative for Educational Reform. Wash., 1983].
Как проявляется это навязывание западной системы образования в нашей стране?
Немногочисленная элита получает хорошее образование, направленное на формирование "творческих" личностей, привилегированных управленцев, массовое же образование плодит исполнителей, которые не задают вопросов и даже не способны их сформулировать. Система двух коридоров разрушает единство нации, она нацелена на воспроизводство классов и элит.
Логично предположить, что особенно ущемленными при этом окажутся страны с высоким процентом бедного населения (например, бывшие республики СССР).
Уже сейчас единая ранее советская школа разделена на два коридора. По имеющимся данным, из элитных гимназий, лицеев и спецшкол в престижные вузы поступает 85,2% выпускников, в то время как доля выпускников из "обычных" школ, поступивших в престижные вузы, составляет только 6,5%.
Во-вторых, в школах России насаждается западный принцип конкуренции, а не взаимопомощи, что усугубляет разделение, вызванное стартовыми условиями. Между тем, советская школа была ориентирована на помощь отстающим.
В-третьих, идет разрушение национальной педагогической системы. В России популяризируются педагогические подходы западной традиции на фоне почти тотального забвения уникального опыта советской педагогики. Последняя рассматривается как "идеалогизированная". Разрушение национальной системы образования, культивирование "плюрализма мнений" приводят, в частности, к тому, что в учебниках под лозунгами "новых, актуальных, прогрессивных" даются факты и интерпретации, очерняющие отечественную историю, а это напрямую угрожает государственности.
Кроме того, наблюдается децентрализация в образовательной сфере России, что свойственно Америке и странам Европы. Это явление также негативно сказывается на состоянии государственности. Система образования является институтом социализации, в том числе и социализации политической. Ребенку в детском саду, затем в школе, студенту в вузе транслируются мировоззренческие, ценностные установки, в результате чего у него формируется непротиворечивая и устойчивая картина мира. Так было, например, в Советском Союзе. Какой была картина мира в СССР — это может быть предметом дискуссий, но децентрализация образования приводит к тому, что у ребенка нет вообще никакой цельной и устойчивой картины мира, что приводит к политическому цинизму и безверию.
В-четвертых, у школы отнимается воспитательная функция. Между тем, именно воспитание формирует нетерпимость к несправедливости и ценностные установки. Воспитанным человеком трудно манипулировать. Такая тенденция связана, в частности, с тем, что в рамках Болонской системы
Такой тип учителя свойственен западным культурам (и по многим данным, учителя сами не довольны такой ситуацией). Кардинально меняется общественная функция образования: учитель перестает быть ретранслятором традиционных ценностей, место которых занимают ценности космополитические.
В-пятых, в системе отечественного образования идет насаждение западной модели индивидуализма и конкуренции. Принципы соцдарвинизма претворяются в жизнь уже начиная со школьной парты. Растет общество индивидов, сплоченность нации снижается.
Глубоко неправильным выглядит заявление Дмитрия Медведева, что коллективизм ушел в прошлое и актуальные реалии конкуренции должны найти отражение в образовании. То есть России предлагается отказ от коллективной советской модели образования в пользу индивидуалистической американской, которая советской "проиграла космос за партой".
Наконец, у учащихся формируется "мозаичное сознание". И в науке, и в образовании идет распространение релятивистских парадигм. Взят курс на уход от "технократической перегрузки образования". В образовании и в науке распространяются релятивистские представления. Из школьных программ вытесняются классические естественные и точные дисциплины, которые всегда формировали у учеников представления о четких критериях истины и логическое мышление. Релятивистские подходы облегчают манипуляцию населением. Вместо естественных и точных предметов вводятся новые "интегративные" курсы, что являет калькой западного модульного подхода. Дополняет картину ЕГЭ, который является плохо скопированной и неудачной самой по себе западной практикой.
Пустующее место целостного образования занимают медиа, хаотичные сведения и новости в интернете, журналах.
Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что силы, которые хотят управлять миром, продвигают в образовательной сфере процессы, разрушающие традиционные системы и повышающие степень манипулируемости населением. К сожалению, это отчетливо проявляется в тенденциях в отечественном образовании. Вернуться назад |