ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Система образования как способ управления миром

Система образования как способ управления миром


4-05-2013, 08:05. Разместил: virginiya100
Система образования как способ управления миром

 

25 апреля 2013 года
Закладки      

В рамках проекта "Финансово-экономическое, информационное и научно-манипулятивное латентное управление миром" мы продолжаем изучать, каким образом ведется латентное управление миром. В прошлый раз речь шла о глобальном управлении посредством скрытого военного присутствия. На очереди — образование. Система образования формирует не только багаж знаний, но и восприятие мира, мышление, мотивации, ценности человека. Кроме того, образование играет важнейшую роль в установке отношения гражданина к своей стране. Поэтому те, кто захватывает доступ к управлению системой образования (тем более управлению неявному), получает механизм форматирования всего населения по выгодному им сценарию. Это дает прекрасную возможность клубу бенефициаров усилить централизацию своей власти над миром.


В рамках проекта авторы проанализировали некоторые тенденции, наблюдающиеся в последние десятилетия в глобальном образовательном пространстве.

Одна из тенденций — западоцентризм в сфере образования, внедрение стандартов западной системы образования во всех странах мира, в том числе и в России.

Даже сами западные страны не считают свою систему образования лучшей. Еще в 1983 году в докладе Национальной системы США по проблемам качества образования говорилось о том, что качество американского образования "несет угрозу будущему государства и народа" [The National Commission on Excellence in Education. A Nation at Risk: The Imperative for Educational Reform. Wash., 1983].

 

Как проявляется это навязывание западной системы образования в нашей стране?

Во-первых, внедрение системы "двух коридоров". Суть системы такова: в соответствии со своим достатком люди делятся на две категории и направляются либо по одному, либо по другому образовательному "коридору".

Немногочисленная элита получает хорошее образование, направленное на формирование "творческих" личностей, привилегированных управленцев, массовое же образование плодит исполнителей, которые не задают вопросов и даже не способны их сформулировать. Система двух коридоров разрушает единство нации, она нацелена на воспроизводство классов и элит.

 

Логично предположить, что особенно ущемленными при этом окажутся страны с высоким процентом бедного населения (например, бывшие республики СССР).

 

Уже сейчас единая ранее советская школа разделена на два коридора. По имеющимся данным, из элитных гимназий, лицеев и спецшкол в престижные вузы поступает 85,2% выпускников, в то время как доля выпускников из "обычных" школ, поступивших в престижные вузы, составляет только 6,5%.

 

Во-вторых, в школах России насаждается западный принцип конкуренции, а не взаимопомощи, что усугубляет разделение, вызванное стартовыми условиями. Между тем, советская школа была ориентирована на помощь отстающим.

 

В-третьих, идет разрушение национальной педагогической системы. В России популяризируются педагогические подходы западной традиции на фоне почти тотального забвения уникального опыта советской педагогики. Последняя рассматривается как "идеалогизированная". Разрушение национальной системы образования, культивирование "плюрализма мнений" приводят, в частности, к тому, что в учебниках под лозунгами "новых, актуальных, прогрессивных" даются факты и интерпретации, очерняющие отечественную историю, а это напрямую угрожает государственности.

 

Кроме того, наблюдается децентрализация в образовательной сфере России, что свойственно Америке и странам Европы. Это явление также негативно сказывается на состоянии государственности. Система образования является институтом социализации, в том числе и социализации политической. Ребенку в детском саду, затем в школе, студенту в вузе транслируются мировоззренческие, ценностные установки, в результате чего у него формируется непротиворечивая и устойчивая картина мира. Так было, например, в Советском Союзе. Какой была картина мира в СССР — это может быть предметом дискуссий, но децентрализация образования приводит к тому, что у ребенка нет вообще никакой цельной и устойчивой картины мира, что приводит к политическому цинизму и безверию.

 

В-четвертых, у школы отнимается воспитательная функция. Между тем, именно воспитание формирует нетерпимость к несправедливости и ценностные установки. Воспитанным человеком трудно манипулировать. Такая тенденция связана, в частности, с тем, что в рамках Болонской системы

учитель превращается из наставника в продавца "образовательной услуги". Неизбежно при этом падение авторитета учителя: у продавца нет морального права воспитывать, он лишь продает сухие знания.

Такой тип учителя свойственен западным культурам (и по многим данным, учителя сами не довольны такой ситуацией). Кардинально меняется общественная функция образования: учитель перестает быть ретранслятором традиционных ценностей, место которых занимают ценности космополитические.

 

В-пятых, в системе отечественного образования идет насаждение западной модели индивидуализма и конкуренции. Принципы соцдарвинизма претворяются в жизнь уже начиная со школьной парты. Растет общество индивидов, сплоченность нации снижается.

 

Глубоко неправильным выглядит заявление Дмитрия Медведева, что коллективизм ушел в прошлое и актуальные реалии конкуренции должны найти отражение в образовании. То есть России предлагается отказ от коллективной советской модели образования в пользу индивидуалистической американской, которая советской "проиграла космос за партой".

 

Наконец, у учащихся формируется "мозаичное сознание". И в науке, и в образовании идет распространение релятивистских парадигм. Взят курс на уход от "технократической перегрузки образования". В образовании и в науке распространяются релятивистские представления. Из школьных программ вытесняются классические естественные и точные дисциплины, которые всегда формировали у учеников представления о четких критериях истины и логическое мышление. Релятивистские подходы облегчают манипуляцию населением. Вместо естественных и точных предметов вводятся новые "интегративные" курсы, что являет калькой западного модульного подхода. Дополняет картину ЕГЭ, который является плохо скопированной и неудачной самой по себе западной практикой.

 

Пустующее место целостного образования занимают медиа, хаотичные сведения и новости в интернете, журналах.

 

Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что силы, которые хотят управлять миром, продвигают в образовательной сфере процессы, разрушающие традиционные системы и повышающие степень манипулируемости населением. К сожалению, это отчетливо проявляется в тенденциях в отечественном образовании.


Вернуться назад