ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Вторая волна "прихватизации". Реплика Александра Привалова
Вторая волна "прихватизации". Реплика Александра Привалова4-12-2012, 08:51. Разместил: VP |
Коллегия Минэкономики "в целом одобрила" к внесению в правительство новую концепцию управления госимуществом до 2018 года. Документ предполагает полную ликвидацию к 2018 году такого явления, как федеральные государственные унитарные предприятия (напомню, что сегодня ФГУПов в России — четыре тысячи) и двойной рост вовлеченных в оборот земельных участков.
В самое ближайшее время предполагается раздел госимущества на две группы: подлежащее скорейшей продаже и сохраняемое в госсобственности для дальнейшего развития. Короче говоря: давай-давай, как говорил один азартный персонаж "Августа 44-го", "хватай мешки – вокзал отходит".
В других бумагах приватизационные задания ещё жёстче. Так, согласно проекту программы "Основные направления деятельности правительства РФ до 2018 года", уже к 2015 году государство планирует выйти из акционерного капитала трёх с лишним тысяч акционерных обществ, а также приватизировать тысячи ФГУП – семь из каждых восьми.
Такие темпы вызывают удивление и даже, я бы сказал, тревогу. Абсолютное большинство компаний, которые государство собирается приватизировать, давно, извините за пошлое слово, "прихватизированы". Их активы давно используются в интересах частных лиц – прежде всего, директоров и крышующих их чиновников.
Поэтому, прежде чем переходить к финальной фазе приватизации, продаже акций, государству стоило бы узнать, какими активами и бизнесами оно владеет, и вернуть формально собственные предприятия под свой реальный контроль. Я бы с удовольствием сказал, что есть сомнения в том, что государство сможет решить эту задачу в ближайшие два-три года. Но так сказать у меня язык не поворачивается: никаких сомнений нет, не сможет.
Член Экспертного совета при правительстве Сергей Стрельников приводит такие данные. В реестрах Росимущества учтено 193 тысячи земельных участков, в то время как в федеральном Росреестре право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 295 тысяч участков.
То есть, Росимущество каким-то образом потеряло сто тысяч земельных участков. Да и то, что формально не потеряно, не обязательно контролируется всерьёз. Один лишь пример. В отчётности госкомпании ФЦЛ за активом остаточной стоимостью 11 тысяч рублей скрывается дом в центре Сочи. Небольшой, конечно, но дом. В Сочи. Знаете, почём там нынче недвижимость? Вот знайте: по 11 тысяч рублей.
Приватизировать всё это или даже заметную часть всего этого всерьёз ни за три, ни за пять лет нельзя. Ведь что такое приватизировать всерьёз? Это значит, найти подобающего инвестора и получить с него за госсобственность разумные деньги. А как его найти? Министр экономики Белоусов говорит прямо: "Не находится желающих на весь этот хлам, который находится под управлением Росимущества". Почему? Прежде всего потому, что плохо оформлены права на эти объекты: по данным Счетной палаты, права собственности надлежащим образом оформлены лишь у 12% госкомпаний.
Короче говоря, нынешнее положение с учётом и контролем госимущества не позволяют справедливо оценить госкомпанию даже как имущественный комплекс, а тем более как бизнес. Компания оценивается лишь на основе имеющейся бухгалтерской отчетности: те самые 11 тысяч за сочинский дом.
Результат: грошовая приватизационная цена, которая обеспечивает колоссальные прибыли "прихватизаторам": после наведения элементарного порядка в учете, контроле и управлении актив можно будет перепродать либо распродать по частям в разы дороже государственной оценки.
Пока не будут решены все вышеперечисленные проблемы, приватизационных сделок либо не будет, либо они будут проходить по заниженной цене, создавая коррупционную среду и снижая доверие гражданского общества к приватизации.
Президент Путин говорил летом: "Нынешняя приватизация не должна иметь ничего общего с практикой залоговых аукционов и прочих сомнительных сделок, широко применявшихся в 1990-е годы, когда государственные активы приобретались за счет близости к административному ресурсу по явно заниженной стоимости". А никак иначе не получится, если продолжать требовать бешеных темпов.
Я прекрасно понимаю: очень хочется немедленно разгрести завалы лжи, воровства и бездарности, скопившиеся в закромах Росимущества. Но взять всё вот так и просто выкинуть за рубль, за копейку, только заберите с глаз долой, — едва ли правильно.
В годы большой приватизации спешка объяснялась, помимо прочего, неимоверной слабостью государства. Власть понимала, что не способна контролировать принадлежащие ей активы, а потому сбрасывала их с рук. Результатом стала, если не вспоминать об удачной или горькой судьбе отдельных приватизированных компаний, общенародная ненависть к самому слову "приватизация". Не думаю, чтобы за двадцать лет российская власть так мало усилилась, чтобы стоило дословно повторять тогдашний опыт. Вернуться назад |