ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Пять сценариев развития ситуации в ЕС. Спенс: ЕС в шаге от развала

Пять сценариев развития ситуации в ЕС. Спенс: ЕС в шаге от развала


4-03-2017, 09:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Пять сценариев развития ситуации в ЕС

В среду Еврокомиссия представила "Белую книгу о будущем Европы" — труд, описывающий непростой период выхода Великобритании из ЕС, который, как считает председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, является "основной проблемой и основным источником возможностей для Европы на предстоящее десятилетие".

Здесь рассмотрены пять возможных сценариев, по которым Евросоюз мог бы развиваться до 2025 г. с точки зрения влияния новых технологий на общество в целом и на создание рабочих мест.

Также в книге поднимаются вопросы глобализации, проблем безопасности и роста популизма. И перед жителями ЕС сейчас стоит выбор: либо пройти мимо этих возможностей, либо воспользоваться ими и получить пользу, которую они могут принести.

Население и экономический вес Европы падают, в остальных частях мира, напротив, растут. К 2060 г. ни одна из стран ЕС не будет составлять даже 1% населения мира — веские основания для объединения. Так что процветание Европы будет зависеть от ее открытости и прочных связей со своими партнерами.

Расходы стран ЕС, в % ВВП в 2015 году

Сценарий 1: продолжаем в том же духе

27 стран ЕС фокусируются на проведении позитивной программы реформ в духе той, которая была предложена Еврокомиссией в 2014 г., и Братиславской декларации, согласованной всеми 27 государствами-членами в 2016 г. Тогда к 2025 г. европейцы:

- смогут управлять "подключенными" автомобилями – машины, подключенные к интернету, однако будут сталкиваться с проблемами при пересечении границ, поскольку сохранятся некоторые правовые и технические ограничения;

- европейцы в основном смогут путешествовать через границы без остановки для проверки; усиленный контроль безопасности означает, что нужно прибыть в аэропорты и на вокзалы задолго до вылета.

Сценарий 2: единый рынок прежде всего

27 стран ЕС постепенно фокусируются вокруг единого рынка, учитывая, что 27 стран ЕС не в состоянии найти общий язык во все большем числе областей политики. К 2025 г. это может означать:

- пересечение границы при бизнес-поездках и туристических путешествиях становится затруднительным из-за регулярных проверок; найти работу за границей все труднее, передача пенсионных прав в другой стране не гарантируется; те, кто заболевает за границей, вынуждены оплачивать огромные счета за лечение;

- европейцы не хотят использовать "подключенные" автомобили из-за отсутствия норм и технических стандартов в масштабах ЕС.

Сценарий 3: те, кто хочет больше, делают больше

ЕС позволяет 27 членам более глубокое взаимодействие в конкретных областях, таких как оборона, внутренняя безопасность или социальная политика. Появляется одна или несколько стран, желающих выйти. К 2025 г. это может означать:

- 15 государств-членов создали полицейские корпусы и магистратные суды для решения трансграничных преступных действий; информация по вопросам безопасности немедленно поступает в национальные базы данных, которые полностью связаны между собой;

- "подключенные" автомобили широко используются в 12 государствах-членах, которые договорились согласовать свои правила ответственности и технические стандарты.

Сценарий 4: выполнять меньше, но более эффективно

27 стран ЕС фокусируются на более глубоком и быстром взаимодействии в отдельных областях политики, однако снижают уровень взаимодействия в тех областях, которые не приносят прогресса.

Таким образом, ограниченные ресурсы будут сосредоточены на отдельных областях политики. К 2025 г. это может означать:

- европейский регулирующий орган в сфере телекоммуникаций будет иметь право высвободить частоты для трансграничных услуг связи наподобие тех, которые используются "подключенными" автомобилями; она также будет защищать права мобильных интернет-пользователей, которые находятся на территории ЕС;

- новое европейское агентство по борьбе с терроризмом помогает сдерживать и предотвращать серьезные атаки путем систематического отслеживания и выявления подозреваемых.

Сценарий 5: работаем больше и вместе

Страны-члены ЕС решили передать больше власти, ресурсов и ответственности в принятии решений определенному органу. Решения на общеевропейском уровне принимаются и утверждаются быстрее. К 2025 г. это может означать:

- европейцы, которые захотят пожаловаться на финансируемый ЕС проект ветряных турбин в их местности, не смогут призвать к ответственности власти, так как им будет необходимо связаться с компетентными европейскими властями;

- "подключенные" автомобили плавно колесят по всей Европе, учитывая, что действуют четкие общеевропейские правила; водители могут рассчитывать на то, что эти правила будут соблюдены.

Конечно, отсутствует один конкретный сценарий - тот, который, по мнению большинства, и окажется в игре, в случае если к власти в Европе придет Лагард. Тем не менее есть причина не рассматривать "сценарий №6".

Источник: http://www.vestifinance.ru/art...

 

 

Спенс: ЕС в шаге от развала

Европейский союз в последние годы стал целью для критики со стороны экономистов, и для этого есть существенные причины.

Как пишет в своей статье на Project Syndicate лауреат Нобелевской премии Майкл Спенс, растущее напряжение в ЕС между странами в ближайшее время должно быть преодолено или же союз распадется.

Лауреат Нобелевской премии, экономист Майкл Спенс

"Один умный знакомый в Милане недавно задал мне следующий вопрос: "Если иностранный инвестор, например из США, захочет инвестировать значительную сумму в итальянскую экономику, что бы вы ему посоветовали?"

Я ответил, что хотя здесь есть много возможностей для инвестиций в различные компании и отрасли, инвестиционный климат в целом очень запутанный. Я бы порекомендовал инвестировать вместе с хорошо осведомленным местным партнером, который может лавировать в этой системе и различать неявные риски.

Конечно, такой же совет можно дать и по поводу многих других стран, например Китая, Индии и Бразилии. Однако еврозона все больше превращается в экономический блок стран, движущихся на двух разных скоростях, причем потенциальные политические последствия этой тенденции вызывают у инвесторов повышенную тревогу.

На недавней встрече инвестиционных советников высокого уровня один из организаторов спросил у присутствующих, будет ли евро, по их мнению, существовать через пять лет. Только один человек из двухсот сказал, что не будет. Это весьма неожиданная коллективная оценка имеющихся рисков, особенно если учесть текущую экономическую ситуацию в Европе.

Реальный (с учетом инфляции) ВВП Италии находится сейчас примерно на уровне 2001 г. В Испании дела идут лучше, но ее реальный ВВП до сих пор примерно такой же, как в 2008 г., как раз накануне финансового кризиса. В странах Южной Европы, включая Францию, наблюдаются крайне слабые темпы восстановления экономики и упорно высокий уровень безработицы, превышающий 10% (а среди молодежи младше 30 лет он намного выше).

Между тем, уровень госдолга достиг или превысил 100% ВВП (в Италии он сейчас равен 135%), при этом инфляция и темпы реального роста (а значит и номинального) остаются низкими.

Этот затяжной долговой навес мешает использованию фискальных мер, способствующих возврату уверенных темпов роста экономики.

Конкурентоспособность стран еврозоны в торгуемых секторах сильно варьируется из-за дивергенции, которая началась, как только появилась единая валюта. Хотя недавнее ослабление евро будет частично притуплять последствия этой дивергенции, оно не устранит ее полностью. У Германии будет сохраняться большой профицит, а в странах, где соотношение стоимости труда к производительности высоко, внешняя торговля будет и дальше генерировать недостаточные темпы роста экономики.

После финансового кризиса 2008 г. все считали, что длительное, трудное восстановление экономики в еврозоне в конечном итоге сменится уверенным ростом. Но сейчас такие рассуждения уже не вызывают доверия. Европа, похоже, не медленно восстанавливается, а попала в ловушку квазипостоянного эквилибриума низких темпов роста.

Социальная политика стран еврозоны притупляет влияние поляризации рабочих мест и доходов, которая вызвана глобализацией, автоматизацией и цифровыми технологиями, на распределение доходов в обществе. Однако эти страны (хотя, будем справедливы, и многие другие) всё еще не осознали до конца три произошедших друг за другом изменения, которые влияют на мировую экономику начиная примерно с 2000 г.

ПЕРВОЕ (и ближайшее к Европе): евро был введен без одновременной унификации в области бюджетной политики и регулирования.

ВТОРОЕ: Китай вступил во Всемирную торговую организацию и стал плотнее интегрирован в мировые рынки.

ТРЕТЬЕ: цифровые технологии стали оказывать все большее влияние на экономические структуры, рабочие места и глобальные цепочки поставок, что существенно изменило глобальные модели занятости и ускорило процесс исчезновения рабочих мест, связанных с рутинной работой.

Вскоре после этого, в 2003-2006 гг., Германия провела серьезные реформы по улучшению структурной гибкости и конкурентоспособности. А в 2005 г. истек срок действия Международного соглашения по текстильным товарам. Без этого соглашения, на основании которого с 1974 г. устанавливались квоты на экспорт текстиля и одежды, глобальная текстильная промышленность стала активно концентрироваться в Китае и, что удивительно, в Бангладеш.

За один только 2005 г. Китай удвоил свой экспорт текстильных товаров и одежды в страны Запада. Это явление имело особенно негативные последствия для бедных регионов Европы, а также для менее конкурентоспособных развивающихся стран во всем мире.

Все эти изменения привели к дисбалансам в моделях роста экономики в целом ряде стран. Поскольку многие страны вели политику борьбы с дефицитом совокупного спроса, у них вырос госдолг, а на рынке жилья появился долговой пузырь. Данные модели роста были неустойчивыми, и когда они, в конце концов, рухнули, базовые структурные слабости экономики вдруг резко обнажились.

Сейчас растет сопротивление сложившейся системе. Результаты референдума о Брекзите в Великобритании и избрание Дональда Трампа президентом США стали отражением недовольства общества системой распределения доходов в существующих экономических моделях. А увеличение поддержки популистских, националистических и антиевропейских партий создает теперь серьезную угрозу и для Европы, и не в последнюю очередь для крупных стран еврозоны – Франции и Италии.

Вне зависимости от того, победят или нет эти партии на избирательных участках в ближайшем будущем, их появление ставит под сомнение избыточно оптимистичные взгляды на перспективы долгой жизни евро. Антиевропейские политические силы явно добиваются электоральных успехов.

Их популярность будет и дальше нарастать, если рост экономики останется анемичным, а безработица – высокой. Между тем, Евросоюз, скорее всего, не будет в ближайшей перспективе заниматься значимыми вопросами или институциональными реформами из-за страха, что такие шаги негативно повлияют на результаты предстоящих в этом году выборов в Нидерландах, Франции, Германии и, возможно, Италии.

Да, конечно, есть альтернативное мнение, согласно которому, Брекзит, избрание Трампа и подъем популистских и националистических партий станут пробуждающим звонком и подтолкнут Европу к более широкой интеграции и политике стимулирования роста экономики. Но для этого нужно, чтобы политики ЕС отказались от мнения, будто каждая страна в одиночку несет ответственность за наведение порядка в своем доме, соблюдая при этом все обязательства перед ЕС – бюджетные, финансовые и в области регулирования.

Следование правилам ЕС больше не выглядит целесообразным, потому что действующая система создает слишком много ограничений и содержит слишком мало эффективных механизмов адаптации. Да, конечно, бюджетные, структурные и политические реформы очень нужны; но их будет недостаточно, чтобы решить проблему с ростом экономики в Европе. Горькая ирония всего этого в том, что страны еврозоны обладают колоссальным потенциалом роста в очень многих отраслях. Они далеко не безнадежны, им просто нужно ослабить ограничения системы.

Будет ли будущее Европы похоже на медленное движение поезда под откос или же новое поколение молодых лидеров будет добиваться более глубокой интеграции и инклюзивного экономического роста? Трудно сказать. Я лично не стал бы отмахиваться ни от первой, ни от второй вероятности.

Одно представляется ясным: статус-кво нестабилен и не может сохраняться неопределенно долго. Без заметных перемен в политике и в траектории движения экономики в какой-то момент может произойти политическое замыкание, как это уже случилось в США и Великобритании".

Источник: http://www.vestifinance.ru/art...


Вернуться назад