Представители стран-участниц НАТО собрались в Варшаве до 9 июля, чтобы подтвердить решение, принятое в начале этого года. Североатлантический альянс разместит свои боевые подразделения в четырех странах, граничащих с Россией, — в Эстонии, Литве, Латвии и Польше. Согласно предварительным договоренностям, новую прописку получат как минимум две тысячи кадровых военных, но эта цифра не окончательна: Польша рассчитывает на увеличение контингента вооруженных сил НАТО до 4-6 тысяч человек.
Военных НАТО, готовящихся отправиться в Восточную Европу, разделят на 4 батальона, из расчета по 500 человек на страну. Шефство над каждым из подразделений доверят одной из держав альянса. На практике это будет означать создание «зон ответственности» для главных стран-участников НАТО: США разместят своих военных в Польше, Германия в Литве, Великобритания в Эстонии, а Канада в Латвии.
В геополитической структуре, создаваемой участниками варшавского саммита, не хватает Франции. В Париже отклонили предложение взять руководство батальоном НАТО и отправят в Восточную Европу своих военных на подчиненной основе. 150 французов все же будут проходить службу в Прибалтике, попеременно то на территории Эстонии, то Латвии.
Нежелание Парижа активно участвовать в «сдерживании России» (в июне французские военные не приняли участие в восточно-европейских маневрах НАТО «Анаконда 16») не позволило альянсу разместить в Восточной Европе контингент, устраивающий Польшу. Несмотря на продолжающиеся трения (официальное согласие Канады также пока не получено) президент Польши Анджей Дуда заявил, что варшавский саммит «направит сигнал о единстве НАТО», адресованный России.
Мягкая оппозиция французских властей планам США и Польши затрагивает один из важнейших геополитических проектов Вашингтона — развертывание системы ПРО, радары которой планируется разместить в Восточной Европе. Противоракетная оборона станет одной из ключевых тем саммита, поскольку в Париже, хотя и в меньшей степени, чем в Москве, видят в намерениях американских военных угрозу своему суверенитету. Во Франции и в Германии опасаются, что оборона ЕС де-факто будет поставлена под контроль США.
«Система ПРО никогда не сможет стать полностью непроницаемой, при этом никто не знает, каких финансовых вложений она потребует», - цитирует раздраженного высокопоставленного французского чиновника на условиях анонимности газета Le Monde. Действительно неизвестно, будет ли противоракетная оборона стоить от 1 до 6 миллиардов долларов, как рассчитывают в Вашингтоне, или 50 миллиардов, как предполагают некоторые эксперты. В любом случае, Парижу придется выплатить 12% от этой суммы, что многих во французской элите не устраивает.
С противодействием европейцев, в особенности Франции и Германии, связывают еще одну нерешенную проблему НАТО — вопрос о членстве в альянсе для Грузии. Официальный представитель альянса Реанна Джонс-Буталеб заявила, что «на саммите в Варшаве будет признан прогресс, достигнутый Тбилиси» в военной реформе, но о присоединении к блоку речь не пойдет. Из утечек накануне саммита следует, что власти другого постсоветского государства — Украины — изучают возможность присоединения к НАТО. Однако перспективы подобного развития событий остаются еще более туманными.
Согласившиеся на размещение своих военных в Прибалтике европейские страны исходят из того, что военных конфликтов в этом регионе не случится. Вхождение в состав НАТО Тбилиси воспринимается в Париже и в Берлине совсем иначе, поскольку на территориях, которые в альянсе считают грузинскими, вооруженное противостояние может возобновиться в любой момент. Статья V устава НАТО предполагает, что в этом случае участникам альянса придется выступить на стороне Грузии. Перспектива военного конфликта с Россией еще более реальна в случае присоединения к альянсу Украины, так что в Киеве, понимая трудность своего положения, официально и не заявляют о желании присоединиться к НАТО.
Зато украинские власти готовы поддержать инициативу президента Турции Реджепа Эрдогана, считающего целесообразным создание «черноморского флота» НАТО с участием трех государств альянса, имеющих выход к акватории. Инициатива, при помощи которой Анкара рассчитывает «отвлечь» военно-морские силы западных стран от Эгейского моря, где те ведут борьбу с нелегальной миграцией, будет на повестке дня саммита в Варшаве.
Предложение Эрдогана выявляет оборотную сторону примирения между Россией и Турцией. На исходе 2015 года страны НАТО опасались, что Анкара может втянуть их (в силу действия статьи V) в военное противостояние с Москвой. Разрядка в российско-турецких отношениях позволяет Эрдогану развеять опасения Парижа и Берлина и благодаря этому провести в жизнь решение, совершенно невыгодное Кремлю.
Накануне варшавского саммита о нем говорят о как о важнейшем событии в истории альянса со времени завершения Холодной войны. В превосходных степенях о готовящейся встрече отозвался генсек альянса Йенс Столтенберг, отчитавшийся о «наиболее значимом усилении НАТО» с конца 1980-х годов. Тот же политик настаивает на увеличении военных расходов европейских членов НАТО «не менее, чем на 3%», причем уже в ближайшее время. Для России, отношения с которой станут главной темой предстоящей встречи, саммит в Варшаве может означать дальнейшее усиление позиций альянса у ее границ, причем одновременно и на северном, и на южном направлении. Сдерживает военное объединение только действие соглашения Россия-НАТО от 1997 г, запрещающее размещение действительно больших вооруженных контингентов на границах сторон.
В то время, как НАТО готовится показать силу, в Кремле делают ставку на содействие европейских элит, не имеющих отношения к альянсу. Опыт взаимоотношений России и стран ЕС показывает, что между военными и дипломатами стран Евросоюза существуют расхождения по «российскому вопросу». В то время, как французский и немецкий генеральные штабы ориентируется на сотрудничество с США, в информации от которых Париж нуждается для ведения антитеррористической борьбы в Сирии, Ираке и в Африке, во внешнеполитических ведомствах главных стран ЕС стремятся к большей независимости от Вашингтона.
Подтверждение этого факта пришло незадолго до саммита. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер осудил восточноевропейские маневры НАТО и призвал к снятию санкций против России в случае, если Минские соглашения будут выполнены. «Подход, при котором всё или ничего, может, и звучит красиво, но не работает», - примирительно добавил Штайнмайер. Тогда же министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро выразил надежду, что санкции против Москвы «не будут автоматически продлены» в декабре с.г. Не имея союзников внутри НАТО как такового, Россия пробует воздействовать на Евросоюз единственным способом, который остается, - в обход альянса.
Париж